Как родители могут повлиять на оценки ребенка? 3 ценных совета от педагога
Родители часто переживают из-за оценок детей в школе, но редко задумываются о том, что сами могут на многое повлиять. Хотите, чтобы ребенок хорошо учился? Тогда задавайте ему правильные вопросы, а не раздражающее: «Что ты сегодня получил на уроке?» Считаете, что учитель поставил незаслуженно низкий балл? Научитесь разговаривать об этом, а не конфликтовать.
Этими и другими правилами с родителями поделилась известный педагог Тамара Мацкевич во время вебинара, организованного инициативой «Родительский совет Беларуси».
Тамара Мацкевич считает, что наши дети будут счастливее, если учителя и родители начнут оценивать труд в школе не просто баллами, но «активной оценкой». Это не просто словосочетание, а целая технология, которая успешно используется финскими учителями. В Беларуси она применяется уже более 10 лет, но далеко не везде и не всеми. Прежде чем дать ценные советы родителям, объясним, как эта технология работает.
— Активное оценивание — это не просто выставление баллов ради баллов за ту или иную работу. Это интерактивный анализ работы, где общение с учителем, обратная связь с ним, выходит на первое место, — объясняет эксперт. — Педагог должен не просто оценить работу, а рассказать, что в ней сделано правильно и как исправить недочеты. Родители также должны принимать в обучении своего ребенка активное участие.
— Чтобы понять суть активного оценивания, можем привести аналогию. В ресторане повар готовит суп. Попробовал. Решил, что в нем не хватает овощей. Добавил. Попробовал снова и понял, что хорошо бы сдобрить блюдо приправами. Сделал и это. То есть повар оценивает свою работу в процессе и делает так, чтобы суп был вкусным.
Но суп можно оценить иначе. Просто подать блюдо клиенту. Он его пробует, оценит и на этом все. Исправить ничего уже нельзя. Так и в образовании. Активная оценка нужна ученику для того, чтобы он сделал свою работу лучше, а не просто принес родителям домой балл, за который его похвалят или отругают.
Итак, мы подошли к главному. Как научиться оценивать работу ребенка правильно? Есть несколько рекомендаций, которым необходимо следовать, причем постоянно.
Правило № 1: Учитель и родители должны делать акцент на цели урока
— Здесь речь идет не о размытых понятиях, которые любят повторять коллеги вроде «сеять в учениках разумное, доброе, вечное», — уточняет эксперт. — Цель всегда можно «измерить». То есть она дает представление о том, что получится, зачем и когда, если ребенок выучит материал. К сожалению, такой подход используют далеко не все педагоги. Поэтому здесь должны подключаться родители.
Примерный диалог дома может выглядеть так:
— Мама, зачем мне учить эти глупые проценты? — спрашивает ребенок.
— Ты же хочешь себе дорогой велосипед, вчера смотрел в интернете, где можно купить в кредит. Будешь знать проценты — сможешь выбрать кредит и заодно проверить, такой ли он выгодный, как о нем в рекламе говорят.
Если учитель на уроке, а родители дома приучают ребенка во всем искать цель и значение, то вскоре к этому приучится и сам школьник.
Например, ученик постарше, увидев темы «Сообщающиеся сосуды» или «Термодинамика», может сказать: «О! Я пойму, как чинить карбюратор в машине. Папа что-то говорил об этом, но не мог вспомнить, а я разберусь и помогу ему».
Важный момент: таким образом, ребенок усваивает не только знания, но и компетенции — полезные навыки и установки, которые очень нужны в жизни.
Правило № 2: Ребенок должен знать критерии оценки
Дети нередко переживают из-за плохой или, как им кажется, несправедливо поставленной оценки на уроке. В этот конфликт вовлекаются и родители: они либо ругают ребенка, либо предъявляют претензии учителю. Избежать таких ситуаций на самом деле просто. Достаточно четко договориться, что и как будет оценивать учитель.
Простой пример из начальной школы. Детям сказали нарисовать радугу на оценку. Учитель может сказать: «Начинайте работать, у вас есть 15 минут». А может все объяснить по пунктам: «Дети, вы должны использовать семь цветов; задействовать весь лист, а на краешек; линии старайтесь провести плавные, без разрывов и искривлений». Когда ребенку дадут такое задание, он поймет, что от него хотят.
В любом случае, даже если педагоги в вашей школе так не делают, родители могут решить вопрос частным образом.
— Например, вы не довольны оценкой, которую ваш сын или дочь получили за контрольную. Не надо звонить учителю со словами: «Что за балл вы поставили? Сын весь вечер тему учил!». Скажите так: «Объясните, пожалуйста, критерии выставления отметки по таким работам, чтобы я могла помочь своему ребенку и в следующий раз объяснила ему, почему выставлен именно такой балл».
Правило № 3: Подбирайте правильные слова для критики и похвалы
Если учитель, по мнению ребенка, скуп на объяснения, компенсируйте это дома.
Допустим, школьник принес домой тетрадь, испещренную красным стержнем и с плохой оценкой. Родители могут воскликнуть: «Ну что это такое? Ты снова не справился с решением задачи. Плохо. Очень плохо». Такая обратная связь совершенно неэффективна. У ребенка скорее опустятся руки, чем он захочет что-то переделывать.
Будет гораздо лучше сказать так: «Ты правильно сделал первое действие в задаче. Написал аккуратно. Но во втором допустим ошибку. Вот здесь надо подумать. Не расстраивайся».
«Смайлики вместо оценок — это «черные метки»
Говоря об оценивании в школе, нельзя обойти еще один вопрос — об отметках в начальной школе. Полноценные баллы в первом и втором классах ставить нельзя. Но многие педагоги не могут удержаться и клеят в тетрадки стикеры в виде солнышек, тучек и рожиц. Это не лучший вариант, считает Тамара Мацкевич.
— Еще лет 10 назад известный белорусский преподаватель и психолог Александр Полонников написал статью, где назвал эти наклейки «черными метками». И это действительно так. Дети все равно расстраиваются, увидев в тетрадке «грозу» вместо «солнца». Они понимают, что сделали плохо, а точнее начинают думать, что это они сами плохие.
Очень может быть, что в первом классе ребенок еще просто недостаточно развит, чтобы выводить прописи ровно. Но он получает «тучку» в тетрадь и первое впечатление от школы: «я — лузер». С этим ощущением ребенок может пройти все 11 классов, а родители даже не будут догадываться, в чем причина комплексов. Не надо тучек-солнышек. Пусть педагог и родители расскажут словами, в чем ребенок ошибся и как это исправить.
Важны ли «клеточки» по математике?
Для родителей, чьи дети учатся в начальной школе, стандарты оформления стали серьезным раздражителем. Например, в математике есть четкие требования: до и после примеров, задач, надписей «Домашняя работа» должно быть соблюдено строгое количество клеток в виде отступов.
Малыши отсчитывают эти самые «клеточки», часто путаются и, несмотря на правильное решение задачи, все равно получают «тучки» в тетрадь. Школа считает, что таким образом приучает ребенка к порядку.
— Педагоги совместно с родителями разрабатывают предложения для Минобразования, чтобы это правило «клеточек» отменить, — замечает Тамара Мацкевич. — Но мы вряд ли что-то сможем исправить в одночасье и отменить соответствующие требования. Здесь можно советовать родителям не переживать за «клеточки», а лучше обращать внимание (свое и детей) на другие моменты, которые были описаны выше.
Если требования к оформлению очень раздражают, просите учителей объяснять, почему для них «клеточки» и «отступы» так важны. Возможно, проговаривая свои аргументы, педагоги сами придут к решению, что настоящий смысл заключен не в форме, а в содержании работы.
Все советы относительно активной оценки, описанные в статье, выполнить несложно, считает Тамара Мацкевич. Родители и учителя в этом вопросе должны объединяться и практиковать технологию постоянно. В таком случае наши дети не только перестанут переживать из-за оценок, но и не станут спрашивать: «А зачем мне хорошо учиться?» Ученики будут четко осознавать, для чего ему тот или иной предмет. В этом, можно сказать, заключается глобальный смысл активного оценивания в школе.
— В 20 веке основной посыл образования был таким: учись, чтобы потом поступить в вуз и получить хорошую работу. Но сейчас школа должна ориентировать ученика на другое. На то, что вуз — не самоцель; что место работы можно создать самому, в том числе и для других; что для жизни намного важнее овладеть компетенциями, а не получить хорошие оценки в дневник.
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!

*
он получает «тучку» в тетрадь и первое впечатление от школы: «я — лузер»
***
Оспидя... После таких психологов реально начинаются психологические проблемы у детей и родителей.
-------------------
Родители и учителя в этом вопросе должны объединяться и практиковать технологию постоянно.
***
Так и не поняла - почему родители должны выполнять функции учителя? Учитель сам не в состоянии объяснить, что, как и почему он оценивает?
-----------------
наши дети не только перестанут переживать из-за оценок, но и не станут спрашивать: «А зачем мне хорошо учиться?» Ученики будут четко осознавать, для чего ему тот или иной предмет. В этом, можно сказать, заключается глобальный смысл активного оценивания в школе.
***
Какой-то бред.


Дети все разные. И знаю тех, кто из-за смайликов ревёт.)) так что нам взрослым иногда их не понять.
А спрашивать и заменять учителя родителям придется, им не до того.