"Мы с тещей ездили по трассе, чтобы его укачало". Аутизм глазами папы
Димка – особый ребенок, с расстройством аутистического спектра, живущий в своем мире, улыбающийся и пугающийся понятным только ему вещам. Он ходит во вспомогательную школу, находится в среде таких же, как он, сверстников, рядом с ним педагоги, которые понимают его мир. А также родители, которые на протяжении многих лет не перестают бороться за каждый маломальский успех своего сына.
Виталий Викторович Зеленский, папа Димы, поделился с Ребенок.BY историей своего отцовства
- Виталий Викторович, чем памятен день рождения Вашего сына?
- О родах мы позаботились заранее: знакомая акушер, платная палата. На первый взгляд, все схвачено. Но дальше события стали меняться быстрее, чем мы могли предположить…
Помню, целую ночь гремела гроза, рано утром вызвали скорую, отвезли жену в больницу.
С тещей стояли под роддомом, ожидали новостей, но нас отправили домой, сказав, что позвонят по городскому телефону. Пришли домой, позвонили в роддом.
Скоро. Скоро. Все хорошо,
- ответили нам. А время все идет и идет. Мы опять поехали к роддому, снова вернулись домой, опять звоним, нам отвечают:
Вот-вот, потерпите…
Как потом выяснилось, знакомая врач еще утром уехала в другой роддом, а здесь, видимо, без нее все зациклилось. Моей жене без конца кололи стимулирующие препараты и чего-то ждали.
Вечером звонок:
В случае чего, кого спасать? Маму или ребенка?..
Я подумал секунду и сказал очень спокойно:
И маму, и ребенка.
«Понятно», - ответила мне трубка.
Через час позвонили и сообщили, что родился мальчик
Мы уже, наверное, в четвертый раз поехали в роддом, но нас снова не пустили, сказав, что было сделано кесарево сечение, мальчик в барокамере, а мама в палате.
Как я узнал позже, Тане не сделали всех необходимых анализов, хотя были показатели отсутствия какого-то гормона (всех подробностей уже и не припомнишь). До последнего избегали операции, но тут, наконец, приехала наша куратор, и все быстро разрешилось.
Ребенок крепкий и здоровый – отличные гены! Какие могут быть вопросы?! -
даже немного с возмущением ответили мне при выписке из роддома.
Чуть позже у другого врача я узнал, что еще тогда, сразу после рождения, моему сыну нужно было вколоть сильнодействующие препараты против повреждений от гипоксии мозга.
- В какой момент Вы поняли, что столкнулись с серьезными проблемами в развитии своего сына?
- Для врачей было все отлично: ребенок рос, рано стал ходить, гулить и разговаривать, мама ну очень внимательная.
Потом все это полетело в тартарары....
Не в одночасье, а месяца за два-три слетела речь, остались звуки и крики, появились жуткие страхи, бессонница по ночам, предпочтения в еде.
Днем ребенок сонный и приторможенный, а к вечеру активный. Потом на ровном месте каприз, потом страх, потом расторможенный танец.
Ко времени засыпания зажимаешь его, и он засыпает до следующего цикла, пропустишь цикл засыпания, значит, следующий раз будет через три часа.
Очень много ходили… С тещей ездили просто по трассе на машине, чтобы его укачало и чтоб он уснул. И так несколько лет.
Я работал сам на себя и график был «сложно-свободный». Таня вышла на работу.
Таня не могла оставить ребенка, а я Таню, значит, выбора не было. Надо было бороться
Часто ездили по всевозможным врачам, знахарям и церквям в разных городах.
Уж что-что, а эту тему я подробно проработал и могу сказать точно: что бабушки-шептухи могут помочь от бессонницы и цистита - это правда, но, увы, по моему вопросу - это все. Никаких бесов в ребенке нет.
Мне нужен был только результат и понимание того, что происходит.
Одно время я даже подозревал, что у сына исчезла чувствительность к температуре, настолько тормозились реакции.
Потом как-то разбежались глаза, испортилась координация… Чтобы перебороть эту проблему, мы много ходили по рельсам, ездили на лошадях, постоянно стимулировали Диму к правильным двигательным навыкам.
Потом я с сыном и моими родителями ездили к дельфинам в Севастополь (очень результативно), нанимали репетиторов, устроили Диму в интегрированную группу.
До школы с сыном работали психологи и логопеды ЦКРОиР. От сильнодействующих препаратов мы очень быстро отказались, увидев сомнительные результаты. Психологически мне помогла врач - психоневролог из детской поликлиники.
Мы верили, что все наладится, что мы сможем преодолеть все трудности. Но после трех лет нам поставили диагноз – расстройство аутистического спектра - аутизм.
- Поставленный диагноз был для Вас приговором?
- Впервые Таня прочитала об аутизме в интернете, проявления данного диагноза полностью совпадали с нашими. И что это навсегда.
Я очень впечатлился.
Диме тогда было всего 2,5-3 года, помню, ночью встал, заварил чаю с медом и грохнулся в обморок: тяжело было принять ситуацию, ведь стремился, стремился, а сейчас что? Как с этим быть?
Ребенка-то не выбросишь, время не вернёшь… Как помочь жене, сыну, себе?
Что дальше? В общем, полная мужская беспомощность, когда все любые действия и бездействие безнадежны. Первый психологический удар пришелся больше на меня.
Таня была вся в заботах, ей было не до переживаний
Теперь, наверное, больше достается ей.
Близкие, конечно, тоже помогли. На то они и близкие.
Можно сказать, что я никогда не смирюсь, это же мой сын, я всегда надеюсь на лучшее. Диме уже 14. Конечно, в чем-то я смирился, но продолжаю бороться.
- Есть классный выход для такого случая: встать на сторону непонимающего человека и сказать ему, пожимая плечами: «У него проблемы», кивая на своего ребенка и улыбнуться. Как правило, до людей быстро доходит, что проблемы у нас, и они не конфликтуют. С прямой агрессией не сталкивался.
- Какие взаимоотношения между членами Вашей семьи?
- Всегда мечтал, если в жизни все сложится, то будет трое детей, но у меня только двое.
В доме без детей селятся привидения… Один ребенок в семье, как правило, - эгоист, если двое - один любимчик, а трое - это, наверное, здорово, если, конечно, мама справится.
-Какие у Димы взаимоотношения с сестрой?
Я предполагал трудности для второго ребенка и рад, что ошибся. Для Кати Дима таким был всегда, и это ее норма для брата.
У нас в семье свои роли: мама - эмоциональный заяц, папа - флегматичный удав, Дима - Вини-пух - любитель странных игр, Катя – котенок-знайка.
- Чем Вы увлекаетесь? Расскажите о Вашей идее усадьбы для детей с особенностями в развитии.
- Я просто обожаю лошадей, изредка беру уроки верховой езды, чтобы не потерять навык.
Читаю книги по истории.
Также там должны быть лошади-пони и кролики на открытой лужайке. Конечно, это коммерческий проект, и в настоящих реалиях он пока не жизнеспособен. Тем не менее, я ищу способы его реализации.
- Вспомните самый смешной момент, связанный с Вашим сыном.
- Дима умеет феноменально незаметно добывать нужные ему предметы, при этом он достаточно крупный мальчик. Однажды мы стояли в очереди в кафетерии за соком и слойкой. Очередь двигалась медленно.
Дима увидел в витрине за стеклом котлету, но я ему отказал. Что вы думаете, когда я увидел эту котлету во второй раз, она лежала точно так же, но была наполовину откушена, а Дима стоял рядом, как ни в чем не бывало. Мы выпили свой сок и кофе и побыстрее ретировались.
Свою историю родительства вы можете рассказать по адресу myhistory@rebenok.by