Сейчас на сайте
Семейная афиша
Робо: новый фильм для семейного просмотра*
Это интересно
Дизайнер советует, как обустроить стильную детскую
Школьная жизнь
Как родители формируют нервное отношение детей к оценкам?
Здоровье
Как живет семья 9-летней Саши, у которой ДЦП 3 степени
Отношения взрослых
Как понять, что вы живете в созависимых отношениях
Женский мир
15 забавных картинок о беременности и материнстве, знакомые многим родителям Наращивание ресниц: а стоит ли? Развенчиваем распространенные мифы Как белоруска променяла карьеру финдиректора на психологию
Личный опыт
Белоруски рассказывают, как научиться любить свое тело после родов
Психология и воспитание
Узнали, какая модель воспитания научит ребенка противостоять любому стрессу Топ-10 "неудобных" детских вопросов с ответами
Дошколята
Удобно ли вам с коляской гулять по городу? Примите участие в опросе

Что родителям нужно знать о том, как устроен мозг маленького ребенка?

14 октября 2019 года
7

С легкой руки Масару Ибуки, автора книги «После 3-х уже поздно», многие родители поверили в то, что их главная задача  по максимуму развивать ребенка. Автор книги очень четко транслировал мысль о том, что мозг младенцев восприимчив к любым воздействиям, а потому залогом успешности человека является то, чему он научился в младенчестве. Но так ли это? Рассуждает Татьяна Славинская-Пузыревич, автор клуба «О мозге со знанием дела».



 

В момент рождения мозг младенца насчитывает около 86 млрд нейронов (так называются клетки, образующие мозг). Их количество на протяжении жизни человека остается практически неизменным. Однако, мозг малыша растет на 1% в день в первые недели жизни. Через три месяца скорость роста снижается до 0.4% в день.

Всего за первые 90 дней жизни мозг у только что появившегося на свет человека вырастает на 64%, а к трем годам достигает 90% от веса взрослого мозга.

При этом, что интересно, рост мозга происходит не за счет увеличения числа нейронов, а за счет образования связей между ними.
 

Источник фото: unsplash.com
 

В возрасте от рождения до трех лет нейронные связи образуются очень легко. Это происходит в тот момент, когда одному нейрону нужно передать сигнал другому, образно выражаясь, «рассказать о том, что он знает». Такая передача информации закрепляет в нашем мозге получаемые знания. В зависимости от того, сильным был сигнал или слабым, передавался он один раз или подобных сигналов было много, нейронные связи бывают прочными, а бывают и очень слабыми.

К слову, один нейрон ребенка в возрасте до трех лет может образовать до 7000 нейронных связей, а в одну секунду в его мозге формируется до 2 000 000 синапсов! Чем больше таких связей и чем прочнее они будут, тем более развитым будет мозг и тем более сложные задачи он сможет решать.



Ребенок рождается с незрелым мозгом

Легкость образования нейронных связей в младенчестве объясняется тем, что человек рождается с незрелым мозгом. Практически сформированными у него являются внутренние структуры (ствол, промежуточный мозг и мост, таламус и гипоталамус, гипофиз), отвечающие за регулирование жизненно важных процессов — дыхания, глотания, пищеварения.

 

Источник фото: unsplash.com
 

Те же отделы (преимущественно кора больших полушарий), которые отвечают за выполнение сложных интеллектуальных действий, практически не имеют связей, взаимодействие между нейронами в этих областях начинается в процессе освоения мира.

Что важно для развития ребенка в первые годы?

Нейронные связи образуются в момент, когда ребенок непосредственно взаимодействует с физическим миром (не компьютером или гаджетом, а с разными предметами). Любое действие ребенка приводит к возникновению связей между нейронами его мозга. И не важно, что это будет: стучит ли он ложкой по кастрюле, пересыпает ли крупу, сидит ли в луже или слушает колыбельную, которую поет ему мама — любое такое действие будет усложнять структуру мозга.
 

Источник фото: unsplash.com
 

Собственно, на основании этих данных, специалисты в сфере раннего развития говорят о том, что чем более сложно организованно будет пространство, в котором находится ребенок, тем лучше будет для его развития.

Однако, здесь важно помнить, что не все нейронные связи, которые образуются в мозге малыша до трех лет, сохраняются в будущем. Разрушение ненужных мозгу нейронных связей — это совершенно нормальный процесс, который происходит на протяжении всех нашей жизни и помогает нашему мозгу быть наиболее эффективным.

После трех лет останется только то, что пригодится малышу в его повседневной жизни, то, что он будет повторять регулярно, и, в первую очередь, то, что нужно ему для выживания.

Таким образом, говоря о мозге малышей в возрасте до 3-х лет, важно помнить, что:

— в момент рождения их мозг не сформирован до конца,

— чем более разнообразным будет опыт малыша, тем более сложной будет сеть нейронных связей образующихся в его мозге и тем более развитым он будет,

— после трех лет неиспользуемые нейронные связи распадутся, но это не повод для беспокойства.

Разумеется, все дети разные, и семьи, в которых они растут, отличаются. То, что нужно для выживания разных детей, очень зависит от их родителей. Однако, есть ряд общих рекомендаций, которые здорово работают и помогают малышам развиваться гармонично. В чем суть этих методик и как их можно использовать на практике, читайте в нашем следующем материале.

Клуб " О мозге со знанием дела" рассказывает об особенностях функционирования мозга и о том, как ему помочь оставаться в форме. Эти знания помогают:

* эффективно выстраивать процессы образования и развития,
* налаживать схемы коммуникации,
* выстраивать оптимальные схемы деятельности
* научиться планировать свое время
* научиться определять какие образовательные курсы и тренинги являются безопасными, а какие являются информационным мусором
* быстрее достигать поставленных задач

В клубе есть встречи для взрослых и для подростков. Подробнее о формате встреч можно почитать тут.
Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.


Обсуждают сейчас