«Многие нормы давно устарели». Один из самых известных неврологов Минска отвечает на вопросы родителей

03 апреля 2019 года
73

Родители месяцами ждут консультации с ним, а его имя можно встретить на любом форуме для мам в теме «нужен детский невролог». Леонид Шалькевич, главный детский невролог Министерства здравоохранения Беларуси, рассказал нам о причинах беспокойного детского сна, коварном тонусе и нормах развития, когда ребенок “никому ничего не должен” (или все-таки должен?).

Читайте другие материалы с лучшими детскими врачами в Беларуси>>>

«Дайте что-нибудь ребенку, чтобы он спал»

Вопрос беспокойного детского сна – это хит среди проблем у родителей младенцев. Складывается впечатление, что плохо спящий младенец – это норма. Или нет?

- После рождения у ребенка запускается генетическая программа развития, когда он бодрствует и изучает окружающий мир, а потом спит, чтобы полученную информацию обработать и усвоить. При этом возбуждающие процессы у детей преобладают над торможением. Детям бывает сложно заснуть, они просыпаются несколько раз за ночь, и это нормально. Эта внешняя перевозбужденность нужна, чтобы включать ребенка в познавательный процесс.

Именно по тому, как развивается ребенок, можно понять, все ли в порядке у него со сном. Если ребенок в хорошем настроении, взаимодействует с мамой, демонстрирует навыки по возрасту, значит, спит он достаточно. Другое дело, что в таком случае страдают мамы. Они часто обращаются с просьбой:

Дайте что-нибудь ребенку, чтобы он спал.

Но может случится так, что прием лекарственных препаратов  притормозит развитие ребенка. Как правило, более «возбудимые» дети лучше и быстрее усваивают информацию. Обычно с первым ребенком жалоб на сон от мам в разы больше, чем с последующими детьми. После первого ребенка мамы уже более адаптированы к проблемам со сном и легче их переносят.



«Коварный» тонус

Часто первое плановое посещение невролога с ребенком заканчивается диагностированными проблемами с тонусом и назначением массажа. Что это – необходимость или предосторожность? Известно, что за рубежом массаж младенцам назначается крайне редко.

- За рубежом выбирают наблюдательную тактику и начинают действовать только, когда проблема очевидна. За любую медицинскую процедуру там платит страховая компания, и врач вынужден будет отвечать, если без необходимости будут потрачены деньги. У нас назначения врача часто носят профилактическое значение. Например, ребенок впервые на приеме у невролога негативно реагирует, сопротивляется и не показывает всех необходимых навыков. Врач в силу неопытности, осторожности или сомнений не может точно сказать, что ребенок здоров. Поэтому, давая рекомендации, врач старается в некотором смысле подстраховаться.

Что касается тонуса, которого могут испугаться мамы, надо понимать, что это естественное следствие работы ребенка в родах. В процессе рождения малыш рефлекторно группируется: вытягивает ручки по швам, запрокидывает голову, чтобы не повредилась шея при прохождении через родовые пути, толкается ножками, чтобы выбраться. И эти изменения тонуса сохраняются у ребенка еще какое-то время, примерно до 4 месяцев.

«Коварство» тонуса состоит в том, что повышенный тонус в 1 месяц – норма, ближе к 5 месяцам – нет. Недостаточный тонус мышц в 1 месяц тоже может говорить о возможных проблемах.
 

Источник фото: pixabay.com

Ключевые навыки у детей первого года

Наиболее волнительный период для мам – с рождения до года, поскольку в этот период сложно оценить, нормально ли развивается ребенок. Кто-то не ползает, кто-то встает на ножки раньше, чем начинает сидеть. Как понять, что с малышом все в порядке?

- В первый год жизни есть два ключевых момента, по которым можно оценить, нормально ли развивается ребенок. Во-первых, ребенок должен перевернуться со спины на живот в период 3,5-5 месяцев. Обратный переворот не так важен. И второе – умение вертикализироваться. Здесь подразумевается умение удерживать себя вертикально в сидячем положении. То есть, ребенок должен сам сесть в период с 6 до 9 месяцев. Либо есть вариант, что ребенок встал, еще не успев научиться сидеть. Это тоже норма.

Сегодня в интернете много неподтвержденной или устаревшей информации, которая касается норм развития ребенка. И это повышает тревожность родителей. Приходят ко мне и жалуются, что ребенок в 8 месяцев не складывает пирамидки, дифференцируя их по цвету и форме. Есть и те, кто просто хочет попасть ко мне, потому что фамилия на слуху:

У нас все хорошо, но мы бы хотели, чтобы вы посмотрели.

Не стоит переживать, когда нет повода, лучше наслаждаться родительством.

Длительное грудное вскармливание – польза или вред?

Сколько женщине нужно кормить ребенка грудью? Споры вокруг этого на женских форумах не утихают.

- Рефлекс сосания формирует в нашем подсознании воспоминания комфорта, сытости, спокойствия и защиты. После 2 лет у ребенка, который сосет мамину грудь, возникает психологическая зависимость. Маме все-таки нужно вовремя обрезать эту «духовную пуповину». Лучше к этому возрасту научить малыша успокаиваться другими способами.

Правда, нельзя сказать, что есть какие-то обязательные возрастные границы. Я видел детей, которые сосали грудь и в 5 лет, а потом вырастали в нормальных, адекватных взрослых. Могу отметить, что если у ребенка есть предрасположенность к каким-то психологическим/неврологическим проблемам, то длительное грудное вскармливание может эти проблемы усилить.

Другое дело - пустышки, которые дети тоже могут сосать до 3-4 лет. Я к этому отношусь спокойно, с грудью все-таки другая история.

Ребенок не говорит в 1, 2, 3 года. Когда бить тревогу и обращаться к врачу?

Если верить советским нормам, к году ребенок должен говорить около 10 слов. Насколько эти нормативы актуальны сегодня?

- Они были разработаны, когда декретный отпуск длился 1 год, после чего малыша отдавали в ясли. И он вынужден был говорить, чтобы как-то существовать в социуме. Сейчас декретный отпуск длится 3 года, соответственно в коллектив ребенок попадает гораздо позже. А до этого момента у ребенка может не быть потребности говорить: его «ммм» и «эээ» и так понимают родные.
 

Источник фото: pixabay.com
 

На что стоит обратить внимание - это понимание речи в возрасте после 1 года. Спросили у ребенка: «Где кукла?». И он раз – глазками стал искать. Это хорошо. Если ребенок в 1-1,5 года не отзывается на свое имя, не понимает простые обращенные слова, не имеет зрительного контакта с мамой, то это повод для обращения к неврологу.

Дети чуть старше должны выполнять простые просьбы: «Принеси мячик», «закрой дверь». Если ребенок не заговорит к 2,5 годам, можно показать его неврологу. Если понадобится более точная диагностика, он направит к логопеду.

Раннее развитие: необходимость или дань моде?

Сегодня многие мамы озабочены ранним развитием детей. Кто-то считает это блажью, кто-то - необходимостью. Правда ли, что у у каждого ребенка заложен определенный диапазон возможностей, которые он может реализовать?

- Если с ребенком не заниматься, он будет развиваться на каком-то базовом уровне. Это как гравировка: вы можете иметь алмаз в виде серого камня, а можете придать ему грани, и он засверкает. Так и с малышом – если ничего не делать, он будет сам учиться, как может. Но у него есть потенциал выйти на более высокий уровень.

Если есть возможность заниматься – лучше заниматься. С детьми младшего возраста заниматься легко. Вы ему предлагаете занятие, пока интересно, он увлечен, как только устал - он отвлекся. Здесь надо остановиться, насильно заниматься не стоит. То же самое касается и приучения к горшку. Получается это делать в свободной, игровой форме – пожалуйста. Но заставлять не надо.

Про гиперактивность

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) все чаще на слуху. Но как родителям отличить обычную для возраста активность ребенка от признаков СДВГ?  

- Родителям это сделать самостоятельно очень сложно. Насторожить должна непродуктивная активность ребенка. Продуктивная деятельность выглядит так: ребенок что-то разбил или сломал, посмотрел, что внутри, потом переключился на что-то другое. Если ребенок хватает, бросает, ломает, не фиксируя на этом внимания, и бежит дальше,  это может быть признаком СДВГ.

В незнакомой обстановке такие дети не смотрят по сторонам, а сразу начинают бурную деятельность. Они не чувствуют границ “свое-чужое”, не слушаются, не сразу откликаются на  имя. Таких детей ближе к 4-5 годам лучше показать детскому психиатру. Да, наши люди почему-то боятся этого врача. Невролог может только предположить СДВГ. Но диагностирует его, как и аутизм, только психиатр.
 

Источник фото: pixabay.com

Мультики: с какого возраста? Сколько? Польза и вред?

Раньше дети смотрели «Спокойной ночи малыши» перед сном, поэтому рекомендация была такая - не более 15 минут мультфильма в день. Сейчас так не получается. Стоит ли родителям беспокоиться? 

- О влиянии мультиков мы узнаем лет через 15, когда вырастет поколение детей, у которых был легкий доступ к смартфонам и планшетам родителей.

Дети рано развиваются психоэмоционально. Почему говорят, что дети стали более истеричными и трудными? Из-за того что информационный поток велик, возникает перегрузка нервной системы, а способов снятия этого напряжения мало. Ведь если взрослый человек эмоционально взвинчен, он ходит из угла в угол. Так и дети находят выход накопившемуся напряжению – бегают, прыгают, «стоят на голове», кричат.

Во всем должен быть баланс. Не должен ребенок сидеть целый день в мультиках, но и 15 мин в день – это устаревшие установки. С полутора лет можно подбирать обучающие мультики для ребенка – сейчас очень большой выбор. Да, ограничивать время просмотра надо, но все индивидуально. Максимум - ребенок должен проводить за мультиками 1-2 часа в день.

Не стоит бояться психиатра

Сегодня «тяжелых» детей в практике врача стало больше. Когда Леонид Шалькевич начинал работать в 90-х годах, в неврологическом отделении были дети с тиками, энурезом. И если привозили ребенка с судорогами, все начинающие врачи приходили посмотреть на этого малыша для приобретения опыта.

“Сейчас детей с тиками и энурезами даже не кладут в больницу. А все больше детей со сложными органическими поражениями нервной системы, судорогами. Были и случаи, что родители упустили время, когда стоило обращаться к врачу. Чаще всего, это происходит как раз-таки на стыке психиатрии и неврологии, когда, например, поздно диагностировали СДВГ или аутизм.

У ребенка может быть отставание в психоречевом развитии, а родители гонят от себя эту мысль. Они показали ребенка неврологу – все в порядке. Но грамотный невролог при наличии сомнений может направить к детскому психиатру, и этого не стоит бояться».

Беседовала Марта Разумовская

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.


Обсуждают сейчас