Сейчас на сайте
Все о детях
"Дети помнят все". Философские картинки о самом главном «Какая фкусная кафка, ам-ам»: 10 логопедических ошибок родителей
Это интересно
Как выглядят самые дорогие игрушки в мире
Школьная жизнь
«Для современных детей урок в виде монолога учителя — настоящая пытка»
Спорный вопрос
"Родила ребенка от женатого мужчины". История с несчастливым концом
Здоровье
Изучаем содержимое горшка: когда родителям бить тревогу?
Беременность и роды
"Была мысль, что я ненормальная". Опыт минчанки, которая родила сама после кесарева
Отношения взрослых
«Мечтали о квартире и прибавлении в семье, а сейчас на грани развода»
Женский мир
5 советов от стилиста, как создать яркий весенний образ с минимальными затратами
Добрые дела
Спортплощадка для детей-сирот: когда спорт – не прихоть, а возможность встать на ноги
Психология и воспитание
Cоло-родительство. Как вести себя, когда ты у ребенка одна Как сделать из ребенка 100%-алкоголика: 5 беспроигрышных стратегий

«Мне скучно, дай телефон!» Как дети становятся дофаминовыми «наркоманами»

29 января 2019 года
33

Почему современные дети часто скучают и не могут найти для себя интересных занятий? Психолог сравнивает привязанность к гаджетам с наркотической зависимостью – «дофаминовой», если быть точными.
 

Источник фото: pixabay.com
 

Автор -  Наталия Простун, детский и семейный психолог

Наблюдаю картину общения дочери с матерью:

— Мама, дай телефон. 

— НЕ ДАМ! Ты много сегодня играла, – говорит мама, пряча телефон подальше в свою дамскую сумочку.

— Мне скучно! – начала истерить девочка. – Ну, дай телефон! Ты что, не понимаешь, что мне скучно, - начинает демонстративно плакать, ожидая, что получит свое (проработанная схема).

— На!... Возьми! - мама раздражённо вытягивает телефон из сумки и отдает ребенку.

Девочка успокаивается и пропадает на несколько часов. Тишина.



Вспоминаю, как на одной из смен лагеря-клуба «Я и другие» побывал ребенок с игровой зависимостью. Ему было ВСЕ не интересно, никакие мастер-классы не приносили удовольствия, ни групповые игры, ни анимации, ни спорт.

Он все время говорил, что ему СКУЧНО. И постоянно плакал родителям в телефон, что это самый занудный лагерь, где ему приходилось бывать.

Спрашиваю:

  • Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты изменил бы в нашем лагере?
  • Разрешил бы играть на смартфоне, - не поднимая голову, отвечает 10-летний парнишка. 

Продолжаю спрашивать, чтобы понять увлечения ребенка:

  • А что тебе больше всего нравится делать?
  • Играть на телефоне!
  • А как ты проводишь время? – продолжаю интересоваться.
  • Прихожу домой из школы, играю на смартфоне, делаю уроки, потом вновь играю.
  • Тебе нравится, как ты живешь, ты чувствуешь себя счастливым? - интересуюсь. 
  • Когда есть смартфон – да!

Ситуация распространенная

Сейчас многие родители сталкиваются с тем, что без игры на смартфоне детям становится скучно. И родители спешат спасти ребенка от скуки, давая вновь смартфон. И возможно, чтобы избавить себя от детского нытья.

У ребенка не формируется переносимость к такому состоянию. Ему сложно придумать игру, развлечь себя, чтобы лишить себя скуки. Ребенок может долго ныть, а в голову не приходят идеи, чтобы что-то создать из бумаги, построить из конструктора самолёт или слепить из пластилина. Даже если кто-то и предложит альтернативу создать игру НЕ онлайн - это будет скучно.
 

Источник фото: pixabay.com
 

Игровая зависимость или интернет-зависимость легко формируется с раннего детства. Мозг ребенка восприимчив и пластичен. В смартфоне картинки быстро меняются, в игре много ступеней сложности и много поощрений, достиг, выиграл и получил удовольствие.

В интернете много не всегда полезной для ребенка информации. Мозг усиленно питается и съедает все. Чем питается мозг ребенка, родители не в состоянии проследить. Часто на это не хватает времени. А потом ребенок, сталкиваясь с жизненными трудностями, все больше и больше хочет оставаться онлайн.

Там хорошо и интересно. Там есть виртуальные друзья (которые никогда не придут в гости), отношения, совместные игры, там хочется жить. И дети живут в искусственном и красочном мире, где ложным способом удовлетворяются их потребности.

А что же в реальности?

А с реальностью все становится плохо, общения мало, друзей тоже, учиться не хочется, многое не интересно, в общем, вновь «скучно». Мама и папа заняты, и с ними также «скучно». Ничего не хочется.

Хочется получить дозу «в руки смартфон». И ради этого ребёнок готов быстрее убрать в своей комнате, сделать уроки, да что угодно сделать, чтобы только получить от родителя смартфон. В моей практике у подростков были и истерики, и демонстрация суицида, когда ребенка лишали смартфона.

Причина проста: полученный опыт жизни онлайн и в играх создает определенные изменения в мозге, формируются нейронные связи, ГДЕ и КАК можно получить удовольствие. Пластический мозг ребенка, играя компьютерные игры, получает большую дозу дофамина, гормона удовольствия.

В реальной жизни можно получить такую дозу, только лишь принимая наркотики. Когда дети живут онлайн от 3 до 5 часов, доза становится настолько сильной, что пропадает интерес к жизни, к хобби, к кружкам, к обучению и даже к самому себе. Реальность становится мрачной и серой – и вновь появляется желание убежать от реальности. Создается замкнутый цикл.

Были случаи в моей практике, когда ребенок ждал, когда родители уснут, и до утра играл неделями (родители про это даже не знали), пока психика не дала сбой. Уже вмешалась психиатрия.
 

Источник фото: pixabay.com

Усталость от удовольствия

Дофамин — это гормон, отвечающий за поощрение от какой-либо деятельности. Организм получает награду в виде дофамина всякий раз, когда ребенок набирает уровень в игре. Гормон дофамин относится к широкому классу под названием «катехоламины», он повышает внимательность, создает хорошее настроение, создает привязанность , а когда его много, приводит часто к переутомлению. Ребенок устает. По-настоящему устает. Потом у него не хватает сил, чтобы делать уроки.

Мозг, находящийся в процессе формирования, настолько пересыщается дофамином, что ему становится сложно правильно определять, что хорошо и плохо. Цвета виртуальности становятся насыщенными и яркими. Мозгу становится все тяжелее переключиться на впечатления, приходящие из реального мира. Формируется из ребенка «дофаминовый наркоман». Нужна доза, и он ее требует, а родители дают!

ЧТО ПРОИСХОДИТ С РЕБЕНКОМ, КОТОРЫЙ МНОГО ПРОВОДИТ ВРЕМЕНИ ОНЛАЙН:

  • становится раздражительным и эмоциональным, капризным;
  • становится агрессивным, когда сталкивается с фрустрацией;
  • появляется бессонница;
  • падает успеваемость (притупляются познавательные интересы);
  • становится рассеянным;
  • слабо развивается воображение (сложно придумать что-то свое);
  • реальность становится черно-белой, теряется интерес к жизни;
  • становятся неинтересны кружки и другие увлечения в реальности;
  • не умеет общаться;
  • становится неинтересным для других;
  • появляются проблемы со зрением и позвоночником;
  • не умеет преодолевать трудности (быстро сдается);
  • мало двигается;
  • ослабляется иммунитет; 
  • формируется сильное «Я виртуальное» и слабое «Я реальное»;
  • формируется ЗАВИСИМОСТЬ.


Источник фото: pixabay.com

Как быть, если ребенок зависим от гаджетов?

В здоровом варианте можно получать дофамин небольшими порциями, радуясь жизни, общению с друзьями, наслаждаясь природой, погодой, хобби, путешествием… И если вы надумали уменьшить пребывание ребенка онлайн, тогда вместе создайте ему интересную жизнь офлайн.    

Создайте возможность получать дофамин в реальной жизни здоровым способом. И не спешите спасать от скуки. Пусть ребенок побудет в ней и придумает что-то свое, свою реальную игру, пригласит друга, и они поиграют в УНО, в Монополию, порисует или полепит. Пусть сам, а не вы для него.

ОЧЕНЬ ВАЖНО:

  • Играть в компьютерные игры можно максимум 30 мин в день (чтобы не сформировалась зависимость). ОБЪЯСНИТЕ ребенку, ПОЧЕМУ вы ставите ограничения. 
  • 30-40 минут любимого ютуба или мультфильма в день. Не больше (забота про мозг ребенка). Ограничения делаются с уважением к личности ребенка.
  • За час до сна никаких гаджетов (маме с папой также полезно побыть без гаджетов, вдруг увеличится интерес друг к другу). Гаджеты полезно убрать из детской.
  • Золотое время укладывания ребенка спать - с 21.00 до 22.00. Сон любит темноту и тишину (улучшается самочувствие ребенка на следующий день).
  • Усиливать семейные традиции: играть в игры по вечерам с детьми, общаться, проводить совместные ужины без гаджетов, организовывать прогулки на велосипеде, приглашать друзей в гости, играть в обычные дворовые и настольные игры.
  • Формировать хобби у ребенка, дать возможность выбрать себе кружки по интересам (формируется ценность того, что я могу).
  • И ребенку нужно движение! Спорт в помощь! (формируется стрессоустойчивость).
  • Прогулка на улице от 2 до 4 часов день (кислород нужен для питания мозга).
  • Формировать культуру объятий в семье от 8 раз в день (формируется здоровая привязанность к близким).
  • Много приятных слов друг другу (формируется ценность себя).
  • Родителям нужно быть примером свободного человека (дети подражают)
  • При этом не стоит полностью лишать ребенка интернета или игр на телефоне. Важно не впадать в крайности!


Обсуждают сейчас