Сейчас на сайте
Ребенок и школа
В Казани простились с убитой в школе учительницей. Какой она запомнится людям? В минской школе прорвало трубу — родители жалуются на последствия аварии. Узнали подробности
Все о здоровье
Как не пропустить ухудшение зрения у ребенка? Чек-лист для родителейКак отличить аллергию у ребенка от других заболеваний? Узнали у врачаНе такой, как все: мальчик из Бразилии стал успешной моделью благодаря генетическому заболеванию
Что почитать детям
Пять хороших книг, которые помогут подросткам понять самих себя
Все о детях
Подошвенные бородавки у детей: почему возникают и чем лечить? Объясняет врач «Мама, а ты скоро умрешь?» Психолог о том, как отвечать на неловкие вопросы детей«Родина вас простила». Что ждало дома подростков, которые работали на немцев в Германии?
Беременность и роды
Как ухаживать за грудью во время ГВ? Гинеколог назвала частые ошибкиКак рожать: самой или с помощью кесарева? Гинеколог перечислила возможные варианты
Обучение
Как отметить 9 мая с ребенком? Покажите ему фильмы о войне — вот хорошая подборка

Что не так с уроками математики в школе? Выслушали родителей и учителей

19 апреля 2021 года
92

Родители и ученики часто жалуются на содержание уроков. Но критика ради критики не работает, надо что-то предлагать взамен. Ребенок.BY продолжает серию публикаций, в которых учителя и родители рассказывают, чего не хватает школьным предметам, чтобы дети смогли взять от них по максимуму и полюбить. Когда цикл будет завершен, мы направим предложения в Министерство образования. В прошлый раз мы писали об информатике, сейчас поговорим о математике.

Источник фото: Pexels.com

Дети не понимают, зачем этот предмет. Что делать: добавить осмысленности

Практически все родители говорят об одном и том же: дети не очень любят математику, потому как совершенно не представляют, для чего ее надо изучать. С литературой и даже химией дела обстоят проще, всегда можно сказать: «Стихи Есенина развивают красноречие, а из химии ты узнаешь, какие пищевые добавки токсичны, из чего делают лекарства». Жизненно и понятно. С математикой не все так очевидно. Чаще родители говорят ребенку абстрактное «благодаря математике будешь умным». Или так: «Деньги научишься считать». И сами понимают, что такие аргументы мало убедительны. Какое, например, отношение к деньгам имеют теоремы или уравнения?

Елена, мама второклассника из минской гимназии, шутит, что внезапный спор с сыном о пользе предмета был ею проигран.

— Сын долго ныл, что не хочет решать примеры, а задали целый лист А4. Начала объяснять, что математика — как пазл в игре. Пока тебе неясно, но в будущем все сложится в одну красивую картину и ты поймешь, что… Сын оборвал на полуфразе: «Мама, ну что я пойму? Я вообще мечтаю конюхом быть и лошадке хвост расчесывать».

Елена нашла доводы, но возник вопрос: отчего мотивацией не занимается учитель?

— Можно же каждого ребенка опросить, кем он видит себя в будущем. И показать, что даже конюху математика нужна, чтобы идеальный рацион для лошади рассчитать.

У Павла дочь также учится в начальной школе. По его словам, сами учебники не вдохновляют на какую-то креативную подачу материала.

— Было бы очень хорошо, если бы в учебниках интересно объясняли, буквально двумя предложениями, зачем детям в принципе постигать периметры и площади. Можно какие-нибудь невероятные факты указать. Пока же я, родитель, должен сидеть и проводить параллели с реальностью.

С наблюдениями родителей согласны и педагоги. Правда, частично. Они отмечают, что практико-ориентированных заданий, то есть тех, которые связаны с реальной жизнью, в школе стало гораздо больше. Только учителя не всегда будут обременять себя тем, чтобы «копаться» в материалах и выбирать интересное.

— Если детям не указать на связь между заданием и пользой от него в реальной жизни, то они сами эту связь не установят, — считает Дарья, она преподает математику в 5−11 классах. — Поэтому важно подавать материал правильно. Не надо предлагать задачу на проценты для того, чтобы рассчитать объем нефти в цистерне. Рассчитайте лучше скидки в магазине. Забудьте об искусственных задачах. Наподобие таких: «Фонарщик залез на столб, давайте рассчитаем, какой длины тень столб отбрасывает» или «Вася придумал фигуру…». Детям все равно и на тень, и на то, что там придумал Вася.

Не рассказывать на уроке о том, что предмет полезен в жизни, — одна крайность. Но нельзя забывать, что математика способна дать гораздо больше: дети, которые хорошо в ней разбираются, могут рассчитывать на успех в будущем. 

— Я объясняю, что математика может быть применима в разных сферах, она лежит в основе многих вещей, о которых дети даже не подозревают, — говорит учитель Егор Адамчик. — Например, тема функций кажется школьниками чужеродной. Но восприятие меняется, если подать ее через учение Декарта, рассказать, что весь наш мир можно описать с помощью функций и даже спрогнозировать развитие Вселенной. Искусственный интеллект тоже начинается с банальных функций. При таком подходе вовлеченность детей увеличивается. Я замечаю, что счет ради счета становится неинтересен детям уже в 4-м классе. Они не понимают, зачем складывать что-то в уме, если есть калькулятор?

О том, что математика — это не только цифры, говорит и педагог Егор Долгалевец. Этот предмет учит отделять главное от вторичного, отбрасывать ненужное и выстраивать закономерности. Поэтому люди с математическим мышлением успешны во всех сферах. Об этом важно говорить детям. 

Сухое изложение материала убивает интерес. Что делать: добавить живости в учебники и уроки

Можно сказать, что этот момент относится ко всем предметам. Но родители, которые написали нам в редакцию, считают, что для математики креативность особенно важна, потому что часто слышат от детей: «Это самый сухой и скучный предмет». Вот, например, один из отзывов:

— Моя дочь учится в 6-м классе гимназии, высокий средний балл, но с математикой беда. Объяснения учителя - быстрые и пресные. А стоит открыть интернет — там столько интересных роликов по уроку! Я уверена, что если в математику добавить немного наглядности и креативности, то эта точная наука стала бы интересной для многих детей.

Учителя говорят о том же: сухое изложение убивает весь интерес. Но и сам материал подан в учебниках аскетично. Педагогу, чтобы проявить креатив, надо озадачиться этим самому. Андрей, учитель математики в 5−9-х классах, приводит такой пример:

— Особенно скупость формулировок чувствуется в учебниках для 5−6 классов. Приходит ребенок после начальной школы, видит эти скучные определения — и заинтересованность сразу пропадает. Допустим, тема — натуральные числа. Почему бы их не назвать «идеальными» или «счастливыми»? В математике много занятных определений. Но нет, вместо того, чтобы рассказать ребенку, чем такие числа интересны и где они используются, следует сухое определение.

Наталья, тоже педагог, отмечает, что проблема учебников не исчерпывается сложными формулировками. По ее мнению, учебники не нацелены на самостоятельное освоение материала, и в этом их большой минус.

Не хватает наглядности. Что делать: улучшить техническое оснащение школ

Этот пункт продолжает предыдущий. Учителя считают, что предмет можно было бы преподавать намного интереснее благодаря компьютерным технологиям. Педагоги по-хорошему завидуют коллегам, в распоряжении которых есть интерактивные доски, а не только мел и грифельная доска.

— С помощью досок можно замечательно украсить урок, сделать его более эффективным, — говорит Дарья. — Возьмем хотя бы программу 10-го класса. Вижу, что у многих детей есть одна проблема — они не воспринимают пространственные фигуры. Банально не представляют, где у куба находится ребро, расположенное сзади. С помощью доски учитель может «покрутить» фигуру, приблизить, где-то сделать прозрачной или цветной. Некоторые учителя за неимением досок вырезают макеты из картона. Но они тоже не дают наглядности, а детям кажутся скучными и несовременными.

Источник фото: Pexels.com

Дети не успевают изучить темы как надо. Что делать: убрать лишнее

Некоторые родители написали нам, что с программой по математике «что-то не так», поскольку дети не справляются с домашними заданиями в одиночку. Взрослым постоянно приходится им помогать. Читатели допускают, что причина кроется в чересчур «быстрой» программе.

— Во второй четверти дети изучали деление и, не успев закрепить пройденное, приступали к следующей теме, — говорит Ольга, ее сын учился в школе, затем — в школьной кооперации, а теперь — на надомном обучении, так что мама хорошо знакома с предметом. — Таблицу умножения надо было выучить за лето, но многие дети до сих пор ее не знают. Считаю, что изучение таблицы нужно растянуть на весь 3-й класс. Словом, темп такой, что дети не успевают. Учитель проводит проверочные работы по устному счету, а класс не способен такие примеры посчитать. То же — с задачами.

Мнения педагогов по этому поводу разделились. Например, Владислав (преподает в 5−9 классах) говорит, что любую тему можно подать даже за 2 часа, главное — знать, как это сделать. Но чаще мы слышали о другом: проблема изучения «галопом по Европе» все же существует.

— Составители программы хотят, чтобы дети идеально научились справляться с задачами, но при этом выделяют недостаточно времени на проработку арифметических действий, хотя задачи — это же конфигурация решения, — делится мнением одна из собеседниц. — Особенно я это замечаю в 5−6 классах.

Учитель Андрей тоже рассказал нам, что самые большие нарекания вызывает именно программа 5−6 классов.

— Можно взять любую тему. Те же уравнения. Часов хватает на базовое изучение, но глубже копнуть уже не получится. При этом в 5-м классе пытаются ввести геометрию, правда, непонятно зачем. Дети изучают ее два урока, затем раздел пропадает из поля зрения чуть ли не на полгода.

Инна Гаспаревич отработала в школе много лет. Она считает, что «экспресс-обучением» мы обязаны реформам из прошлого.

— Сначала программу адаптировали под 12-летнее образование (кто не помнит, в начале двухтысячных была такая попытка), а затем, когда от идеи отказались, резко ужали. Темы выбрасывались кусками. Потом так и не восстановили, даже с учетом многих изменений, которые произошли за последние годы. Теперь целостности нет. Я смотрю на сборники 10−11 класса, и мне сложно представить, успеют ли дети сообразить, что они прошли по той или иной теме. В средних классах такие же примеры можно привести. Раньше на изучение ромба отводилось 4−5 часа, а сейчас — меньше. Ребенок за это время даже не научится фигуру чертить.

Где взять время на более глубокое изучение предмета? Все просто: убрать «ненужные» темы. В каждом классе — они свои. Как вариант, учителя предлагают пожертвовать «псевдогеометрией» в 5-м классе; доказательством теорем как таковых; основами высшей математики (комбинаторики) у старшеклассников.

Педагоги отмечают, что в советское время в образовании, в частности в математике, все было гармонично и последовательно, поскольку система работала на актуальные для того времени цели. В программе не было «провалов», а сейчас — есть.

— Все шло поступательно. Дети проходили прогрессии, потому как следом они приступали к изучению рядов. Теперь ряды перенесли в программу вузов. И непонятно, зачем тогда в школе остались прогрессии. 

Нет преемственности между «началкой» и средней школой. Что делать: адаптировать программу

Собеседники указали нам на такую закономерность: стоит только ребенку перейти с 4-го класса в 5-ый, начинаются трудности в учебе. Одни родители списывают это на адаптацию, другие считают, что ребенок «не тянет» материал. В это время часто начинают прибегать к услугам репетиторов.

Дело не только в адаптации. Учителя считают, что между программами начальной и средней школы есть ощутимый разрыв.

— Программы составлены так, словно в 4-м классе ребенок — еще малыш, а в 5-м — уже «студент». В младших классах материал намного легче, дети банально не могут переключиться на излишне серьезные задания.

Разнятся даже требования к выполнению заданий. Например, уравнения в начальной школе решаются одним способом, в средней — приходится переучиваться.

— Было бы неплохо, если бы к малышам время от времени приходили педагоги из старшей школы, «натаскивали» их на свои стандарты. Хотя я думаю, что многие коллеги мой энтузиазм не поддержат, — поделся мнением один из педагогов.

Учитель Елена Тереш также замечает, что в 5-м классе ученики справляются с предметом неважно.

— Дети приходят, и выясняется, что читают плохо, с таблицей умножения не дружат. Какой бы учебник ни был, ребенок не возьмет программу, если не умеет считать и читать.

Строгие нормы оформления только мешают. Что делать: снизить требования

От требований к оформлению больше всего страдают дети в начальной школе. Когда им снижают оценки за неправильно посчитанные клеточки-отступы в оформлении задач, пропадает всякая мотивация к учебе. О такой проблеме знают и учителя.

— Диссонанс здесь заключается еще и в том, что мы готовим детей к школьному «финишу» в виде большой контрольной работы, которую можно выполнить неспешно, но аккуратно, со всеми требованиями к оформлению. А на ЦТ им требуется совсем другое — быстро проставить галочку в нужном окошке, — рассуждает Инна Гаспаревич.

Педагоги признают, что здесь многое зависит от позиции самого учителя.

— Лично мне нужен правильный ответ, то есть я должен знать, что ребенок «включил» логику, — говорит Владислав. —  Однако сам видел, как коллега исправила в в работе ученицы Х2 на 2X и засчитала ошибку.

— Правила должны остаться, но не в таком количестве и не с повышенным к ним вниманием, — говорит Андрей. — Оформление даже не мотивацию портит, а нервы детям.

Ранее заместитель председателя Товарищества Белорусской Школы Тамара Мацкевич рассказала Ребенок.BY о том, что педагоги совместно с родителями разрабатывают предложения для Минобразования, чтобы правило «клеточек» отменить.

— Но мы вряд ли что-то сможем исправить в одночасье. Здесь можно советовать родителям не переживать за «клеточки», а лучше обращать внимание (свое и детей) на другие, более важные вещи.

Во время разговора педагоги предложили много интересных идей. Например, развивать конкурсное движение по математике, а не зацикливаться на одних олимпиадах, которые влияют на рейтинг школы. Собеседники привели в пример опыт России, где в различных проектах можно участвовать каждую неделю — было бы желание. А у детей, как правило, оно есть.

Некоторые учителя обращали внимание на то, что нам надо перенять опыт ряда европейский стран, где точные предметы изначально объединены в один («наука»). Такой подход позволяет лучше понять межпредметную взаимосвязь и добавляет осмысленности. Были предложения объединить лишь алгебру с геометрией, как было когда-то давно, в советские годы.

А что бы вы изменили в изучении математики в школе? Делитесь своим мнением в комментариях.

Просим также откликнуться учителей английского языка: следующая статья будет посвящена этому предмету. Если вы знаете, как сделать его изучение более эффективным, напишите на почту автору Elena.orlova@rebenok.by или свяжитесь с редакцией по контактам ниже. 

Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту editor@rebenok.by




Лучший комментарий
rebenokby17110619.04.2021 в 10:25
Я много лет преподавала математику. Вопросы к учебникам, безусловно, есть. Наши учебники, в первую очередь Шлыкова по геометрии, сейчас учебник Казакова по геометрии предназначены для профильных, углубленных классов. А ваш ребенок - середнячок. Надо адекватно оценивать свои способности. Сейчас в учебнике алгебры Арефьевой параграф с образцами решений и 10 страниц может занимать. Будет ребенок это читать? Раньше, в советском учебнике Макарычева тема занимала страницу-две, не больше. И было много однотипных легких примеров на отработку.
Но все же главное на уроке не тема и не учебник, а учитель. Которому самому интересно преподавать, что невозможно при нынешней оплате труда. И дети должны пройти минимальную сортировку - не хочет, не может - зачем мучать? Поставьте ему физкультуру, труды + пусть научится считать площадь-периметр по формулам, так, как это происходит в ваших хваленых Европах.
Математика - основная дисциплина, развивающая мозг. Еще в советские времена были исследования, что увеличение часов математики в неделю автоматически повышает успеваемость по всем основным предметам. Так что не в логарифмах дело, а в способностях ребенка осваивать новые знания-умения.
Обсуждение
Yuri Petrusha19.04.2021 в 9:59
в тогдашей алгебре (конец 60-х) давали теорию пределов
моих мозгов на это совершенно не хватало
позже слышал что детям предлагают диф и интегральные исчисления
это даже в техническом вузе совсем не просто
школа перегружена не подъемными программами
учебники читать не возможно - дочь вспоминает что читая физику и глядя на задачи ощущала себя совсем не умной
качество педагогов не обсуждаем
что делать
принять это как страшный сон и первое жизненное испытание ребенка
sonejka2119.04.2021 в 10:06
А почему не спросили мнение детей про математику о программе? что она в началке для вспомогательных советских школ, и учить таблицу умножения год, конечно можно, но как жить в домах спроектированных архитектором, что ГОД учил таблицу умножения...
и как ночами нужно готовиться по математике для поступления на нормальные специальности, которые приносят доход стране и создают рабочие места...
sonejka2119.04.2021 в 10:09
Yuri Petrusha:
в тогдашей алгебре (конец 60-х) давали теорию пределов
моих мозгов на это совершенно не хватало
позже слышал что детям предлагают диф и интегральные исчисления
это даже в техническом вузе совсем не просто
школа перегружена не подъемными программами
учебники читать не возможно - дочь вспоминает что читая физику и глядя на задачи ощущала себя совсем не умной
качество педагогов не обсуждаем
что делать
принять это как страшный сон и первое жизненное испытание ребенка
теорию пределов давали в мат классах, для специальных детей...
хотя и остальным неплохо понимать её, для развития мозгов..
разделите детей по склонностям, и пусть не учат математику в школе,
потом взяв кредит резко научатся считать...
marsi19.04.2021 в 10:10
Считаю, что изучение таблицы нужно растянуть на весь 3-й класс.
...
О_О Серьезно? Год изучать таблицу умножения? А что, простите, там изучать. Это какая-то сложная для понимания вещь? Это то, что надо просто выучить. Наизусть, ага. И за 3 (три!) месяца летних каникул это можно сделать без напряга вообще.
Все упрощают, отменяют, а некоторые просят и просят еще программу упростить.
Давайте счет до 10-ти оставим тогда уж, чо.
Согласна с тем, что учебники тупые.
marsi19.04.2021 в 10:13
Yuri Petrusha:
в тогдашей алгебре (конец 60-х) давали теорию пределов
моих мозгов на это совершенно не хватало
позже слышал что детям предлагают диф и интегральные исчисления
это даже в техническом вузе совсем не просто
школа перегружена не подъемными программами
учебники читать не возможно - дочь вспоминает что читая физику и глядя на задачи ощущала себя совсем не умной
качество педагогов не обсуждаем
что делать
принять это как страшный сон и первое жизненное испытание ребенка
В свое время я это все изучала в школе. И интегралы и все это было совсем не сложно для меня. Но я была в профильном классе. Не знаю, какая программа была для обычных классов.
Обсуждают сейчас