Сейчас на сайте
Беременность и роды
Все как у людей: хозяйка устроила беременной собаке фотосессию, а ее щенкам — съемку для новорожденных«Тошнило от крышечки воды». Из-за токсикоза во время беременности белоруска похудела до 40 кгЖенщин стерилизовали в школах на полу, мужчин похищали по ночам. В Индии снизили рождаемость почти втрое
*На правах рекламы
Дешевле на 40% или бесплатно. Green открыл клубы родителей и хозяев питомцев
Все о детях
Врач рассказал об интимной гигиене девочек: что надо делать часто, а о чем лучше забыть«Вы дарите любовь или продаете?» Эксперт раскрывает 4 секрета общения с детьми«Мне неуютно дома». Психолог рассказал, что такое семейный стресс и как с ним боротьсяСекрет Дании: как воспитывают детей в одной из самых счастливых стран мира?Ребенок в 4 месяца начал садиться, а в шесть — ходить. Какие ранние навыки должны насторожить родителей?
Увлечения
Мама одевает 2-летнюю дочь в стиле женщин, вошедших в историю. Посмотрите, насколько они похожи
Ребенок и школа
Ученый не смог сразу решить задачу по математике, которую задали его 7-летней дочери
Благотворительность
Трехлетнему Марку пересадили печень. Теперь на лечение надо еще 56 500 евро. Семья просит о помощи

Ребенок не хочет делать домашние задания и вообще «ленится учиться». Как повлиять?

18 января 2021 года
5

Частая ситуация: ребенок до последнего откладывает домашние задания, а потом делает их в спешке, под крики и угрозы родителей. Семейный психолог Наталия Простун убеждена, что так проявляется прокрастинация — откладывание дел на потом. Даже взрослым людям тяжело докопаться до причин, приводящих к такой ситуации. Детей же, страдающих от прокрастинации, мы спешим заклеймить «ленивыми недотепами». Но это не всегда так. 
 

Источник фото: Unsplash.com

Случай из практики

Он сидит напротив. Смотрит на меня маленькими умными глазами, пытаясь понять, зачем он здесь. Что Мама вновь хочет от него, зачем ему психолог?

Узнаю, что Мише всего лишь десять лет. Он учится в 5-м классе. Ему не нравится учиться, не интересно. Учителя орут, оценки ребенок приносит хорошие лишь бы не огорчать маму. Когда садится за уроки, весь интерес мгновенно улетучивается, готов заниматься чем угодно, только бы не делать нудную домашнюю работу.

«Мама говорит, что я ленивый», — смиренно делится со мной Миша. — Наверное, она права. Ну, знаете, мне сложно самому что-то сделать, я боюсь допустить ошибку, а Мама злится, что без нее я и шагу ступить не могу. Это неправда. Я боюсь, что меня будут ругать за ошибки в школе».

И Миша продолжал говорить о своем страхе перед ошибками. Он постоянно тревожится, не может расслабиться, а дома откладывает все задания до позднего вечера, пока мама не придет с работы. А потом возникают конфликты. И уже совсем нет сил что-то делать. Мама отправляет уставшего Мишу спать.

«Мне сложно его постоянно организовывать», — жалуется мама Миши. Он все время откладывает уроки на потом, не делает ничего без постоянного надзора. Я терплю, потом срываюсь, начинаю кричать, и тогда он уже собирает себя в кучу и делает».

Что такое прокрастинация

В моей практике подобных историй много. Родители жалуются на детей, дети растеряны и совершенно не могут понять, что с ними происходит.

Многие не знают о прокрастинации. «Это же лень! Помогите нам избавиться от этого! Сил нет!» — говорят родители. Но лень и прокрастинация — это разные явления. Ленясь, человек совсем не хочет делать то, что от него ждут другие. А при прокрастинации, наоборот, желание делать есть, но что-то внутри мешает завершить задачу, срабатывает система откладывания на потом. 

В лени больше свободы, в прокрастинации больше долга и вины. Прокрастинация знакома взрослым и детям. Дети совершенно не понимают этого явления, а взрослые путают это состояние с ленью. 

Причина в страхе

За прокрастинацией часто прячется страх. Страх совершить ошибку. Страх наказания, страх неуспеха. Страх разочаровать. Страх завышенных ожиданий. Страх нового и неизвестного (тревожность).

Страх парализует действия и включает систему избегания. Боящийся мозг пытается любыми усилиями избежать того, что пугает, и пытается отложить дело, отсрочить его выполнение. 

Источник фото: pexels.com

Страх формирует стресс, стресс истощает, забирает силы, формирует новые страхи, и тогда ребенок, как и взрослый, пытается избежать того, что пугает. В нашей истории Миша боялся сделать ошибку, так как его опыт показал, что учителю не нравятся ошибки. Учитель недоволен, может накричать. А когда на Мишу кричат, он от страха забывает все, что учил и знал ранее, «мозг тупеет от стресса» — и этого Миша боится больше всего на свете.

Страхи создают платформу для прокрастинации: не делать, чтобы не переживать, отсрочить время встречи со страхом. И тут вступают в бой вина и ответственность. Вина внутри шепчет: «Ну что ж ты ничего не делаешь!», вступает в атаку стыд: «Ты ленивый! Правду мама говорит!» И вновь появляется страх: «Ты видишь, какой ты плохой, у тебя все плохо получается, и это заметят другие. Особенно учитель». И ребенок, чтобы не переживать сложное для него состояние, убегает в прокрастинацию, как в спасительный домик. Если это происходит часто, недовольство взрослых еще больше усиливает переживания. 

Стыд, вина и страх рождают перфекционизм. «Нужно стараться на все 100%, чтобы не чувствовать себя плохим!» — так думает Миша, и от этой мысли совсем перестает стараться, тщательно прячась за «неделаньем». Нужно ведь делать все идеально, все правильно, без ошибок, а это тяжело. Тогда психика ребенка выбирает прокрастинацию, которая часто приводит к состоянию стресса. Он в свою очередь формирует невроз, а потом вновь приводит к прокрастинации. Замкнутый цикл, который нужно разорвать.

Когда скучно

«Мне неинтересно учиться в школе, еле высиживаю на уроке. Нудно и скучно», — делится со мной 13-летняя Даша.

«Дома сложно усадить себя за уроки, готова все что угодно делать, только не их… Мама выходит из себя, говорит, что я доведу ее до инфаркта со своей учебой!» — жалуется подросток.

Даше сложно справляться с неинтересным. Система «надо и необходимо» еще плохо сформирована в лобной коре головного мозга. «Хочу» понятнее для ребенка. У детей ярко выражен познавательный интерес — они хотят знать, понимать, исследовать. Так устроена детская психика. Только когда ребенок попадает в условия школьной системы, где на него давят, заставляют, требуют, критикуют, где неинтересно подают материал, где авторитарностью обесценивается личность, мотивация к обучению падает. Когда нет интереса, появляется прокрастинация. Ребенку хочется избежать того, к чему не лежит душа. И это естественно.

«Миша, когда ты долго оттягиваешь время, чтобы не делать школьные задания, ты понимаешь последствия?» — интересуюсь я.

«Я про это не думаю, заигрываюсь, а потом уже поздно, могу лечь спать и не сделать уроки. Сильно волнуюсь утром, что учитель будет кричать или сделает замечание перед классом», — рассказывает мне мальчик. 

Прокрастинация связана с неустойчивыми причинно-следственными связями и прогнозом. Причинно-следственные связи у детей формируются до 15 лет, и у каждого свой темп развития. Не все дети умеют планировать и следовать плану. Не все думают о последствиях. Ребенок живет «здесь и сейчас», весь в процессе жизни, и, конечно, о том, что может случиться завтра, он не задумывается.

Как помочь ребенку справиться с прокрастинацией?

1. Начните с себя, а не с ребенка. Понаблюдайте за собой, как вы справляетесь с прокрастинацией. Задайте вопрос: «Не подражает ли ребенок мне?» Сложнее всего воспитать не ребенка, а себя.

2. Попробуйте заглянуть в глубину переживаний ребенка: «Я вижу, что ты долго не можешь сесть за уроки. Тебе сложно? А может, неинтересно? А может, ты боишься сделать неправильно? Поговори со мной, я хочу тебе помочь». Важно ребенка выслушать, помочь ему найти слова, чтобы описать свое состояние. Он будет чувствовать, что вы его понимаете, слышите, чувствуете, и это придаст ему веру в свои силы.

Источник фото: pexels.com


3. Избавьтесь от критики, криков, обесценивания. Контролируйте свои эмоции. Перед вами маленький или взрослеющий человечек, но не взрослый. Ребенку сложно справляться со своими эмоциями. Вы взрослый и вы способны регулировать свой гнев или бессилие, которое часто незаметно может переходить в насилие. Крики и критика усугубляют ситуацию. Ребенок начинает чувствовать себя «отверженным, плохим». Тогда ему не до учебы. Нужны все силы потратить на преодоление стресса.

4. Будьте внимательны к страхам ребенка. Исследуйте причины вместе с ним. Страх лишает уверенности в себе. Скажите, что вы рядом и хотите помочь ребенку. Акцентируйте внимание не на ошибках, а на приложенных усилиях. Находите в ребенке то, что вам нравится. Говорите ему о своей любви. Бережно относитесь к его переживаниям.

5. Помогите организовать ребенку режим и рабочее пространство. Помогайте быть последовательным в своих действиях. Обсуждайте последствия без критики. Находите вместе решения. Не давайте советы, не обесценивайте инициативу ребенка. Не «причиняйте добро» там, где ребенок может справиться сам. Поддерживайте!

6. Не игнорируйте право на отдых и увлечения. Дайте время на приятные, интересные, захватывающие занятия. Напитавшись приятным, легче справляться с рутинной необходимостью. Будьте рядом, когда ребенок говорит, что ему трудно.

7. Создайте систему поощрений. Придумайте фишки за преодоление прокрастинации, пусть ребенок зарабатывает их и обменивает на что-то приятное, интересное, вкусное.

К сожалению, в своей практике, я наблюдаю грустную истину: взрослые (учителя, директора, родители) больше озабочены своим комфортом, чем благополучием детей. Чтобы бороться с прокрастинацией ребенка, необходимо выйти из зоны своего комфорта, заглянуть глубже, узнать о ребенке больше. 

Источник: womo.ua

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!




Обсуждение
bars100618.01.2021 в 13:12
Всё гораздо проще:
1. Систему «надо и необходимо» формировать в ребёнке нужно гораздо раньше 13 лет.
2. На оценке весь мир не сходится и не надо излишне грузить ребёнка тем, что ниже 8 = катастрофа
rebenokby2007281118.01.2021 в 13:17
По-моему тут страх притянут за уши. Я прокрастинирую какие-то дела просто потому, что они не интересны мне, и есть куча всего более интересного. И, конечно, делаю их тогда, когда больше откладывать уже нельзя.
И ничего в этом плохого нет. Более того человека делает гораздо эффективнее то, что ему интересно. В идеале нормальный человек только интересное ему и должен делать. Хочет играть в футбол, пусть играет 24/7. Нечего его душить уроками. Может вы своими уроками убъете в нем футбольную звезду.
zametki_mamy18.01.2021 в 15:48
Эксперементы с домашкой… Проводили когда-нибудь такие? Мы вот рискнули за 2 недели до конца второй четверти. И не пожалели, будем продолжать то, что начали, и после каникул.

В прошлом году перед поступлением в 1 класс мы сразу объяснили ребенку, что домашнее задание – это его зона ответственности. К нам можно обращаться за помощью, если что-то непонятно, но ДЗ вместе или вместо мы делать не будем. За плечами у Кирилла был большой опыт выполнения ежедневных домашних заданий в школе устного счета и дважды в неделю по секции шахмат.

В 1 классе проблем не возникло, тем более, что большинство родителей в первых классах высказались против домашних заданий как таковых. А вот во 2 классе домашнее задание появилось. Сначала я постоянно напоминала, что на завтра нужно сделать уроки, потом просто приносила учебники, тетради и открывала на нужных заданиях (при этом ребенок делал ДЗ сам, обращался за помощью только тогда, когда было ему непонятно).

Поняв, что ДЗ надо делать каждый день, Кирилл быстро сориентировался и просто перестал приносить учебники из школы, зная, что в принципе перемены ему хватит и для домашки и для игр. С одной стороны, ну и ладно (тем более, что в моем понимании оценки – это очень субъективное понятие), а вот с другой, понимаешь, что объем ДЗ будет расти и перемены потом не хватит.

В итоге было решено (совместно с директором) не напоминать о ДЗ дома. Первые дни конечно же ребенок просто не делал ничего дома, но примерно к концу первой недели стал уже приносить нужные учебники и тетради, иногда даже и не в одном экземпляре… (в школе ситуация была на контроле). Почему так стало происходить? Желание не быть хуже других стало приносить свои плоды. Некоторые уроки конечно все еще хромают с ДЗ, поэтому с третьей четверти дома мы с ребенком подумаем и о том, какое время в зависимости от наличия кружков будет отведено под домашнее задание каждый день. Но несомненно лед тронулся, через какое-то время расскажу, что в итоге получилось, а над чем надо еще поработать… https://t.me/zametki_mamy_vund erkinda
28218.01.2021 в 23:43
Очень много букфффф в словах психолога...
Некоторые попадают в цель. Но в некоторых случаях.
Главная же причина, которая объединяет практически всех школьников вне зависимости от успеваемости, это НЕИНТЕРЕСНО.
Наша белорусская школа уже совсем утратила связь с реальностью.
Да, она даёт какие-то знания, чему-то учит.., но даже дети в младших и средних классах уже начинают фильтровать знания на нужные и не нужные...
Кто мне доходчиво объяснит, зачем школьнику знать способы определения температуры ткани (уроки труда)? Это к примеру....
Вторая беда, эти способ подачи материала учителем. Опустим сейчас косо составленные учебники....
Как может быть интересно в школе,где учитель использует на уроке вырезанные из цветной бумаги схемки и иной дидактический самодельный материал, когда ребенок приходи домой, достает планшет и вуаля - масса разнообразных занятий и программ в современной форме? Запретить использовать детям планшеты, ноуты и т.п.? Ну это же смешно) это же наша реальность). наша повседневность..
Может, будь у школьника задания - не просто примеры в учебнике, а задания , соответствующие его реальному миру, он бы с большей охотой их выполнял?
bars100619.01.2021 в 9:44
282:
Очень много букфффф в словах психолога...
Некоторые попадают в цель. Но в некоторых случаях.
Главная же причина, которая объединяет практически всех школьников вне зависимости от успеваемости, это НЕИНТЕРЕСНО.
Наша белорусская школа уже совсем утратила связь с реальностью.
Да, она даёт какие-то знания, чему-то учит.., но даже дети в младших и средних классах уже начинают фильтровать знания на нужные и не нужные...
Кто мне доходчиво объяснит, зачем школьнику знать способы определения температуры ткани (уроки труда)? Это к примеру....
Вторая беда, эти способ подачи материала учителем. Опустим сейчас косо составленные учебники....
Как может быть интересно в школе,где учитель использует на уроке вырезанные из цветной бумаги схемки и иной дидактический самодельный материал, когда ребенок приходи домой, достает планшет и вуаля - масса разнообразных занятий и программ в современной форме? Запретить использовать детям планшеты, ноуты и т.п.? Ну это же смешно) это же наша реальность). наша повседневность..
Может, будь у школьника задания - не просто примеры в учебнике, а задания , соответствующие его реальному миру, он бы с большей охотой их выполнял?
Ну вообще-то, чтобы в современной форме излагать материал, нужна как минимум интерактивная доска. А для многих школ, особенно в рай. центрах и сельских, это непозволительная роскошь - там просто нормальный стабильный интернет за счастье. Я уже молчу про умение учителей пользоваться современными штуками, на обучение которыми времени нет - бумажки писАть надо, холодильники проверять в семьях надо, на хоккеи водить детей надо...
Обсуждают сейчас