Сейчас на сайте
Новости портала
Премьер-министр Канады поработал с тремя детьми в карантине. И вот какие выводы сделал
Акции и события
Где отпраздновать выпускной? Подборка идей, которые вам понравятся
Фотофакт
Как выглядит удаленка с детьми и другие смешные картинки о жизни родителей
Спорный вопрос
Не трогайте чужих детей руками. Как родителям вести себя на детской площадке
Здоровье
Когда дети болеют от дефицита любви. Важный разговор о психосоматике «МойРодительГерой». Дети российских врачей запустили милый флешмоб Младенцы более уязвимы. Как протекает коронавирус у детей: исследования медиков из разных стран
Беременность и роды
В каких случаях беременность может закончиться трагично Как в женских консультациях Минска организовали наблюдение за беременными
Отношения взрослых
«Нас может ждать всплеск разводов». Психолог о том, как не позволить вирусу разрушить вашу семью
Психология и воспитание
Ненастоящий вундеркинд. Как мама и бабушка обманом сделали девочку «звездой» и убили детство

Что родителям нужно знать о том, как устроен мозг маленького ребенка?

14 октября 2019 года
7

С легкой руки Масару Ибуки, автора книги «После 3-х уже поздно», многие родители поверили в то, что их главная задача  по максимуму развивать ребенка. Автор книги очень четко транслировал мысль о том, что мозг младенцев восприимчив к любым воздействиям, а потому залогом успешности человека является то, чему он научился в младенчестве. Но так ли это? Рассуждает Татьяна Славинская-Пузыревич, автор клуба «О мозге со знанием дела».



 

В момент рождения мозг младенца насчитывает около 86 млрд нейронов (так называются клетки, образующие мозг). Их количество на протяжении жизни человека остается практически неизменным. Однако, мозг малыша растет на 1% в день в первые недели жизни. Через три месяца скорость роста снижается до 0.4% в день.

Всего за первые 90 дней жизни мозг у только что появившегося на свет человека вырастает на 64%, а к трем годам достигает 90% от веса взрослого мозга.

При этом, что интересно, рост мозга происходит не за счет увеличения числа нейронов, а за счет образования связей между ними.
 

Источник фото: unsplash.com
 

В возрасте от рождения до трех лет нейронные связи образуются очень легко. Это происходит в тот момент, когда одному нейрону нужно передать сигнал другому, образно выражаясь, «рассказать о том, что он знает». Такая передача информации закрепляет в нашем мозге получаемые знания. В зависимости от того, сильным был сигнал или слабым, передавался он один раз или подобных сигналов было много, нейронные связи бывают прочными, а бывают и очень слабыми.

К слову, один нейрон ребенка в возрасте до трех лет может образовать до 7000 нейронных связей, а в одну секунду в его мозге формируется до 2 000 000 синапсов! Чем больше таких связей и чем прочнее они будут, тем более развитым будет мозг и тем более сложные задачи он сможет решать.



Ребенок рождается с незрелым мозгом

Легкость образования нейронных связей в младенчестве объясняется тем, что человек рождается с незрелым мозгом. Практически сформированными у него являются внутренние структуры (ствол, промежуточный мозг и мост, таламус и гипоталамус, гипофиз), отвечающие за регулирование жизненно важных процессов — дыхания, глотания, пищеварения.

 

Источник фото: unsplash.com
 

Те же отделы (преимущественно кора больших полушарий), которые отвечают за выполнение сложных интеллектуальных действий, практически не имеют связей, взаимодействие между нейронами в этих областях начинается в процессе освоения мира.

Что важно для развития ребенка в первые годы?

Нейронные связи образуются в момент, когда ребенок непосредственно взаимодействует с физическим миром (не компьютером или гаджетом, а с разными предметами). Любое действие ребенка приводит к возникновению связей между нейронами его мозга. И не важно, что это будет: стучит ли он ложкой по кастрюле, пересыпает ли крупу, сидит ли в луже или слушает колыбельную, которую поет ему мама — любое такое действие будет усложнять структуру мозга.
 

Источник фото: unsplash.com
 

Собственно, на основании этих данных, специалисты в сфере раннего развития говорят о том, что чем более сложно организованно будет пространство, в котором находится ребенок, тем лучше будет для его развития.

Однако, здесь важно помнить, что не все нейронные связи, которые образуются в мозге малыша до трех лет, сохраняются в будущем. Разрушение ненужных мозгу нейронных связей — это совершенно нормальный процесс, который происходит на протяжении всех нашей жизни и помогает нашему мозгу быть наиболее эффективным.

После трех лет останется только то, что пригодится малышу в его повседневной жизни, то, что он будет повторять регулярно, и, в первую очередь, то, что нужно ему для выживания.

Таким образом, говоря о мозге малышей в возрасте до 3-х лет, важно помнить, что:

— в момент рождения их мозг не сформирован до конца,

— чем более разнообразным будет опыт малыша, тем более сложной будет сеть нейронных связей образующихся в его мозге и тем более развитым он будет,

— после трех лет неиспользуемые нейронные связи распадутся, но это не повод для беспокойства.

Разумеется, все дети разные, и семьи, в которых они растут, отличаются. То, что нужно для выживания разных детей, очень зависит от их родителей. Однако, есть ряд общих рекомендаций, которые здорово работают и помогают малышам развиваться гармонично. В чем суть этих методик и как их можно использовать на практике, читайте в нашем следующем материале.

Клуб " О мозге со знанием дела" рассказывает об особенностях функционирования мозга и о том, как ему помочь оставаться в форме. Эти знания помогают:

* эффективно выстраивать процессы образования и развития,
* налаживать схемы коммуникации,
* выстраивать оптимальные схемы деятельности
* научиться планировать свое время
* научиться определять какие образовательные курсы и тренинги являются безопасными, а какие являются информационным мусором
* быстрее достигать поставленных задач

В клубе есть встречи для взрослых и для подростков. Подробнее о формате встреч можно почитать тут.
Если вы хотите поднять волнующую вас тему или поделиться личной историей для статьи, пишите нам на editor@rebenok.by

Рекомендуем

Гинеколог рассказал о рисках и преимуществах
беременности после 30
«Если забрать резко, ребенок может начать сосать палец». Разбираемся, когда и как отучать детей от пустышки Мастер-классы для детей в Минске. Готовим пиццу, пряники, рисуем на воде Весенние каникулы 2020. Выбираем детский лагерь Искали на УЗИ опухоль, а нашли ребенка. Белоруски о беременностях, которые стали сюрпризом ТОП-10 мест, где отметить детский день рождения в Минске «Ребенок хочет быть с вами, а не с чужой тетей». Кому нужны дорогие кружки: детям или родителям? О чем важно подумать родителям при обустройстве квартиры? Лайфхаки от эксперта по бытовой технике Ребенок не хочет спать и сводит вас с ума? Пройдите тест и узнайте, в чем может быть ошибка «Сначала думали: куда нам детей с 12 метрами в общежитии?». Как белорусы усыновили двух братьев и ни разу не пожалели «Ты же девочка!» Рассказываем, как воспитывать детей без стереотипов Когда сделать ЭКО будет так же просто, как сходить в магазин? Интервью с репродуктологом «Суп — это традиция». Гастроэнтеролог о детском питании и случаях, когда родители приходят слишком поздно «Мы не обслуживающий персонал». Учителя составили правила поведения для школьников и их родителей Познавательные музеи Минска, где обязательно стоит побывать с детьми


Обсуждают сейчас