Сейчас на сайте
Отношения взрослых
Как сохранить секс после рождения ребенка: учтите три важных момента
Беременность и роды
Женщина узнала, что у нее две матки только во время родов
Все о здоровье
Нужно ли повышать иммунитет весной и давать ребенку витамины? Отвечает педиатр
Протесты
«Шли из детской поликлиники во взрослую». Как школьник и пенсионерка оказались в РУВД 25 мартаВидеофакт: сотрудники в форме задерживают женщину, рядом кричит ребенок. Что говорят в милиции
IT-образование
Чем заняты дети в телефоне и как это контролировать? Разбираемся на примере случая с витебским школьником
Все о детях
Где в Беларуси показать животных ребенку? 8 зоопарков, о которых вы могли не слышать«Иногда бывает бардак, это правда». Должно ли волновать соцслужбы, насколько чисто у нас дома?С рейтингом выше 4,5. Выбрали пять детских стульчиков для кормления, которым доверяют родители«Старалась держать с ребенком дистанцию». Каково это — работать в семье няней
Ребенок и школа
В минскую школу приехала милиция и забрала мальчика. Узнали, что случилось
Все о психологии
Женщина с ребенком или двумя детьми, до 40 лет. Как выглядит жертва домашнего насилия в Беларуси

Не сошлись политическими взглядами: учитель назвала ребенка «уродом», мама отнесла заявление в милицию

03 декабря 2020 года
68

Сын Светланы в этом году перешел в гимназию, которую родители выбрали по отзывам. Мама переживала за то, как мальчик вольется в новый коллектив, но с детьми он легко сдружился, а вот с классным руководителем наладить отношения оказалось сложнее. Отказ пятиклассника подписывать Правила внутреннего распорядка закончился тем, что учитель обозвала его и ударила. Разбираем спорную ситуацию с юристом.
 

Источник фото: pixabay.com


О ситуации мы знаем только со слов мамы: она попросила не связываться с учителем, чтобы не накалять обстановку. Учитывая это, мы намеренно не указываем номер гимназии, но отметим, что нам уже поступали жалобы по поводу этой школы от других читателей. Родителям не нравилась идеологическая работа, которую педагоги проводили с детьми. С обсуждения информационных часов начался конфликт с учителем и у Светланы. 

— Учитель объясняла  пятиклассникам, что «люди, которые говорят "Жыве Беларусь!", — это фашисты. Представляете? Мы — семья с активной гражданской позицией, мы против насилия, — объясняет мама. — Я сыну всегда говорю, что школа не то место, где обсуждают политику, флаги и прочее. Но и с подобными высказываниями учителя тоже не могу мириться.

Светлана отправила в чат класса сообщение, в котором попросила педагога не проводить идеологическую работу в школе. Часть родителей поддержала это мнение «лайками».
 

Скрин сообщения мамы в чате класса

Светлане казалось, что цель достигнута, но на прошлой неделе детей в классе попросили подписать новые Правила внутреннего распорядка гимназии.

— Я как чувствовала, что может возникнуть подобная ситуация, и объяснила сыну, что он не должен ничего подписывать без моего или папиного согласия. Если будут давить, сказала писать: «Ознакомлен. Не согласен». Сын так и сделал, после чего классный руководитель выхватила листок, порвала его, назвав моего сына «уродом», ударила рукой по голове и добавила: «А твоим мнением никто не интересовался».

Мама возмущена поступком учителя: в их семье не принято бить детей. Светлана считает такое поведение неправомерным и дискредитирующим звание педагога.

— Когда сын пришел домой, я попросила его показать на мне, с какой силой классный руководитель его ударила. Он продемонстрировал, и это был настоящий подзатыльник! Мы не бьем своего ребенка, так какое право на это имеет учитель?

Светлана позвонила классному руководителю и хотела договориться с ней о встрече, но педагог бросила трубку. Мама не исключает, что общалась довольно эмоционально, аргументируя свою позицию, но учитель даже не пыталась извиниться.

— Я поняла, что разговора у нас не выйдет, и подала жалобу в администрацию школы. Также хотела подать заявление в милицию и уже стояла перед зданием милиции, когда позвонил сын и сказал, что классный руководитель извинилась перед ним в присутствии всего класса... Но она сказала: «Извини, что я сорвалась и ударила тебя листком бумаги», хотя это не так: она ударила сына рукой. С другой стороны, она извинилась, и я пожалела ее, поэтому развернулась и пошла домой, так и не подав заявление в милицию.
 

Жалоба, которую Светлана подала в администрацию гимназии

Светлана изучила Правила внутреннего распорядка, которые сын отказался подписывать. Изначально они появились на сайте гимназии, но родителей никто об этом не предупредил. Мама не понимает, почему документ дали подписывать детям, а родителей в известность не поставили. 

— Кроме того, меня возмутили некоторые пункты в этих правилах. Ребенок должен беспрекословно слушаться учителя, а еще им нельзя хранить в телефоне и распространять политическую информацию. Я согласна, что ученики не должны пользоваться телефонами во время уроков, но это их телефоны, и они имеют право хранить там то, что хотят.

В документе действительно говорится, что гимназистам категорически запрещается не выполнять требования педагогов, участвовать в политических акциях, митингах, забастовках, распространять агитационные материалы на эту тему, а также хранить информацию, содержащую жестокость, насилие.

После конфликта с учителем отношение некоторых детей к сыну Светланы ухудшилось: в его адрес начали звучать реплики «это тот дебил». Мама пообщалась с другими родителями и выяснила, что это не единичный случай, когда классный руководитель поднимала руку на учеников. В итоге Светлана решила, что оставлять эту ситуацию нельзя, и все же подала заявление в милицию. 

— Я долго думала, прежде чем это сделать, и все же пришла к выводу, что это единственное правильное решение, которое поможет избежать дальнейшего гнобления педагогами гимназии моего ребенка и других детей «с неугодной жизненной позицией».

Могут ли дети «расписываться» за то, что ознакомлены с правилами?

Эта ситуация вскрывает сразу несколько болевых точек школьной жизни. Во-первых, стоит напомнить, что Правила внутреннего распорядка дети подписывать не обязаны. Об этом нам уже рассказывала ранее доктор юридических наук, профессор, эксперт научно-консультативного совета при Верховном Суде и мама троих детей Юлия Гаврильченко: 

— Дети обладают ограниченной правосубъектностью, то есть они не могут приобретать своими действиями права и обязанности (исключения из этого правила редкие и достаточно специфичные). Поэтому никто не вправе требовать от ребенка подписания любых документов. 

Обычно в самих Правилах указано, что они должны доводиться до сведения учащихся гимназии — на первом классном часу нового учебного года, а до их законных представителей — на первом родительском собрании нового учебного года (п. 1.6). 

Как сообщают родители, часто эта норма нарушается. Родителям Правила не показывают, а с детей (включая младшую школу) берут «расписку» об ознакомлении (в графе напротив фамилии ребенок пишет «с Правилами ознакомлен»).

—  «Расписка» ребенка  в этом случае не имеет никаких правовых последствий, — говорит юрист. — Вполне вероятно последующее ее использование педагогами или администрацией для давления на ребенка. Но это является частным случаем психологического насилия и не только не этично, но прямо запрещено Законом Республики Беларусь «О правах ребенка» (ст. 9).

К тому же, подобная практика формирует опасную привычку расписываться, что называется, не глядя, добавляет эксперт: 

— В мире взрослых письменное выражение согласия может порождать множество последствий, поэтому к совершеннолетию каждый человек должен твердо усвоить: расписываться можно только под тем документом, где понятно каждое слово и предельно ясны все нюансы. Есть сомнения — нет подписи! Очень важно формировать у ребенка привычку в непонятных ситуациях твердо говорить нет и обращаться  за помощью.

Учитель оскорбил и ударил ребенка: что об этом говорит закон? 

В описанной мамой ситуации правила внутреннего распорядка стали поводом для конфликта, но больше всего родителей обидело то, как педагог повела себя в этой истории. И тут закон полностью на стороне ребенка:

— Согласно ст. 1 Закона «О правах ребенка» ограничение прав и свобод ребенка допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Таким образом, оскорблять, бить ребенка и применять к нему другие формы насилия ни учитель, ни даже родители не имеют права, — объясняет Юлия Гаврильченко. 

Ответственность за оскорбление ребенка или применение к ребенку силы наступает по тем же основаниям, что и при нарушении прав взрослого

— Ч. 1 ст. 9.1 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает наказание за умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности. Если ребенок получает более серьезные повреждения, то ответственность может наступить уже по ст. 153 Уголовного кодекса за умышленное причинение легкого телесного повреждения  (повреждения, повлекшие за собой кратковременное расстройство здоровья либо незначительную стойкую утрату трудоспособности).

Юрист подчеркивает, что совершение правонарушения в отношении малолетнего (ребенка до 14 лет) является обстоятельством, отягчающим административную и уголовную ответственность, и в такой ситуации назначается более строгое наказание.

Оскорбление (т.е. умышленное унижение чести и достоинства личности), выраженное в неприличной форме, влечет наказание по ст. 9.3 КоАП, говорит юрист. 

— Важно подчеркнуть, что ответственность наступает не за любое оскорбительное высказывание, а лишь за характеризующее пострадавшего и выраженное в неприличной форме. Речь идет о неприличной, унизительной оценке личности, причиняющей ущерб чести и достоинству. Большое значение в данном случае имеет речевая ситуация. Одно и то же слово может характеризоваться разной степенью неприличия, если высказано в кругу друзей или на уроке, в отношении взрослого или ребенка. В сложных случаях, чтобы определить, есть ли административное правонарушение, необходимо проведение лингвистической экспертизы.
 

Источник фото: pixabay.com


По словам эксперта, поскольку здоровье, честь и достоинство являются личными неимущественными правами, в данном случае может наступить и гражданско-правовая ответственность. В частности, потерпевший или его законные представители имеют право потребовать компенсации морального вреда.

—  Учитель кроме административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности может нести еще и дисциплинарную ответственность. Согласно ст. 53 Кодекса об образовании, педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы (п.1.2), уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса, воспитанников (п.1.3). За недобросовестное исполнение данной обязанности к учителю могут применяться разнообразные меры дисциплинарного взыскания.

Как правильно родителям реагировать на оскорбление ребенка? И тем более физическое наказание?

В случае применения к ребенку физического или любого другого насилия виновные могут и должны привлекаться к ответственности, говорит Юлия Гаврильченко. И тут есть варианты:

— Для применения к учителю дисциплинарного взыскания можно написать заявление на имя директора школы с изложением сути проблемы. При инициировании административного процесса подается заявление в орган внутренних дел (ст. 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь). Кроме того, возможно обращение в суд с исковым заявлением о защите чести и достоинства.

То, что педагог использует в отношениях с учащимися насилие, — это не только нарушение прав ребенка, но и серьезная образовательная проблема, считает эксперт.

— Важный вопрос, который стоит задать в данном случае: почему профессионал не использовал другие педагогические инструменты для достижения своей цели? Это недостаток квалификации? Или крайняя степень нервного истощения? Почему человек, готовый использовать насилие, был допущен к образовательному процессу? И почему участники конфликта в нужный момент не получили помощь (психологическую, медиативную, правовую и любую другую)?  

В то же время юрист считает, что привлечение к ответственности учителя — это крайняя мера, к которой стоит прибегать, когда все другие ресурсы исчерпаны.

— Образование — это сложный процесс, в котором участвуют множество сторон, и хороший результат возможен лишь при слаженной работе всех заинтересованных лиц. Всем участникам образовательного процесса необходимо уделять много внимания оттачиванию механизмов коммуникации, профилактике конфликтов, своевременному их разрешению. И особенно важную роль в данной сфере должна играть администрация учреждения образования.

Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту editor@rebenok.by




Лучший комментарий
ssascha3.12.2020 в 9:26
Почему-то уже после заголовка ясно, какие политические взгляды у училки. Стиль проглядывается сразу.
Обсуждение
ssascha3.12.2020 в 9:26
Почему-то уже после заголовка ясно, какие политические взгляды у училки. Стиль проглядывается сразу.
Moren3.12.2020 в 9:50
Я бы спарринг с учителкой устроила, дама на даму.
А что, драться так уж с равным примерно, а не ребёнка мочить односторонне.
Moren3.12.2020 в 9:51
Что вообще такие экземпляры, как эта учительница, делают в гимназиях? Таких и в колонии для взрослых страшно отправлять.
Vlad Gulidov3.12.2020 в 9:55
Учительница однозначно заслуживает дисквалификации. За ложь и разжигание вражды между людьми.
atomatomatom3.12.2020 в 9:58
Учитель этот уже своё отучил. У нас обязательное среднее образование и всеобуч есть, т.ч. надо чтоб всех устраивали правила. конечно правила должны быть, но школа ж не тюрьма, даже если и гимназия. А безнаказанность всегда рождает безнаказанность, к тому же чтоб доказать грубость учителя надо реально иметь кадры видео, а то скажут, что дети играют и придумали. Полез в учители - так не хами, веди себя смиренно.
Обсуждают сейчас