Сейчас на сайте
Все о детях
«Ты против нашего государства?» Эмоциональный разговор учителя и школьника о БРСМ попал на аудиоКакая польза от «закаток» и надо ли давать их детям? Узнали мнение специалиста по питанию«Нам не удавалось даже одеть ребенка». Опыт мамы, чей сын отказался ходить в детский садЧто такое «синдром отличника» и почему таким людям очень тяжело житьМожно ли детям пить напитки из холодильника? Мнение врача-педиатраДетский онколог о тревожных признаках, которые должны насторожить родителей
Образование
Как запомнить все: 7 полезных техник для детей
События, обзоры, отчеты
12 марта в Минске откроется фестиваль фонарей «Королевство волшебных огней»
Личный опыт
Посмотрите, какой получилась свадьба у бедной пары с 6 детьми (они годами собирали мусор)
Благотворительность
ЮНИСЕФ предлагает дарить благотворительные открытки на основе детских рисунков
Приемные дети
Женщина решила продать детей, чтобы выжить. История одной фотографии
Секс
Мама пятерых дочерей учит их тому, что «девственность — это миф»

Обязаны ли дети ходить в школу в шестой день или посещать вместо уроков хоккей? Давайте разбираться

18 сентября 2020 года
23

Многих родителей волнует вопрос дополнительной активности в школе, которая не имеет отношения к учебе. Например, культурно-массовые мероприятия в шестой школьный день, посещение хоккея вместо уроков или уборка школьной территории. Должны ли школьники ходить туда, куда их зовет учитель, или они могут выбирать мероприятия, которые им интересны? 
 

Источник фото: pexels.com

Шестой школьный день

— Вчера на родительском собрании утверждали, что явка на мероприятия в шестой школьный день обязательна, — жалуется мама десятиклассника. — Мы спросили, на каком основании, нам рекомендовали изучить Кодекс об образовании.

Полина Василевская, юрист, не согласна с заявлением школы.

— П. 4 статьи 158 Кодекса Республики Беларусь об образовании устанавливает шестидневную школьную неделю. При этом пять дней отведено на учебный процесс, а шестой школьный день отведен для проведения спортивно-массовых и других воспитательных мероприятий. Принцип шестого школьного дня основан на организации объединений по интересам, дополнительных занятий с учетом потребностей учащихся и т.д. Формами организации шестого школьного дня, на основании Приказа «О совершенствовании организации шестого школьного дня», являются факультативы, спортивные соревнования, конференции и т.п. Все эти мероприятия основываются на принципах добровольности. Поэтому логично, что и посещают их дети в добровольном порядке. Об этом также говорится в комментариях Министерства образования.

Скриншот с сайта: edu.gov.by

Культурно-массовые мероприятия

— Меня всегда удивляет то, по какому принципу школа выбирает культурные мероприятия для школьников. Дети присутствуют там, чаще всего, в качестве массовки, и никто не думает, насколько им там интересно, — пишет мама третьеклассницы.  

— Мои дети не ездили ни на какие мероприятия и поездки от школы. И они ничего не потеряли, — говорит мама троих детей.



Ранее мы обсуждали этот вопрос с заместителем начальника отдела воспитательной и идеологической работы Комитета по образованию Мингорисполкома Надеждой Великой. Спрашивали, обязаны ли дети, к примеру, ходить на хоккейные матчи вместо уроков (это очень распространенная практика). 

— Посещение таких мероприятий добровольное, конечно, родители могут отказаться. Никто никого никуда «не загоняет». Фразы по поводу «загонять» неуместны. Детьми занимаются, детям дают возможность поучаствовать в серьезных и интересных турнирах.

Если школьники принимают решение участвовать, едут с желанием и есть возможность — это один вопрос. Мы — образование — никого не загоняем. Мы предоставляем возможность выбора. Если кто-то занят, не получается присутствовать или нет желания — дети занимаются по своей программе.  

Дети могут поучаствовать в таких мероприятиях, не нарушая основной образовательной деятельности. Должен быть приказ учреждения, на основании которого дети посещают культурно-массовые мероприятия с учетом отработки часов основных занятий. Учебный материал никто не пропускает. Если принято решение, что дети выезжают на культурно-массовые мероприятия, то приказом предусмотрена отработка часов.

Общественно-полезный труд

— Когда я собираю ребенка в школу, планирую, что он будет сидеть в классе в форме «делового стиля» (как просила школа), а не заниматься уборкой листьев на школьном дворе, — рассказывает мама шестиклассника. Она недовольна, что детей привлекают к уборке территории.

Полина Василевская объясняет, что есть нормы времени и виды работ, к которым школьников все же могут привлечь.

— Школа занимается не только образовательной деятельностью, но и воспитательной. И одним из способов воспитательной деятельности является привлечение детей к посильному труду. В Постановлении Минздрава № 206 в пункте 121 говорится, что учащиеся могут привлекаться к общественно-полезному труду с учетом состояния здоровья. Также там  указано, что именно могут делать школьники.


П. 121. Учащиеся могут привлекаться к общественно полезному труду с учетом состояния здоровья и в пределах:

  • 25 минут в учебную неделю в 1-2-х классах;
  • 45 минут в учебную неделю в 3-4-х классах;
  • одного часа в школьную неделю в 5-8-х классах;
  • 1 часа 30 минут в школьную неделю в 9-11-х классах.

В рамках общественно полезного труда могут выполняться работы по:

  • самообслуживанию: уборка своего рабочего места, сервировка обеденного стола и уборка посуды со стола —  учащимися с 1–2-го классов; ухаживание за комнатными растениями, влажная уборка пыли в учебном помещении —  с 3-го класса; уборка территории —  с 5-го класса; дежурство в обеденном зале (сервировка обеденного стола, подача на столы порционных холодных блюд) — с 7-го класса; влажная уборка учебного помещения — с 8-го класса;
  • собиранию и изготовлению коллекций местного природного материала, гербариев учащимися 3–11-х классов;
  • ремонту наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке (проклейка, ремонт переплетов) учащимися 3-11-х классов;
  • благоустройству территории (озеленение, уход за цветниками и газонами) учащимися 5-11-х классов;
  • изготовлению изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов учащимися 5-11-х классов;
  • ремонту мебели, спортивного и игрового инвентаря учащимися 8-11-х классов.

Запрещается привлекать учащихся к работам, запрещенным законодательством Республики Беларусь, в том числе в соответствии:

  • со списком работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 2 февраля 1995 г. № 13 «Аб Спісе работ, на якіх забараняецца прымяненне працы асоб маладзей васемнаццаці гадоў»;
  • с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 263, 8/22875);
  • с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 144 «Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 274, 8/22916).

Также запрещается привлекать учащихся:

  • к работам, опасным в эпидемическом отношении: уборка санитарных узлов, надворных уборных, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот;
  • к работам, опасным для жизни: санитарная обработка чаши плавательного бассейна, мытье оконных и других стекол, электросветильников;
  • к мытью полов учащимися младше 14 лет;
  • к приготовлению блюд, порционированию блюд, кроме самообслуживания за своим столом.

Юрист подчеркивает, что работать дети могут только под присмотром учителя.

— И самое главное, что должны знать родители: к полезному труду привлекаются только здоровые дети. Следить за этим должен педагог или медсестра в школе. Если ребенок себя плохо чувствует или у него не основная группа по физкультуре, можно говорить о том, что привлечь его к общественно-полезному труду не имеют право.

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!


Лучший комментарий
Muggle18.09.2020 в 10:15
Nаtаli_G,
в белой блузке и туфлях?
а что, работников уже не осталось для уборки листьев?
дети в школу приходят за знаниями, а не за получением специальности "дворник"
Обсуждение
Toomushchik Toomushchik18.09.2020 в 9:21
С привлечением к труду -- согласны. Но вот на этот час-полтора "наслаивается" еще классный час (который во время моего обучения в школе проводили 1 раз в месяц или по необходимости, а теперь 1 раз в неделю), информационный час, и обязательный факультатив (! оксюморон, однако) "час здоровья и спорта". Итого на ровном месте получаем увеличение пребывания ребенка в школе на 2, 5 часа (информационный час -- все же не час). В 7 классе оказываются дни, когда дети в школе до 15-10 (про более старших школьников остается вообще помолчать). А еще хотелось бы погулять и чем-нибудь кроме школы заняться. Вот сколько светлого времени останется зимой на "погулять", если сумерки начинаются ок 17 часов?
koneko18.09.2020 в 9:37
Я считаю, что у ребенка должен быть выбор. У меня девочка и ей не интересен хоккей или футбол, так зачем ее заставлять это смотреть? А вот когда были соревнования по фигурному катанию, то даже я попросилась у учительницы для массовки и мы с дочерью с удовольствием посетили почти все соревнования (к сожалению на гала концерт массовка не требовалась).
Балаклава18.09.2020 в 10:02
По поводу общественного труда, вопросов нет, если это в урочное время. Помню, когда была мелкой, мы все просились на уборку школьной территории от листьев: во-первых это весело, а во-вторых - можно прогулять урок.
Шестой школьный день не понимала тогда и не понимаю сейчас, почему взрослые люди имеют 5-дневную рабочую неделю, а школьники - 6-дневную?
Nаtаli_G18.09.2020 в 10:11
Когда я собираю ребенка в школу, планирую, что он будет сидеть в классе в форме «делового стиля» (как просила школа), а не заниматься уборкой листьев на школьном дворе, — рассказывает мама шестиклассника. Она недовольна, что детей привлекают к уборке территории.
***
А то, что детей привлекают к работе в столовой (а они там вроде со 2-го класса накрывают на столы, убирают), не напрягает? И что такого страшного в том, чтоб помахать граблями и убрать листья?
Muggle18.09.2020 в 10:15
Nаtаli_G,
в белой блузке и туфлях?
а что, работников уже не осталось для уборки листьев?
дети в школу приходят за знаниями, а не за получением специальности "дворник"
Обсуждают сейчас