Сейчас на сайте
Это интересно
Могут ли дети учиться без оценок? «В поле родила, в стиралке не стирала». Чему нас учит старшее поколение
Школьная жизнь
Учителя честно рассказали, какие изменения нужны белоруской школе Как родители формируют нервное отношение детей к оценкам?
Здоровье
Реальные истории женщин, прошедших через онкологию МУЛЬТИПЕКАРЬ здоровая выпечка для ваших детей каждый день*
Беременность и роды
Фотограф, которая снимает роды: «Однажды девушка укусила меня во время схваток»
Женский мир
Подарок для кожи или «варварская процедура»? Косметолог о чистке лица Почему пора перестать стыдить мам-домохозяек
Личный опыт
Мамы, которые не уходили в декретный отпуск Белоруски рассказывают, как научиться любить свое тело после родов
Психология и воспитание
Как воспитывает четверых(!) детей генеральный директор «Яндекса»

«Заговорил в 5 лет и стал президентом». Логопед о родителях, которые ждут чуда (и упускают время)

21 октября 2019 года
141

Часто можно услышать от родителей: «Ой, пойдет в сад заговорит! Он может говорить, просто ленится!». Почему ждать не стоит, рассказывает многодетная мама Дарья Сенькова, логопед, специальный психолог и учредитель детского центра развития «Успех».

 



Представьте себе ребенка 1,5-2 лет, который может и умеет ходить, но не ходит, потому что не хочет или ему просто лень шевелиться. Это невозможно, согласны? Вряд ли это черта характера, проявление индивидуальности или банальная лень. Почему же тогда родители так спокойно относятся к «молчунам» и надеются на лучшее, упуская время?

Вот как в норме происходит речевое развитие ребенка

3-6 мес. Ребенок пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков. Малыш гулит (кряхтит, поет), прислушивается, реагирует на голос, интонацию, узнает знакомые голоса.

6-9 мес. Появляется лепет (слоги и цепочки слогов), малыш пытается повторять услышанные звукосочетания и ситуативно связывает их с предметами или действиями.

10-12 мес. Длинные цепочки слогов превращаются в первые слова, которые могут выражать целую мысль или ситуацию. Ребенок понимает названия знакомых предметов, выполняет простую инструкцию: «дай мяч». В год ребенок должен знать свое имя, легко вступать в коммуникацию и взаимодействие с родителями и детьми на площадке.

В этот период важнее обращать внимание не столько на активный словарный запас, а на то, понимает ли ребенок обращенную речь, реагирует ли на простые речевые инструкции. Например, когда мы говорим «принеси бутылочку» — ребенок идет туда, где обычно стоит бутылочка, «идем мыть ручки» — идет в ванную комнату, имитирует мытье рук.

Чтобы в этот период появилась речь, должно быть желание ребенка и взрослого общаться друг с другом. Важно, чтобы взрослый доброжелательно реагировал на инициативу ребенка, но иногда не понимал (или делал вид, что не понимает), что именно ребенок просит;



12-18 мес. Количество простых слов растет, ребенок соотносит слова с конкретными предметами или действиями, находит их на картинках.

2 года. Ребенок понимает двухступенчатую инструкцию («сходи и принеси»), говорит простые фразы из 2 слов, начинает формироваться грамматика.

Если ребенок не говорит в 2 года, значит, у него есть определенная проблема, с которой нужно работать. Не стоит ждать и верить в сказки о том, что «какой-то мальчик заговорил в 5 лет и стал президентом». Таким образом вы лишь упускаете время.

Итак, какие обследования необходимы?

Ребенка, у которого есть сложности с развитием речи, есть смысл показать нескольким специалистам.

Сурдолог

Даже небольшое снижение слуха у ребенка приводит к трудностям восприятия речи, нарушению формирования слуховых и речевых центров мозга.

Каждому новорожденному ребенку обязательно проводят скрининговое (предварительное) исследование слуха. Его цель — получить с наименьшими затратами более-менее достоверные данные о работе органа слуха. Помните: при помощи неонатального скрининга слуха нельзя делать окончательные выводы.
 

Источник фото: unsplash.com
 

Диагностику нужно повторить, если ребенок совсем не говорит или если вы не уверены, что ребенок вас всегда слышит. Бывает такое, что ребенок плохо слышит только одним ухом.

Чем раньше будет выявлено снижение слуха, тем больше возможностей у родителей для реабилитации, а малышу будет проще привыкнуть к слуховым аппаратам. При грамотном слухопротезировании (до года) и занятиям с сурдопедагогом к 5-летнему возрасту слабослышащий ребенок не отстает в развитии от сверстников без нарушения слуха. 

 Невролог.

Осмотр врачом обычно проводится по плану: общее состояние (самочувствие, сон, аппетит), оценка нервной возбудимости, двигательной активности и эмоций младенца. Далее проверка зрения, слуха, осязания, изучение рефлексов и мышечного тонуса.

Можно и нужно обратиться к врачу, если ребенок быстро возбуждается и трудно успокаивается, плохо спит, плохо ест, плохо набирает вес, обильно срыгивает, испытывает судороги, вообще часто и сильно плачет без видимых причин.
 

Источник фото: unsplash.com
 

Невролог обязательно подробно расспросит маму о развитии ребенка, о протекании беременности и родов и только после этого назначит обследование, например, энцефалограму (ЭЭГ) или доплер (УЗДГ).

Мой совет: если вам ставят какой-либо неврологический диагноз, посетите еще двух врачей и только потом принимайте решение о медикаментозном вмешательстве. Сделайте то же самое, если видите, что ваш ребенок выделяется не лучшим образом на фоне других детей (это обычно видно в полтора года), а невролог говорит, что все хорошо. Каждый месяц я сталкиваюсь с ситуациями, которых можно было бы избежать, прояви мама активность.

 Генетик.

Иногда нужна также консультация генетика — для исключения генетических болезней, которые вызывают задержку речевого развития, а также для проверки обмена веществ. К счастью, такая необходимость возникает редко.

 Психиатр.

Психиатр нужен, если кроме проблем с задержкой речи есть и другие проявления, например, частые истерики, агрессивность, фобии, гиперактивность, с которой родителям трудно справиться, нарушения сна, психотравма, тики др.

 Психолог.

Психолог поможет оценить общее развитие ребенка — состояние общей моторики (умеет ли двухгодовалый малыш бить ногой по мячу, подниматься по лестнице, идти спиной вперед и т.д.), ручной моторики (использует ли указательный палец при показе, раздевается ли самостоятельно, может ли в 2,5 года бросать мячик одной рукой), конструирования (собирает ли 2-летний малыш пирамидку из 2-х колец), различает ли предметы по форме, цвету, величине, показывает ли в 2 года части тела на кукле и многое другое.
 

Источник фото: unsplash.com
 

Если наряду с отсутствием речи есть еще особенности поведения у ребенка — ребенок не смотрит в глаза, не взаимодействует с родителями, достаточно активно и как-то нецелесообразно передвигается, бегает, «машет крылышками» — это также повод для того, чтобы отправиться к психологу.

 Логопед.

Это специалист, который обязательно спросит у вас, облизывает ли ребенок в 1 год ложку, пьет ли он из чашки, жует ли в 1,5 года твердую пищу, реагирует ли на свое имя, понимает ли смысл просьб «иди ко мне, открой рот», выражает ли эмоции звуками и т.д.
 

Источник фото: unsplash.com
 

С помощью этих признаков можно следить за развитием речи у ребенка даже тогда, когда ребенок еще не говорит. При нормальном речевом развитии до появления словесной, звучащей речи ребенок уже «разговаривает» со взрослыми с помощью жестов, взглядов, криков, звуков. Так он усваивает  структуру диалога — «скелет» общения, который потом обрастает речью. Если этот этап не пройден, дальнейшее развитие речи нарушается.

Логопед не просто выявляет задержку в развитии речи, но и с раннего возраста проводит сенсорные занятия, направленные на запуск речи. Пластичность мозга наиболее активна именно до 6-7 лет. Если ребенка привели на занятия к логопеду в 2-2,5 года,  шанс того,  что он догонит возрастную норму, очень высок. Если начать занятия только в 4-5 лет, обычно можно только улучшить речь, а не максимально восстановить, реабилитировать ребенка.

Мне искренне хочется, чтобы родители не упускали самое ценное, что у них есть, время!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.


Обсуждают сейчас