Сейчас на сайте
Все о детях
Самые крутые площадки Минска, где дети готовы играть сутками
Это интересно
"Это был разрыв шаблона". Мы нашли парня, который работает "няней" Выбор профессии: что делать, когда способности к одному, а душа лежит к другому? Чего ни в коем случае не должно быть в составе косметики?
Школьная жизнь
Какие предметы стоило бы убрать из школьной программы?
Спорный вопрос
Почему наша система образования больше заточена под девочек, а не под мальчиков?
Беременность и роды
Нельзя ходить на кладбище и развешивать белье. Абсурдные запреты для беременных Минчанка вспоминает роды как страшный сон и обвиняет врачей в халатности
Отношения взрослых
"Комплекс Мадонны", или Почему мужчина не хочет секса с женой Белорусы развелись, но продолжают жить вместе: необычный опыт
Женский мир
На что способны женщины в послеродовой депрессии: откровенные истории
Личный опыт
«У меня в подчинении 10 столяров». Мама рассказывает, как ведет «мужской» бизнес
Новости компаний
Лучшие детские лагеря на летних каникулах 2019

"В школе меня считали лентяем и высмеивали публично". Как живут люди с дислексией (каждый 10-й из нас)

12 апреля 2019 года
26

По статистике, каждый десятый человек в мире живет с дислексией. Несмотря на то, что проблема распространена, знают о ней немногие. Безграмотность ребенка «лечат» переписыванием, медленное чтение – большими длинными текстами, которые у дислектиков вызывают панику.  Что такое дислексия и как с эти жить, рассказывают взрослые дислектики и нейропсихолог Наталья Овсяник.

Дислексия - это особенность работы мозга, при которой человеку трудно освоить базовые навыки грамотности (чтения, счета, письма). Люди с дислексией могут путать буквы в словах, могут пропускать или зеркалить буквы при письме, при чтении делают ошибки, могут не до конца понимать прочитанное, путают право-лево, с трудом запоминают порядок дней недели или месяцев в году. При этом дислексия никак не связана с низким интеллектом.
 

Источник фото: архив героя
 

Евгений Иванюк закончил школу в Бресте, учился в Польше, Америке, сейчас живет и работает в США. Про дислексию узнал всего 1,5 года назад.

- Лично для меня дислексия – это не проблема, а трудности, которые очень сильно усложняли учебу в школе, но в обычной жизни это не вызывает каких-то критических проблем, ведь при современных технологиях информацию можно получить в аудио- или видео-формате.

Евгений свободно разговаривает на трех языках - русском, белорусском, английском, но перевести текст с одного языка на другой ему тяжело.

- Такое ощущение, что языки живут в моей голове по отдельности. Мне не подходят стандартные формы обучения: от правил толку нет, если я пытаюсь построить предложения по правилам, получается еще хуже. Я начинаю задумываться и не понимаю, как правильно. То же самое с русским языком: бери проверочное слово и проверяй, но я не знаю, как пишется проверочное слово, вот в чем прикол. Изучение языков происходит больше на интуитивном уровне. Бывает такое, что забываешь слово на всех языках.

Евгений быстрее читает на русском языке, но пишет грамотнее на белорусском.

- Любое письмо занимает много времени. Мне сложно написать даже пост в Фейсбуке, практически все слова проверяю. Есть похожие слова, например, plans и planes на английском, и у меня всегда получаются «самолеты» вместо «планов». Если пишу от руки, вообще забавно получается. Я могу одновременно писать печатные и прописные буквы в словах, потом и сам не всегда могу разобрать, что написал. На компьютере все проще, там просто «кривые» слова получаются.



Школа – ад для дислектиков

Когда Евгений учился в школе, про дислексию никто не знал. Его считали лентяем и высмеивали публично.

- Все знакомые с дислексией рассказывают про школу одно и то же: это какой-то ад. Меня заставляли учить все правила по сто раз, я их зазубривал. Но что толку в знании правил, если я в каждом слове делал ошибки? Моя первая учительница вызывала меня к доске, зачитывала публично мои ошибки в письменных работах.

Родители заставляли меня по много раз переписывать один и тот же текст. Но это был бесконечный процесс, невозможно  было переписать все без ошибок. Меня наказывали, угрожали, не пускали на улицу. Таблицу умножения я так и не выучил, просто запомнил какие-то отдельные моменты, и отталкиваясь от них, я просто складываю числа в голове.

Если я читал в школе с кем-то одну книгу, то в лучшем случае прочитывал только треть страницы, в то время как одноклассник успевал прочесть все. Я говорил, что дочитал, но это была неправда. Чаще всего, я просто выискивал по ключевым словам в тексте то, что мне надо.

Когда на уроке все читали тексты вслух по очереди, я сидел и судорожно подсчитывал, на какой кусок текста выпадет моя очередь. Перечитывал его несколько раз про себя, чтобы хоть как-то прочитать вслух и не запнуться. И до сих пор чтение вслух у меня вызывает панику.
 

Источник фото: архив героя
 

Чтобы подготовиться к устному выступлению, мне нужно было прочитать текст много раз и заучить его наизусть. Любые попытки читать с листика приводили к тому, что я обязательно запинался и не мог вообще понять, что надо сказать или прочитать.

После начальной школы я начал где-то забивать, где-то с учителями договариваться, и школу закончил только благодаря тому, что развил свои коммуникативные навыки. В старшей школе практически ни одного произведения из школьной программы не прочитал: мне достаточно было послушать на уроке учителя или ученика, чтобы написать сочинение на 5/2 по пятибалльной системе. 5 – за содержание и 2 – за ошибки.

Люди не верили

Когда я говорил людям о своих особенностях, мне не поверили, говорили, что я просто оправдываю свою безграмотность и нежелание прикладывать усилия.

Года полтора назад я разговорился с американкой, которая работает в библиотеке, она мне дала текст со специальным шрифтом для дислексиков. Этот шрифт гораздо легче читать.Тогда я начал гуглить и проходить тесты по дислексии. Дислексия бывает разных уровней, и у меня, наверное, все некритично, я могу кое-как читать и писать, хоть это и сложно.

Со временем выработались методы чтения-письма, которые мне помогают. Просматриваешь слова, которые тебе кажутся важными в тексте, если не понимаешь их смысл, пробуешь снова. Просто все эти вещи у меня занимают больше времени. Я к этому привык и уже не знаю, как может быть по-другому. 

В большинстве случаев дислексия не вызывает глобальных проблем. Но в этом тяжело признаться, особенно незнакомым людям. Тебе 32, а ты не можешь прочитать правильно название улицы. Или прочитал неправильно и запомнил, а потом каждый раз повторяешь неправильные слова. 

Бытует мнение: раз ты не умеешь писать и читать, ты – бездарность. Это неправда. Из-за того что я медленно читаю, у меня развилось умение предугадывать содержание, додумывать его. Ты начинаешь быстрее думать, тебе пытаются что-то объяснить, а ты уже понимаешь, что тебе хотят сказать. 

Детей с дислексией считают бездарными

В США про дислексию по крайней мере знают, есть специальные шрифты, которые можно установить на компьютере или телефоне, и будет удобно читать. В некоторых школах практикуется индивидуальный подход к таким детям. На выполнение заданий им дают больше времени. 

В Беларуси об этой проблеме не знают, и это беда. Таких детей считают бездарными, хотя по отдельным предметам у них могут быть отличные оценки. Мне не хочется, чтобы дети проходили в школе те же испытания, что и я. Важно, чтобы об этом знали психологи и родители, чтобы люди меняли свое отношение к детям.

 

Источник фото: архив героини
 

Алена Мельченко знает 4 языка, закончила магистратуру в Англии, сегодня она активно поддерживает инициативную группу «Dyslexia Belarus».

- Сейчас у меня все прекрасно, я успешный человек в своей профессии. У меня есть некоторые отличительные особенности: я медленнее читаю, чем среднестатистический человек, при этом читаю достаточно много. Пишу с ошибками на всех языках, которые знаю, – это русский, белорусский, английский и голландский. Преподаю голландский и даже во время обучения делаю ошибки. Конечно, это требует некоторой толерантности со стороны учеников.

Я встречала взгляд на дислексию как на некую "суперсилу". Говорят, что дислексики более коммуникабельные, лучше справляются с неопределенностью, они более гибкие, у них хорошо развито воображение и логическое мышление. Это все, конечно, требует подтверждений исследованиями, но я на себе вижу все эти сильные стороны.

Школа оценивает не то, в чем мы сильны

Алена хорошо училась школе, но читала медленнее всех в классе.

- Когда мы сдавали технику чтения в школе, у меня всегда была плохая оценка. Я училась в то время, когда компьютеры еще не были широко распространены, и интернет только к концу старшей школы стал доступен. Тогда, конечно, основным источником информации были книги. Этот формат обучения не так хорошо доступен для меня, как для других людей. Я  медленнее других усваиваю информацию из книг, потому нужно было придумывать какие-то другие способы обучения. Что я неосознанно и делала, будучи ребенком.

Мне очень помогала моя семья. Мы просто общались, что-то рассказывали друг другу, обсуждали фильмы, литературные произведения. Я могла прийти к своим родителям и попросить помощи. С математикой я обращалась к папе. Мы говорили не только о конкретных задачах, но и о теоремах, законах физики, о том, как это все работает. Как правило, после разговоров задачи решались легко, потому что приходило понимание.

Все письменные работы я писала на черновик. Сочинения всегда проверяла мама, исправляла ошибки, потом я переписывала их на чистовик без ошибок. Я хорошо училась, но для этого приходилось прикладывать больше усилий, чем другим ученикам.
 

Источник фото: архив героини
 

Я понимала, что буду долго читать параграф по истории дома, поэтому мне надо заниматься с учителем на уроке, слушать, запоминать и задавать вопросы, если что-то непонятно. У меня развилась аудио-память и зрительная память, я всегда рисую схемы, и потом, вспоминая их, воспроизвожу информацию. 

Дислексия никак не связана с интеллектуальными способностями. Но школа не всегда оценивает то, чем мы сильны. В школе не так много активностей, которые требуют коммуникации или работы в команде.

Есть такая фраза: что хорошо для дислектика, то хорошо для любого ребенка. Для любого ребенка хороши разные формы и методы обучения, групповая работа, например, а не только переписывание текстов из учебника. Писать очень важно  - это тренировочный процесс, который задействует моторику и мозг, но важнее смотреть на содержание, на способ решения задачи, а не на орфографию.

Услышала про дислексию в университете

О дислексии я впервые услышала в университете, начала читать информацию по теме, сама себе поставила диагноз и немного успокоилась, что со мной все в порядке, что у многих есть похожие проблемы.

Подтверждать этот диагноз официально у меня нет необходимости , потому что в Беларуси мне эта справка никак не поможет. В Великобритании с подтвержденным диагнозом работодатель должен обеспечить более дружественные условия работы. Например, тебе должны давать больше времени на чтение материалов, обязанности в команде распределяют так, чтобы ты использовал свои сильные стороны, а не тормозил на слабых. При этом заявлять о дислексии работодателю необязательно - это ваше право.
 

Источник фото: архив героини
 

Алена – активный участник инициативной группы «Dyslexia Belarus», цель которой - разрушить мифы, связанные с дислексией и донести информацию о проблеме.

- Мы хотим сделать так, чтобы как можно больше людей были качественно осведомлены об этой проблеме. Мы надеемся, что все это отразится на качестве жизни дислектиков. 

В настоящий момент «Dyslexia Belarus» собирает средства на организацию интенсива для 150 школьных учителей по диагностике, коррекции и обучению детей с дислексией. А значит, у многих детей с дислексией появится шанс сделать процесс обучения в школе более приятным, избежать психологических травм. 

Наталья Овсяник, кандидат психологических наук, доцент, автор 60 научных работ, рассказывает, как определить, попадает ли ваш ребенок в группу риска при обучении чтению /и/ или письму.

1. Определите ведущие каналы приема информации ребенка:

— ведущая рука (какой рукой пишет, рисует, достает кубики из коробки)

— ведущий глаз (к какому глазу прикладывает подзорную трубу)

— ведущее ухо (к какому уху прикладывает телефон, который ребенок берет со стола сам).

Если есть рассогласование в выборе глаза и руки, это может служить первым «маркером» определенных трудностей при обучении чтению и письму.

2. «Рядоговорение». К 5-6 годам ребенок должен уметь перечислять по порядку времена года, дни недели, последовательность хронологически выполняемой работы (например, в каком порядке и что мы делаем во время уборки). Если с этим есть трудности, могут возникнуть сложности и с чтением. Чтение – это упорядоченный, последовательный процесс, когда предложение строится по принципу нанизывания бус.

3. «Ритмы». Постучите по столу карандашом или палочкой и попросите ребенка повторить ритм. Если у него не получается, могут быть проблемы в учебе. 

4. «Повторение цифр». Назовите 3-4 цифры для ребенка 5-6 лет, он должен повторить их сначала в прямом порядке и 2-3 цифры в обратном порядке. Для младшего школьника – 4-6 и 3-5 соответственно.

5. Ориентировка, где «право-лево».

- Простая ориентировка.

Скажите ребенку: подними левую руку (обязательно начинают с левой), покажи правый глаз, левую ногу. Если задание выполнено – переходят к следующему, если нет – прекращают.

- Речевая проба Хеда.

Скажите ребенку: дотронься левой рукой до правого уха, правой рукой – до правого уха, правой рукой до левого уха, покажи правой рукой левый глаз.

6. Составление рассказа по серии картинок. Предъявляется рассказ в 2 картинках.

Если ребенок выполняет все эти пункты без затруднений, по окончании не чувствует себя утомленным, нет оснований для беспокойства. Если же сложности есть, необходимо пройти обследование у специалистов: психолога, логопеда и дефектолога.

Следующий этап – это выстраивание системы сопровождающего и коррекционного обучения.

1. Ребенок быстро утомляется, истощается – значит, на помощь приходят педиатры, специалисты ЛФК, а также спорт - прыжки на батутах, ролики, скалолазание;

2. Проблемы с методикой преподавания – возврат к индивидуальным карточкам, по которым работают ученики, дифференцированное домашнее задание, использование разных способов конспектирования (например, с помощью пиктограмм);

3. Система помощи для каждого ребенка, который испытывает те или иные трудности при обучении – необходимо разрабатывать собственную систему «послаблений». Например, при выполнении контрольного диктанта ребенок допускает много ошибок (пропуски, зеркальность, отсутствие знаков препинания) – за пройденную тему получает неудовлетворительную оценку. Но перечисленные типы ошибок – это его «функциональные ошибки»: те, которые он без специальной коррекционной помощи нейропсихолога не преодолеет. Значит, этому ребенку необходима «зеленая карта» на  период проведения коррекционной работы (от 6 месяцев до 2 лет), когда в качестве контрольных работ ему предлагаются иные формы проверки (не диктанты).

На первое место должен выйти сам ребенок, его индивидуальность. Осознавая свои плюсы и минусы, активно включаясь в процесс обучения, с помощью квалифицированных специалистов и поддерживающих родственников ребенок сможет преодолеть эти трудности.

А вы знали о дислексии?



Обсуждают сейчас