Сейчас на сайте
IT-образование
Чем заняты дети в телефоне и как это контролировать? Разбираемся на примере случая с витебским школьником
Все о детях
Где в Беларуси показать животных ребенку? 8 зоопарков, о которых вы могли не слышать«Иногда бывает бардак, это правда». Должно ли волновать соцслужбы, насколько чисто у нас дома?С рейтингом выше 4,5. Выбрали пять детских стульчиков для кормления, которым доверяют родители«Старалась держать с ребенком дистанцию». Каково это — работать в семье няней«Суровые северные развлечения». Посмотрите, как дети катаются на байдарках в затопленных парках
Ребенок и школа
В минскую школу приехала милиция и забрала мальчика. Узнали, что случилось
Протесты
Видеофакт: сотрудники в форме задерживают женщину, рядом кричит ребенок. Что говорят в милиции
Все о психологии
Женщина с ребенком или двумя детьми, до 40 лет. Как выглядит жертва домашнего насилия в Беларуси
Беременность и роды
Соседка решила выносить ребенка для бесплодной пары. Самое удивительное произошло потомАмериканка родила ребенка-гиганта и показала, как он выглядит спустя годы
Дети до 3 лет
Как без истерик отвести ребенка в детский сад. Советы детского психолога

В Минобразования недовольны некоторыми частными школами и садами — для них могут ввести лицензирование

26 марта 2021 года
9

В Беларуси может быть принят Закон «О лицензировании», в проекте которого по инициативе Минобразования появилась глава «Образовательная деятельность». Получать лицензии обяжут учреждения дошкольного, общего среднего и специального образования — раньше необходимости в этом не было. Новость об этом встревожила частный рынок. Мы уже писали о том, что некоторые частные школы и сады опасаются закрытия. Тогда же мы запросили комментарий в Министерстве образования: как чиновники объясняют необходимость выдачи лицензий?

Источник фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Напрямую на наши вопросы в министерстве не ответили, зато тема лицензирования была поднята в одной из публикаций «Настаўніцкай газеты». Директор Департамента контроля качества образования Михаил Мирончик пояснил, что в данный момент лицензии обязаны получать учреждения профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, то есть это не касается школ и садов.

Если частник хочет работать с детьми дошкольного или школьного возраста, на данном этапе ему нужно всего лишь подать заявление на госрегистрацию субъекта хозяйствования и указать вид экономической деятельности. Действует заявительный принцип. Но этого недостаточно для того, чтобы работать с детьми, убеждены в министерстве:

— Заснавальнік не ўказвае, якія бяспечныя ўмовы для жыцця і здароўя навучэнцаў створаны ва ўстанове адукацыі пры рэалізацыі розных адукацыйных праграм, як яна ўвогуле арганізавана, наколькі забяспечана якасць падрыхтоўкі. А гэта вялікі пласт работы, які закранае самыя розныя ўзроставыя катэгорыі дзяцей, у тым ліку дзяцей з асаблівасцямі ў развіцці. Акрамя таго, наша адукацыйная сфера ажыццяўляе не толькі навучанне, але і выхаванне падрастаючага пакалення, фарміруе здаровую, ідэалагічна ўстойлівую і рознабакова развітую асобу. Таму ажыццяўляць у дзіцячых садах і школах адукацыйную дзейнасць без пацвярджэння таго, што ў іх створаны належныя ўмовы для гэтага, недапушчальна.

Михаил Мирончик подробно перечисляет, какие претензии накопились у ведомства в адрес некоторых частных учреждений образования:

— Шэраг прыватных устаноў дашкольнай і агульнай сярэдняй адукацыі размяшчаюцца ў не прыстасаваных для ажыццяўлення адукацыйнай дзейнасці памяшканнях (кватэрах, катэджах, аб’ектах прамысловасці, гандлю і інш.). Не ва ўсіх установах створана адпаведная матэрыяльна-тэхнічная база. Ёсць прыклады, калі навучэнцы не забяспечаны падручнікамі і вучэбнымі дапаможнікамі на папяровым носьбіце, ва ўстановах адукацыі не створаны бяспечныя ўмовы для іх навучання, не арганізавана належным чынам харчаванне. Нярэдка ва ўстановах адукацыі адсутнічаюць лакальныя прававыя акты, якія рэгулююць адукацыйны працэс, не скла­дзены расклад вучэбных, факультатыўных заняткаў, графік кантрольных работ. У некаторых прыватных школах адукацыйны працэс арганізаваны дыстанцыйна і па індывідуальных вучэбных планах. Аднак дыстанцыйная форма навучання ва ўстановах агульнай сярэдняй адукацыі нарматыўнымі дакументамі не прадугледжана.

В ведомстве настаивают на том, что лицензирование образовательной деятельности будет носить превентивный характер. Таким образом, будут закреплены единые требования для учреждений образования всех форм собственности. Процедура станет эффективной формой государственного контроля за развитием системы образования, заявил Мирончик:

— Як было адзначана, ліцэнзаванне не дапускае з’яўлення ў сферы адукацыі нядбайных суб’ектаў гаспадарання, якiя маюць толькі камерцыйныя мэты і прыносяць шкоду дзяржаве і непасрэдна асобе. Гэтая працэдура адкрывае дарогу тым, хто можа і жадае выконваць ліцэнзійныя патрабаванні і ўмовы <…> Гэта дазволіць пракантраляваць, наколькі гатова ўстанова адукацыі да ажыццяўлення адукацыйнай дзейнасці ў частцы матэрыяльна-тэхнічнага, кадравага, інфармацыйна-бібліятэчнага, вучэбна-метадычнага забеспячэння адукацыйнага працэсу, не дапусціць да адукацыйнай дзейнасці суб’ектаў гаспадарання, якія не ў поўнай меры выканалі патрабаванні і ўмовы па бяспецы навучэнцаў, рэсурснай аснашчанасці ўстановы адукацыі, укамплектаванасці штата педагагічнымі работнікамі адпаведнай кваліфікацыі.

Чем недоволен частный бизнес? 

В министерстве ссылаются на международный опыт, где довольно широко применяется лицензирование в сфере образовательных услуг. Сами же представители частного образования подчеркивают, что проблема не в лицензиях как таковых, а в тех требованиях, которые, судя по всему, нужно будет выполнить для разрешения на работу.

В частности, бизнес беспокоят санитарные нормы, которые установлены сегодня для аккредитации учреждения образования. Сейчас эту процедуру учреждения образования проходят по желанию, например, если хотят выдавать детям аттестаты за 9-й и 11-й классы. Для этого подается заявление, на место выезжает специальная комиссия, проверяет, все ли в порядке по санитарным нормам, есть ли необходимый штат сотрудников, как оформлена документация и т.д.

Из-за сложных санитарных требований за аккредитацией обращаются лишь отдельные субъекты (участники рынка называют цифру 17 из около 80 зарегистрированных). Если Закон «О лицензировании» вступит в силу, всем частным школам и садам нужно будет получать лицензию. Некоторым придется закрыться, предполагают частники:

— Перечень требований для школ достаточно широк, начиная от отдельно стоящего здания с изолированных входом (территория по периметру должна быть огорожена, это не может быть линия вдоль дороги и т.д.) и заканчивая нормами по количеству унитазов на число учащихся. На рынке недвижимости в Беларуси помещений, соответствующим всем нормам, крайне мало, —  поясняли нам ранее представители рынка.

— Можно предположить, что это забота о детях, но если школа недобросовестная, учителя «никакие», никто туда водить детей не будет. Здесь все решает рынок. Сейчас очень многие школы работают в неизолированных помещениях, при этом учат детей самым блестящим образом. Но они не смогут получить лицензию 100%.

Учредители частных садов и школ пытаются вести переговоры с чиновниками, чтобы донести свою позицию, но пока безуспешно. Вот какой ответ с подписью заместителя министра образования Александра Кадлубая получили в Ассоциации частных организаций дошкольного, общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи:

«Необходимо отметить, что лицензирование и государственная аккредитация в сфере образования признана многими зарубежными странами и критерии лицензирования в большинстве из них одинаковы: безопасность образовательного процесса, квалификация педагогических работников, наличие образовательных программ, соответствующих стандарту и т.д. Ваши предположения о дополнительных финансовых затратах, которое повлечет введение системы лицензирования, считаем несостоятельными. По предварительным расчетам введение процедуры лицензирования не повлечет увеличения штатной численности. Дополнительно информируем, что предложения Министерства образования в проект Закона Республики Беларусь „О лицензировании“ поддержаны облисполкомами, Минским горисполкомом, республиканскими органами государственного управления, имеющими в подчинении учреждения образования».

Подчеркнем, что Закон «О лицензировании» пока не принят. С главой, которая касается образовательных услуг, можно ознакомиться на сайте Министерства образования.  Мы будем следить за развитием ситуации.

Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту editor@rebenok.by




Лучший комментарий
Toomushchik Toomushchik26.03.2021 в 14:42
Я недовольна школой сына. В классе 32 человека, аварийная лестница.
Жуть.
Введите лицензирование для гос.школ.
Обсуждение
Toomushchik Toomushchik26.03.2021 в 14:42
Я недовольна школой сына. В классе 32 человека, аварийная лестница.
Жуть.
Введите лицензирование для гос.школ.
Who_knows26.03.2021 в 15:06
наша адукацыйная сфера ажыццяўляе не толькі навучанне, але і выхаванне падрастаючага пакалення, фарміруе здаровую, ідэалагічна ўстойлівую і рознабакова развітую асобу
***
Ахаха ))))))))))))
----------------------
какие претензии накопились у ведомства в адрес некоторых частных учреждений образования
***
Какая чушь!!! Если родителей и детей устраивают условия и знания, которые дает частное УО, какое дело минобру до всего остального?
---------------------
(территория по периметру должна быть огорожена, это не может быть линия вдоль дороги и т.д.)
***
И у нас все гос.школы соответствуют данному требованию?
Фея)26.03.2021 в 15:17
Ответ лежит на поверхности, в частных школах и садах невозможно вести агитацию и рассказывать про то, что Лу "хороший" и восхвалять закат над болотом.
rebenokby2007281126.03.2021 в 15:51
Toomushchik Toomushchik,
Это невозможно. 97% придется закрыть :)
nichk@26.03.2021 в 15:56
Toomushchik Toomushchik:
Я недовольна школой сына. В классе 32 человека, аварийная лестница.
А чего мучитесь? В частную никак?
Обсуждают сейчас