Сейчас на сайте
Новости портала
Учителя уволили после видеообращения. Теперь он должен государству почти 10 тысяч рублей Куда сходить с детьми в новогодние праздники? Планируем каникулы уже сейчас
Все о детях
Как выбрать мебель для школьника? Разбираемся вместе с экспертом* Белорусы жалуются на объемную «домашку» у детей. А как в других странах?
Это интересно
Иллюзия заботы. Что сделали белорусские школы для профилактики коронавируса — мнениеПочему в родительских чатах творится ад (и кажется, что все вокруг не очень адекватные)
Спорный вопрос
«Сын пришел из школы и рассказал, что стал октябренком». Нужно ли согласие родителей?Родители просят белорусов помочь с покупкой инвалидных колясок. Их разве не выдает государство?
Здоровье
Как не пропустить аутизм у ребенка? Все симптомы в понятных картинкахДолжна была пойти в первый класс, а вместо этого живет в больнице. Мама просит спасти дочку
Отношения взрослых
Родителей спросили, как часто они занимались сексом во время ожидания ребенка

Почему в современной школе нет двоечников и второгодников?

11 ноября 2020 года
9

Времена, когда учителя средних школ без оглядки на свое вышестоящее руководство ставили бездельникам неудовлетворительные оценки, а на педсоветах принимались жесткие решения оставить какого-либо ученика на второй год, безвозвратно прошли. В современной школе места двоечникам и второгодникам уже нет.
 

Источник фото: Pexels.com


— Теперь все совсем иначе, — рассказывает учитель одной из столичных школ. — У нас есть методические указания из районных управлений образования, как работать со слабоуспевающими детьми и подростками. Поставить школьнику «неуд» при десятибалльной системе в четверти или за год — это значит наказать самого себя и расписаться в собственном бессилии и неумении преподавать свой предмет.

Проще нарисовать в журнале «железную тройку»

Требования к учителям, которые хотят наказать нерадивого школьника «двойкой», достаточно строгие, рассказывают педагоги. Если в четверти выставляется «неуд», учитель обязан представить администрации школы «объяснительную записку», где будет расписано до мельчайших подробностей, почему Иванов или Петров неудовлетворительно аттестованы.

Вдобавок к этому пояснительному документу учитель-предметник должен представить на утверждение директору или его заместителю по учебной работе график дополнительных занятий с неуспевающим учеником, которые будут проходить во время каникул и в последующих четвертях. Это необходимо для того, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях.

— Сегодня лишь самые упорные и требовательные учителя решаются ставить «неуды», — делится своими мыслями учитель английского Светлана. — Эти преподаватели либо фанатично влюблены в свой предмет, либо у них нет своей семьи и классного руководства, либо им просто нравится дополнительно заниматься с отстающими учениками.

Графики дополнительных занятий в каникулярное время находятся у заместителя директора по учебной работе. В его обязанности входит контроль за выполнением учителем-предметником взятых на себя обязательств. Если учащийся не приходит на дополнительные занятия, то учитель совместно с классным руководителем обязан встретиться с родителями и организовать проведение запланированных часов. Если же ученик находится в отъезде, то все переносится на внеурочное время в течение следующей четверти.
 

Источник фото: Pexels.com


Дополнительные занятия по предмету с неуспевающими детьми никак не оплачиваются. Отсюда и вывод: немногие педагоги хотят наказывать самих себя, а соответственно, и детей. Поэтому «рисуют» в журналах «железные тройки», зная, что, окончив девять классов, их неуспевающие ребята уйдут в лицей или в трудовую жизнь.

— Индивидуальные дополнительные занятия с двоечниками — очень нужное и, я бы сказала, благородное дело, — рассказывает бывший директор школы Александра Александровна. — Мне известно несколько примеров, когда ребята в процессе таких внеклассных уроков резко меняли свое отношение к предметам, с которыми они не дружили. Тут, конечно, надо отдать должное упорству преподавателей, которые сначала работали над пробелами в знаниях у ребенка, а затем заинтересовали и увлекли своим предметом. Некоторые наши выпускники даже поступили в вузы и в течение 5 лет изучали те предметы, по которым когда-то имели «двойки» в четвертях и за год. Сейчас они отличные специалисты.

На «второй год» детей не оставляют

Помимо неудовлетворительных оценок ушла в прошлое и практика оставлять детей на «второй год». 

— Знаю, пожалуй, только один случай, да и то он ни по какой статистике как второгодничество не прошел, — рассказывает Елена, учитель физики одной из столичных школ. — У моих знакомых в первый класс в 6 лет пошла девочка с определенными проблемами аутического характера. Ей было очень трудно и учиться, и поладить с коллективом, получалось хуже, чем у других ребят, что причиняло страдания, и все же переводить в специальную школу семья не хотела. Родители просто через год привели ее, уже 7-летнюю, в новый первый класс, и все получилось гораздо лучше.
 

Источник фото: Pexels.com


В обычном понимании «второгодники» скорее были проблемой для школы. С этим боролись как могли даже при пятибалльной системе.

— «Два» за год ставили только, если совсем невозможно было дотянуть до «3». Да и то, сначала давалась работа на лето, проводились индивидуальные занятия, в августе — переэкзаменовка и чаще всего ученик переходил на новый уровень троечной жизни. В каком случае второй год был оправдан? Если ребенок много пропустил по болезни, или иным серьезным причинам, если был не готов к учебе по своему психофизическому развитию.

Когда специалисты задумывали 10-балльную систему оценивания, предполагалось, что полностью исчезнут второгодники, рассказывает Елена.

— Учителям совершенно авторитетно обещали, что они будут честно ставить и «1», и «2», и даже «0». Ну, а почему нет, если ученик совсем ничего не делал? Предполагалjсь, что все отметки, кроме «0», будут считаться удовлетворительными, их можно будет выставлять не только в ведомость, но даже в аттестат. Каждый переходит в следующий класс с соответствующими отметками.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
24 мая 2002 г. N 21

О ВВЕДЕНИИ ДЕСЯТИБАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОЛУЧЕНИЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО И
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. «Об образовании» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1991 г., N 33, ст.598) Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Ввести десятибалльную систему оценки результатов учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования:

неудовлетворительно 0

почти удовлетворительно 1−2

удовлетворительно 3

весьма удовлетворительно 4

почти хорошо 5

хорошо 6

очень хорошо 7

почти отлично 8

отлично 9

превосходно 10

— Торжество правды длилось недолго. То ли реальные результаты оказались плачевными, то ли в руководстве сменились люди. Но, оставив внешне десятибалльную систему, ее, по сути, урезали. «1» и «2» за работу поставить можно, а вот за четверть — уже проблематично. Вы посмели поставить «2»? А предоставьте отчет по проведенной индивидуальной работе с учащимся. Вот и получается, что проще поставить липовые «3». А дальше все по лесенке: ну раз этому бездельнику «3», то другому ребенку, старательному, но слабенькому, подтянем до «5», а тому, кому надо бы «5», на этом фоне «6» нарисуется.

Учителя вспоминают также о пресловутых рейтингах школ, на которые очень влияет процент неуспевающих. Вот почему администрация учебного заведения может быть заинтересована в завышенных баллах, а учителя стараются не портить «статистику.

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!




Лучший комментарий
Мимо проходила11.11.2020 в 10:04
А как такое возможно, занятия с отстающим учитель должен провести, но оплачиваться эта работа не будет? Это рабство? Почему не будет, не понятно. Любой труд должен оплачиваться, иначе человек не будет иметь мотивацию работать. За идею работать, конечно, тоже можно, если у тебя есть спонсор в виде состоятельного мужа и у тебя куча времени лишнего.
Обсуждение
White Rabbit11.11.2020 в 9:15
Ну и что? Зато политкорректно. Чуть что не так - учитель всегда виноват. Если есть проблемы в отношениях - вот вам психолог. Никаких тебе классических мордобоев и варварских методов. Глядишь скоро все станут толерантными, мягкими, пушистыми. Да и вообще среднего рода.
Мимо проходила11.11.2020 в 10:04
А как такое возможно, занятия с отстающим учитель должен провести, но оплачиваться эта работа не будет? Это рабство? Почему не будет, не понятно. Любой труд должен оплачиваться, иначе человек не будет иметь мотивацию работать. За идею работать, конечно, тоже можно, если у тебя есть спонсор в виде состоятельного мужа и у тебя куча времени лишнего.
Зина Мироненко11.11.2020 в 10:35
Работала в школе до декрета, и подтверждаю, что все, сказанное в статье - правда. Не важно, что ученик полностью забил на учебу и вообще ничего не делает. Попробуешь поставить в четверти 2 - наживешь на свою голову кучу проблем. Тебя будут таскать на всех совещаниях, будешь должен предоставить кучу документации и планов работы с отстающими детьми и доказывать, что ученик не хочет учиться, а не ты - плохой учитель. От греха подальше все ставят 3. Даже написать замечание о плохом поведении в дневник может быть проблематично. История та же: куча документации о том, что ты делаешь, чтобы поведение ученика исправилось. А экзамены - та еще клоунада. Сидит комиссия: директор делает вид, что ничего не видит, пока экзаменаторы синими ручками исправляют ошибки в работах. У двоечников вообще начинаешь проверку синей ручкой, потому как там одних исправлений на снятие баллов 2-3. И все ради того, чтобы эта 3 подтвердилась и школа не получила нагоняй с расхождения отметок. Цирк, короче. Ушла из школы, и ни капли не жалею.
-arcada-11.11.2020 в 11:29
Мне хорошо рассуждать, я не учитель. Но раз такая песня, я бы лепила эти тройки, чтобы переходил из класса в класс. а после 9 свалил. У нас в классе было такое чудо. Учиться совсем не хотел, к старшим классам абсолютно ничего не делал. Дадут вместо диктанта текст переписать (все равно умудрялся с ошибками переписывать), задачку какую списать, рисовали то, что нужно, и ждали окончания 9 класса, чем тратить на него свое время.
lenaacad11.11.2020 в 12:54
У соседей дети учились в 72 шк, так им и за 9 класс с двойками атестат дали и за 11 кл тоже, они даже не смогли с такими оценками в лицей поступить после 9 и пришлось в 10 пойти. Один после школы грузчиком работатает, второй в Россию уехал, так что ставят все оценки.
Обсуждают сейчас