Иллюзия заботы. Что сделали белорусские школы для профилактики коронавируса — мнение
Несмотря на рост заболеваемости COVID-19, каждый день тысячи белорусских детей отправляются в школу. Общаются, едят вместе в столовой, ездят в общественном транспорте. Приходят домой и награждают некоторых родителей или бабушек/дедушек вирусом (сами дети обычно болеют легко). Кто-то их заболевших родственников быстро идет на поправку, а кто-то попадает в больницу. Нужны ли нам детские знания такой ценой? Что сделала школа для профилактики вируса? Рассуждает мама второклассника Анна Златковская.
Эпидемия, охватившая весь мир, обнажила множество проблем, с которыми готово или не готово справляться то или иное государство. Мне кажется, что коронавирус это своего рода перенастройка: каждый человек осознал, что как раньше уже не будет. А белорусам пришлось к тому же признать, что заботы от чиновников ждать не приходится. Наше здоровье — в наших руках. И здоровье наших детей.
Если весной многие ушли работать на удаленку, а школьники перешли на надомное обучение, то осенью этого уже не происходит, хотя уровень заболеваемости стабильно растет. И, учитывая, что сдать тест на COVID-19 удается далеко не всем желающим, есть понимание, что дела обстоят еще хуже.
А что же школа?
Нам объяснили, что на карантин школа уйдет только в том случае, если минимум 30% учеников заболеют. При этом тесты всему классу уже давно не делают. Ребенок заболевает, но в школе ничего не меняется, учебный процесс по-прежнему идет. Более того, многие родители узнают о случаях заболевания СOVID-19 их чатов. Официальной информации нет — и давать ее всем подряд администрация якобы «не обязана». О реальной заболеваемости нам остается только догадываться, собирая слухи от таких же встревоженных родителей.
Только одно правило соблюдается строго и последовательно — не пускать родителей за пределы турникетов. Такая меры должна якобы спасти детей от вируса, хотя понять, каким образом это работает, трудно. Учителя на работу ведь как-то приезжают? Родители на работу ходят? В общественном транспорте ездят? То есть где-то там взрослые походили по улицам, привели ребят на занятия, но если в школе не собрались — значит, можно выдохнуть. Вирус нас не тронет.
Запрет на посещение школы, принятый после выборов (то ли случайно, то ли намеренно), соблюдается с особым рвением. Однажды мне понадобилось проверить вещи ребенка, которые лежали в гардеробе. Чтобы это сделать, пришлось громко поспорить с вахтершей. «Не пущу», — говорила она, ограждая школу от страшной преступницы в виде заботливый мамы. Пришлось объяснить, что в стране у нас нет карантина, и увы, мне придется пройти к детскому шкафчику. В этот момент я злилась не на нее, а на систему, которая как обычно делает вид, что заботится о тебе, но это лишь иллюзия.
Я даже не могу узнать, что на самом деле в школе изменилось — ведь столько раз Минздрав упоминал некие важные «меры профилактики». Душно в классе или нет? Часто ли на самом деле дети моют руки? Изменилась ли рассадка? Все это остается за пределами поля зрения родителей, потому что им в школу нельзя. И точка.
Я спросила подругу, которая живет в Германии, как у них обстоят дела с вирусом. Она рассказала, что начальная школа учится, как прежде, но маски дети носят — пока не дойдут до парты и на переменах. С 5-го класса школьники обязаны соблюдать масочный режим постоянно, в том числе на уроках. Старшеклассники частично учатся онлайн, классы поделили, дети ходят на занятия через день или неделю, посменно с учителями… Если выявлен коронавирус — минимум 10 дней карантин, школу или класс закрывают.
Все в школе, включая вахтера, уборщицу, работников столовой, с начала года носили маски. Обработка поверхностей, проветривание помещений — все это в порядке вещей. По словам подруги, дети в школе даже иногда сидят в одежде, потому что окна в кабинетах открывают очень часто. И родители более-менее спокойны, потому что чувствуют: о них и детях заботятся. Администрация делает то, что в их силах.
Полный локдаун уже мало кого привлекает. И удаленку без присмотра родителей скорее можно назвать утопией, поэтому во многих странах дети этой осенью учатся в отличие от весны. Продолжается учеба и в Беларуси. Но у нас вторая волна как будто случилась внезапно. Ее никто не ждал. Летом все были заняты. Но ведь было же время, чтобы предпринять меры, подготовиться к учебе на случай повторения эпидемии?!
Ведь можно было продумать, как создать условия обучения в школах с учетом того, чтобы дети не находились не слишком близко к другу и скопление людей было минимальным.
Составить учебную программу с учетом особенностей удаленного обучения для тех детей, у кого в семье есть люди в группе риска и кто не готов жертвовать здоровьем.
Обучить педагогов работать с детьми с помощью интернета. Обучить детей пользоваться новыми технологиями.
Если не остановить занятия целиком, то хотя быть частично сократить их объем. Распределить потоки, составить новое расписание.
Не создавать «иллюзию заботы», а проработать эффективный вариант обучения на случай очередной эпидемии, чтобы в острый период была возможность пересидеть в умеренной изоляции и при этом получать нужные знания.
В конце концов, собрать предложения от родителей о том, что еще можно сделать и как проблему решить. Выслушать нас, а не закрывать двери на ключ, как будто родителей учеба в школе не касается. Мы — такие же участники образовательного процесса. И хотим знать, в безопасности члены нашей семьи или нет.
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!

А про переложить на учителей...я, конечно, не за такое перекладывание. Но есть одно но.
У учителя ОПЛАЧИВАЕМЫЙ рабочий день на 1 ставку 6 часов и 36 часов в неделю (см. "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников": Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 5 сентября 2011 г. №255)
При этом уроков на одну ставку учитель ведет, как правило, 20.
Т.е. еще 16 часов УЖЕ ОПЛАЧЕНЫ и тратятся на подготовку к занятиям, проверку тетрадей и т.д.
Вот и могут их учителя их потратить на подготовку к ДО.
Другое дело, что учитель -- не юрист, и об особенностях тарификации своего труда не осведомлен. И складывается у него совершенно неправильное впечатление ,что платят ему ЗП за 20 часов и больше он работать не обязан. А это не так. Обязан.
Маленькая ЗП учителя -- отдельный вопрос (он вне рамок правового регулирования).


А почему вы решили, что это "невероятные". Знаю массу сторонников власти, которые такую же позицию, как автор статьи, заняли еще весной и продолжают поддерживать сейчас. Особливо , ежели такие граждане проживают совместно с престарелыми родственниками.

В конец концов все люди обучаемые, всему можно научить, было бы желание.
Но Минобразование летом отдыхало,а не думало о второй волне коронавируса.


одно радует, этот театр абсурда не может продолжаться бесконечно. жаль, что цена для некоторых оказывается слишком высока.