«В 1,5 года рассказывала Чуковского наизусть». Как разговорить ребенка – личный опыт

28 июля 2017 года
35

«А ваш ребенок сколько слов уже говорит?» - такие вопросы часто можно услышать на детской площадке. Тема актуальная, особенно для  тех родителей, чьи дети в год-полтора по-прежнему не говорят.

Минчанка Вероника Гришкова поделилась с Ребенок.BY своим опытом общения с детьми. Секрет их «болтливости», по ее мнению, не только в генетике, но и в умении родителей «разговорить» своего ребенка.

 

Источник фото: архив автора

 

Мои дети заговорили довольно рано - около года.

Изначально, когда все удивлялись дочери, рассказывающей в полтора года наизусть сказки Чуковского целиком, я списывала её достижения на особую любовь к книгам (их Алёнка буквально заставляла читать по 4-5 часов, заходясь в плаче, если я закрою книгу).

Но когда в год заговорил младший сын, который к литературе "дышал" ровно, знакомые стали уточнять, "чем же я их кормлю".

Поразмыслив, я всё же смогла сформулировать 9 способов, которыми я регулярно "разговаривала" своих малышей.

1. Разговаривайте с ребёнком

Постоянно. Много. Обо всём. Со стороны это выглядит, конечно, забавно: идёт мама с коляской и нараспев рассказывает ребёнку скороговоркой: "Сейчас мы вышли с тобой на прогулку. Сегодня лето, а потому на улице тепло. Вот светит солнышко, и лишь изредка дует лёгкий ветерок.Смотри! Там пробежала собачка..."

Такой монолог я вела с детьми, начиная с 4-5 месяцев. Именно в этом возрасте, по мнению учёных из Канзасского университета Бетти Харт и Тодда Рисли, дети начинают запоминать не только фонемы, но и целые слова.

Интересно и само их исследование. Учёные записывали на видео час игры или кормления в обычных семьях с разным достатком, в которых воспитывались младенцы от 7 до 9 месяцев. Записи делались раз в месяц до достижения ребёнком трёх лет.

Харт и Рисли по итогу сделали сенсационное для своего времени открытие:

Дети из неблагополучных семей слышат 600 слов в час, малыши из рабочей среды - 900, а богатые родители произносили до 1500 слов.

 

Источник фото: Из архива героини

 

Оказалось, что богатство речи напрямую зависит от того, сколько слов слышит ребёнок. В итоге дети из семей с большим доходом в три года используют в среднем 1100 слов, а из бедных - 525.

2. Следите за реакцией ребёнка на вашу речь

Главный урок исследователей в области развития речи последнего десятилетия: задача не впихнуть в уши ребёнка как можно больше слов, а в том, чтобы следить за реакцией на слова и соответствующим образом на них отвечать.

Многие мамы замечают, что малыш может в секунду изменить настроение, если увидит перемены на лице взрослого.



Если вы улыбаетесь ребёнку, то и он в ответ будет радоваться, но как только лицо родителя становится гневным, малыш начинает удивляться, а потом и вовсе плакать. Таким образом, зарождается первая коммуникация. В дальнейшем малыш будет гулить в ответ на ваши слова. 

Чем чаще он будет видеть ответную реакцию, тем выше его интерес к коммуникации.

К таким выводам пришла американская исследовательница Катрин Тамис-Лемонда из Нью-Йоркского университета. Она записывала игры тысяч матерей и детей с девяти месяцев, а затем отслеживала дальнейшее речевое развитие малышей.

Интересно, что мамы реагируют в среднем на 60% запросов на внимание ребёнка. И от этого напрямую зависит скорость освоения речи малышом.

Так, дети, которым мамы отвечали быстро и часто, на полгода опережали сверстников.

3. "Читайте детям не нотации, а книги"

Сказал известный писатель, сценарист, автор десятков детских книг и мультиков Григорий Остер. И на такое мнение он имеет право не только в силу талантов и возраста, но и опыта - у самого пятеро детей и уже полно внуков.

Я читаю детям с 4-5 месяцев, когда они перестают спать, а хотят внимания. Как только устаю говорить, сразу берусь за книгу.

И делаю верно по мнению учёных из Вашингтонского университета. Их исследование, которое вышло в авторитетном журнале Pediatrics в 2007 году, вызвало настоящий скандал в США.

Специалисты пришли к выводам, что младенцы, которые смотрят образовательные видеоматериалы, обладают значительно меньшим запасом слов, нежели сверстники.

Оказалось, что проблема в артикуляции и мимике. Для малыша важно видеть лицо говорящего и даже чувствовать вибрации тела в процессе произношения слов, чтобы усвоить слова.

То есть до момента, пока ребёнок не начнёт говорить, ему важнее услышать голос реального человека, чем запись на видео- или аудионосителе.

4. Пойте!

Я часто шутила, что моя дочь думает, что живёт в индийском фильме. Вокруг все поют и даже приплясывают. Так вышло случайно.

Я попросила родственников, чтобы они тоже говорили с малышами так часто, как могут. Если нет желания или не знают, о чём разговаривать с младенцем, то можно просто петь. Это дало неожиданный эффект.

Взрослым оказалось проще напевать что-то, чем говорить ни о чём.

В итоге, дочь в полтора года знала два десятка песен, а сын и вовсе сначала запел, а потом заговорил.

5. Дайте возможность малышу побольше общаться

Те же исследования, которые проводили учёные Вашингтонского университета показали, что малышам для усвоения слова в идеале нужно услышать его в речи минимум троих взрослых.

Конечно, есть исключения из правил. Но если есть возможность увеличить число коммуникаций ребёнка, это, безусловно, пойдёт ему на пользу (да и у мамы появится время отдохнуть).

6. Слушайте ребёнка

Очень часто ко мне приходят мамы с детьми, уверенные, что их малыши не говорят. В процессе игры я слышу иногда не только слова, но и предложения!

Просто они произносят их невнятно, пропуская буквы или вовсе называя предметы по-своему.

 

Источник фото: Из архива героини

 

Очень важно вовремя "услышать" речь своего ребёнка, отреагировать на неё и похвалить за коммуникацию. Это поможет младенцу понять, что это не просто звуки у него вырвались, - вы его понимаете.

Как уже отмечалось, реакция для развития речи имеет во многом определяющее значение.

Так, моя дочь в 7 месяцев на бабочку уверенно говорила "Бай", а на пальцы "Пай". Я поддержала её, плюс повторяла правильные названия. Через месяц эти слова она произносила правильно, и они стали одними из первых в её словаре.

7. Читайте потешки, учите звукоподражанию

Потешки известны так давно, что многие из нас даже не задумываются, что эти игры - часть обучения ребёнка речи. "Сорока-ворона", "Куй, куй, ковалёк", "Ладушки" и т.д.

При желании в интернете можно найти сейчас такие небольшие незамысловатые стишки на все случаи жизни.

Для этих целей можно использовать и известные стихи. Умываемся - "Моем, моем трубочиста", просыпаемся - "Вставай, вставай, штанишки надевай". Ребёнок со временем ассоциирует эти слова с конкретными действиями и сам начинает говорить потешки при определённых действиях.

Со звукоподражанием ещё проще - пчёлка жужжит "ЖЖЖ", змея шипит "ШШШ". Эти простые, на наш взгляд звуки, целый новый мир для малыша, который осознаёт, что существует коммуникация разных уровней.

8. «Ум ребёнка – на кончиках пальцев»

Это выражение принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому. Этот же постулат один из основных в методиках Марии Монтессори.

Сенсорные коробки, разнообразные ленточки и лоскутки, всевозможные поверхности. Давайте ребёнку потрогать абсолютно всё.

В руке - огромное количество нервных окончаний. Они передают знания в мозг, где информация перерабатывается и сопоставляется с данными рецепторов - зрения, слуха и обоняния.

И только после анализа (обсасывания, облизывания, ощупывания) в сознании малыша складывается целостное представление о предмете, его свойствах и качестве.

 

Источник фото: Из архива героини

 

Если образ подкрепится словесной оболочной - "стол", "стул", "мячик", то малыш сможет усвоить и название в сочетании с общим образом.

То есть чем больше возможностей у ребёнка изучить мир, тем быстрее он его осознает и сможет "назвать" его части своими именами.

 

9. Почаще берите ребёнка на руки!

Этот совет из книги Масару Ибуки "После трёх уже поздно" разделяю полностью.

Подверждает его и научный эксперимент, проведённый доктором Гарри Харлоу, руководителем центра по исследования приматов в университете штата Висконсин.

Он заменил новорождённому детёнышу обезьяны маму куклами. Одна была сделана в форме цилиндра из проволоки, а вторая - из ткани. У "мам" была бутылочка с молоком, каждая раскачивалась из стороны в сторону. В итоге малыш выбрал тряпичную "маму" и отвечал на её движения.

Доктор Харлоу пришёл к выводу, что детёныш искал нечто мягкое, тёплое и подвижное. 

То есть нежность, с которой мама держит на руках своего ребенка, так же важна для его эмоционального состояния, как молоко для его физического здоровья.

А у вас есть секреты, как "разговорить" ребенка? Делитесь ими в комментариях.