Сейчас на сайте
Новости портала
В школе раздали бумаги, где мелким шрифтом прописаны обязанности родителей. Подписывать или нет?«Мы против насилия и жестокости». Многодетные мамы записали обращение к властям
Все о детях
Признаки токсичных родителей, которые портят жизнь детям, не осознавая этогоПара хотела второго ребенка, а получилось сразу пять. У отца даже началась депрессия
Это интересно
«Сон в продленке — сплошное мучение». Можно ли отказаться от тихого часа в саду и школе?9 способов пресечь плохое поведение ребенка, не прибегая к наказаниям
Спорный вопрос
«Что сыну делать после уроков? Сидеть на ступеньках?» Могут ли школьников оставить без продленки Могут ли родителей наказать за то, что они отказываются прививать ребенка от гриппа?
Беременность и роды
«Звучит жестоко, но иногда это естественный отбор». Акушер-гинеколог о причинах выкидышейБандаж во время беременности и после родов: кому нужен и зачем? Объясняет акушер-гинеколог
Личный опыт
Что нужно взять в роддом и как настроиться перед отъездом? Спросили у многодетной мамы

Раннее развитие детей: каким оно должно быть с точки зрения науки о мозге

05 ноября 2019 года
85

Тема раннего развития детей часто вызывает дискуссии. Одни родители делают все, чтобы ребенок как можно больше усвоил до 3 лет (иначе потом будет поздно), другие  считают все это суетой, ведь у ребенка должно быть детство. А что говорит о раннем развитии наука о мозге? Об этом нам рассказала Татьяна Славинская-Пузыревич, автор клуба «О мозге со знанием дела».
 


 

Любое действие маленького человека приводит к образованию нейронной связи в коре больших полушарий. Эта способность головного мозга человека — результат долгой эволюции.

Собственно чем богаче будет опыт ребенка, тем сложнее будет выглядеть система его нейронных связей. Правда, останется ли она такой, зависит от многих факторов: от того был ли полезен самому малышу полученный им опыт, часто ли повторялись действия, которые он выполнял, сопровождалась ли деятельность ребенка сильными эмоциями, получал ли он удовольствие в процессе его выполнения и др.



А потому, давайте, прежде всего, разберемся с тем, что приводит к усложнению системы нейронных связей в мозге и что однозначно пойдет на пользу малышу:

1. Игра.

Большинство исследователей отмечают, что в свободной игре, в которой дети фантазируют и воображают, они учатся взаимодействовать с миром и друг с другом, осваивают окружающие их предметы и пробуют разные модели поведения.

Так, строя домик из обычных стульев и одеял, малыши выстраивают в своем мозге не только идеальные объекты разной степени сложности, но и развитую систему взаимосвязей.

Садясь в лужу, перебирая макароны, строя тоннели в песочнице, они, кроме всего прочего, развивают систему восприятия и анализа реальности, изучают пространственные координаты.

А играя с пирамидками, формочками и пазлами, не зная о том, как это делать «правильно», они зачастую, следуя своей собственной стратегии, учатся находить нестандартные решения к стандартным вопросам.

2. Лепка и конструирование.

Создание сложных конструкций руками — то, что очень здорово развивает мозг. С одной стороны, это происходит потому, что при помощи нервных окончаний, находящихся на кончиках пальцев, мозг считывает информацию о том, как устроен мир.
 

Источник фото: unsplash.com
 

С другой стороны, пробуя создавать новые объекты разной степени сложности, мозг малыша учится координировать свои действия.

Лепка и конструирование здорово развивают отделы, связанные с координацией сложных действий (мозжечок, сомато-сенсорную и теменную зоны) и лобную долю, благодаря которой мы способны творчески мыслить.

3. Рисование

Так же, как лепка и конструирование, рисование развивает творческие способности и координацию ребенка, а значит, приводит к усложнению его коры больших полушарий и мозжечка.
 

Источник фото: unsplash.com
 

Причем здесь совсем не важно, как и где рисует малыш: это может быть рисование пальчиками или ладошкой, карандашами, фломастерами или кисточкой, на бумаге, песке или обоях. Любой вид рисования будет развивать мозг. Вопрос лишь в том, к какому виду творчества готовы родители.

4. Развитие вкуса и обоняния.

Пробовать и нюхать всякое разное (разумеется, не опасное для жизни и здоровья) очень полезно для нашего мозга. Обонятельная луковица, являющаяся частью лимбической системы нашего мозга, в раннем возрасте очень активна и отвечает за то, как маленький человек адаптируется к реальности.

Наши вкусовые ощущения складываются из сигналов, полученных от вкусовых, обонятельных и кожных рецепторов. Все эти рецепторы передают сигналы на нейроны, которые транслируют информацию в мозг, где она систематизируется, обрабатывается и фиксируется на дне боковой борозды в островковой или инсулярной коре, усложняя ее.

Для нашего мозга важны не только запах и вкус еды, но и ее текстура, поэтому хорошо бы дать малышу возможность есть самостоятельно как можно раньше. Размазанная каша по тарелке и лицу — это не только грязь, которую нужно убирать, но и результат познавательной активности мозга.

5. Чтение и рассматривание картинок.

Сегодня, пожалуй, нет родителей, которые сомневались бы в пользе чтения для развития мозга. Пока малыш не может читать сам, читайте ему вслух.
 

Источник фото: unsplash.com
 

Начинать читать можно уже в роддоме, правда. Разумеется, самые маленькие дети не будут понимать вообще ничего, ведь у них пока еще нет понимания того, чем зайчик отличается от мяча. Именно поэтому, пока малыш совсем маленький,  вслух вы можете читать что угодно, хоть квантовую механику.

Но в младенческом возрасте задача чтения вовсе не в том, чтобы научить малыша чему-то. В момент, когда родители читают книжку, малыш ощущает себя в безопасности, он чувствует, что взрослый рядом, он слышит его голос, и получает сигнал, что все хорошо. Неявным образом этот сигнал «все хорошо» связывается с книгой, ведь именно в тот момент, когда взрослый читает, все так хорошо. К слову, эта привычка совместного чтения позже поможет малышу легче включиться в процесс самостоятельного чтения.

По мере взросления малыш начнет понимать, о чем вы ему читаете, и, рассматривая картинки в книжке, фантазировать и придумывать свои собственные истории. Этот процесс координирует множество зон в коре больших полушарий (зоны Брока и Вернике, соматосенсорную, зрительную и слуховую, теменную и лобную) и приводит к заметному их усложнению.

6. Музицирование и прослушивание музыки

Музыка и пение очень похожим на чтение образом помогает усложнению нейронных связей. Слушая разную музыку, напевая разные песенки, малыш усложняет систему нейронных связей в коре больших полушарий.

7. Танцы и спорт

Физическая активность также очень нужна малышам. Так как огромная часть нейронов головного мозга человека отвечает за координацию движения и запоминание двигательных программ (в частности за это ответственны структуры моторной коры, мозжечка, базальных ганглиев), их гармоничное развитие возможно лишь в ходе двигательной активности.
 

Источник фото: unsplash.com
 

Это свойство нашего мозга стало результатом эволюции: долгое время умение двигаться быстро и четко было условием выживания человека в мире.

Сегодня наша жизнь практически не зависит от того, как быстро мы двигаемся. Однако, по-прежнему именно в движении ребенок осваивает мир, учится координировать свои действия и даже увеличивает угол обзора, что впоследствии очень понадобится ему в процессе чтения и учебы в школе.

Таким образом, получается, что для гармоничного развития мозга малыша очень важно:

— играть свободно,

— лепить и конструировать,

— рисовать,

— пробовать и нюхать всякое разное (не вредное для здоровья),

— читать и рассматривать картинки,

— слушать музыку и петь,

— танцевать, бегать, прыгать и заниматься спортом.

Но главное: все это (к слову, не обязательно все, можно выбрать что-то из списка) нужно делать с удовольствием и без принуждения, ведь мозг запомнит и будет использовать только то, что не вызывает у него отторжение

Клуб " О мозге со знанием дела" рассказывает об особенностях функционирования мозга и о том, как ему помочь оставаться в форме. Эти знания помогают:

* эффективно выстраивать процессы образования и развития,
* налаживать схемы коммуникации,
* выстраивать оптимальные схемы деятельности
* научиться планировать свое время
* научиться определять какие образовательные курсы и тренинги являются безопасными, а какие являются информационным мусором
* быстрее достигать поставленных задач

В клубе есть встречи для взрослых и для подростков. Подробнее о формате встреч можно почитать тут.

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!


Обсуждение
Andkr10.11.2019 в 1:37
Вот, вроде тема интересная, а ни одного комментария. Гораздо интереснее пять дней тереть, как "недобабушки" отказываются внуков смотреть. Парадокс.
Muggle10.11.2019 в 9:51
Andkr,
так а что тут обсуждать? Что сказки, музыка, игры на детской площадке это хорошо? Ну да, хорошо. Все согласны. Все разошлись обсуждать бабушек)))
Andkr10.11.2019 в 11:18
Muggle:
Andkr,
так а что тут обсуждать? Что сказки, музыка, игры на детской площадке это хорошо? Ну да, хорошо. Все согласны. Все разошлись обсуждать бабушек)))
Да много чего можно обсуждать. Я, например, до сих пор не понимаю, где границы: что называется ранним развитием, а что просто развитием? Или раннее развитие просто бизнес, зачастую не учитывающий развития мозга (это когда в три года учат читать)?
Andkr10.11.2019 в 11:21
Или это только до трёх лет, строго следуя заветам гражданина Масару Ибука?
Irina00710.11.2019 в 11:41
С моей т.зр (на истину не претендую) раннее развитие - это когда ребёнка целенаправленно Чему-то (неважно чему конкретно) учат, объясняют что-то, где-то настаивают. ложку, например, перекладывают, как правильно держать, а не как возьмёт. В бассейне именно плавать учат, а не просто копошение в воде, как придётся. Карандашами не просто каля маля, а рисовать, причём как надо, чтобы хвост и глаза были там, где надо и тд и тп. Есть другой противоположный тренд: он дозреет сам, он посмотрит на родителей и будет копировать родителей, можно ничего не объяснять и не учить, сам ко всему придёт. Это популярно сейчас в Европе. Как правильно, я не знаю. До чего-то он конечно сам дозреет. Как здесь невролог известный интервью давал «будет развиваться сам на каком-то базовыми уровне». Ну и конечно он будет копировать родителей и тд, только если он с родителями много времени проводит. А если они как «недобабушки» счастливы где-то там, в отрыве от ребёнка, я не знаю, кого он будет копировать. Кого-то наверное будет, няню, воспитателя детсада, других детей. Мне нравится пример детей-маугли, воспитанных животными. Это доказывает, что да, скопирует, но то ли он сам скопирует именно, что родители хотят. Но может они ничего и не хотят.
Обсуждают сейчас