Сейчас на сайте
Новости портала
«Мы против насилия и жестокости». Многодетные мамы записали обращение к властям
Все о детях
Не только кашель и температура. Чем коронавирус опасен для детей?У многодетной мамы забрали ребенка. Она считает, это из-за активизма. В приюте другая информация
Это интересно
«Сон в продленке — сплошное мучение». Можно ли отказаться от тихого часа в саду и школе?«Дети могут не понимать около 50% слов в тексте». Неочевидная причина плохих оценок в школе
Спорный вопрос
«Что сыну делать после уроков? Сидеть на ступеньках?» Могут ли школьников оставить без продленки Могут ли родителей наказать за то, что они отказываются прививать ребенка от гриппа?
Беременность и роды
Бандаж во время беременности и после родов: кому нужен и зачем? Объясняет акушер-гинеколог Что нужно взять в роддом и как настроиться перед отъездом? Спросили у многодетной мамы10 причин наслаждаться беременностью
Личный опыт
Мама восьмерых детей рассказала о плюсах и минусах многодетной семьи

Эти учителя 1 сентября не пришли в свои школы, потому что уволились (или были уволены)

01 сентября 2020 года
11

1 сентября после долгого перерыва более миллиона юных белорусов сели за парты в школах. К ним в кабинеты пришли их учителя. Но не все. Мы поговорили с педагогами, которые не вернулись в школы этой осенью по идеологическим причинам.
 

Источник фото: Олег Киндар, TUT.BYФото используется в качестве иллюстрации
«Я не могу обманывать ни родителей, ни детей»

Наталья Вольвачева проработала в системе образования 30 лет, а последние 8 лет она была директором школы № 5 г. Полоцка. После оглашения результатов выборов педагог уволилась в знак протеста.

— У нас в школе не было избирательного участка, но я не согласна с общей позицией, которая сейчас складывается в системе образования. Я не могу закрыть глаза на фальсификацию выборов. Я не могу обманывать ни родителей, ни детей. Я не сделала ничего плохого, при этом не согласна с поступками, которые совершили некоторые мои коллеги. Я понимаю, что не смогу дальше спокойно работать. Проще уйти, наверное, чем быть не в ладах со своей совестью.

Источник фото: архив героини


Педагог признает, что решение было принято на эмоциях, но не жалеет об этом. 

— Я верила в то, что все будет так, как должно быть, то есть наши голоса будут считать честно и справедливо. Но после оглашения результатов переживания и эмоции просто захлестывали. Я не могу сказать, что уйти из школы было легко, но на тот момент для меня это было единственное правильное решение. Прошло уже несколько недель, и я понимаю, что не ошиблась. Мне было бы очень тяжело работать и наблюдать за тем, как абсолютно невинные люди страдают, и ты понимаешь, что все это только из-за того, что кто-то не посчитал голоса честно. Это очень тяжелые переживания.

Наталья, как и многие учителя, уверена, что школа должна быть вне политики. Избирательные участки нужно выносить за пределы школ, педагоги не должны быть задействованы в избирательных комиссиях.

— Сейчас может начаться волна увольнений тех, кто не согласен с общим направлением в системе образования, особенно после слов президента о том, что в школе должны работать только педагоги, поддерживающие основную идеологию. Кроме того, может сказаться травля учителей. Я надеюсь, что этого не будет, но если все же активная травля начнется, это не сможет не отразиться на коллективе школы. Не все учителя стрессоустойчивы, не все могут выдержать агрессию со стороны родителей. 

Сейчас в планах у Натальи поиск новой работы, но уже не в системе образования.

—  Если бы я планировала уволиться, занялась бы поиском работы заранее, но мое решение было эмоциональным. Поэтому сейчас я в поисках: пытаюсь найти какую-нибудь вакансию, связанную с кадровой или административной работой. 

«У меня забрали мой класс и моих детей»

Екатерина Якубенко работала в ЦКРОиР Октябрьского района г. Минска с детьми с особенностями, два года преподавала в классе у детей с аутизмом. Уходить она не собиралась: в июне прошла специальные курсы для педагогов, сказала директору о том, что в сентябре готова приступить к работе с новыми силами.

— Со мной должны были продлить контракт, и директор мне обещала, что я буду работать в своем классе, со своими воспитателями и своими детьми. Перед выборами я взяла отпуск за свой счет, участвовала в митингах, и директор узнала об этом. 18 августа я вышла из отпуска, а 27-го заместитель директора сообщила мне о переводе в другой класс и на другую должность. Я была учителем в классе у школьников, а мне предоставили должность учителя-дефектолога в дошкольной группе. Во-первых, это уменьшение зарплаты, во-вторых, понижение в должности. Но для меня главное не то, что меня перевели в дошкольную группу, а то, что забрали мой класс и моих детей. Директор знала, что они мне нужны. 

Источник фото: архив героини


Причину такого «перевода» Екатерина видит в ее активной позиции. Родителям директор объяснила, что у нее с педагогом не сошлись идеологические взгляды. 

— Внятного ответа на мой прямой вопрос «почему меня перевели в дошкольную группу?» я так и не получила. Я так понимаю, это связано с тем, что я нарушила указание директора: она строго-настрого запретила всем ходить на митинги. Я считаю, что это разбрасывание кадрами, причем совершенно не учитываются интересы детей.

По словам педагога, у нее не оставалось другого выхода, кроме как уйти с работы.

—  Я уволилась, потому что не вижу смысла оставаться в центре, ведь у меня не будет «моих» детей, и я не смогу работать в соседнем классе, смотреть на их регресс, ведь я один из немногих специалистов по работе с детьми с аутизмом в центре. Мне лучше вообще этих детей теперь не видеть.

За себя педагог не переживает и, отвечая на вопрос о дальнейших планах, снова говорит о детях.

— Я уверена, что не останусь без работы, а вот что будет с детьми? В центре есть мальчик с аутизмом, у которого уже шестой год подряд новый учитель. Даже для обычного ребенка это стресс. А каково это — ребенку с особенностями каждый год привыкать к новому учителю?

«К детям, конечно, прирастаешь»

Мы уже писали о Марине Острейко, учителе географии из школы № 6 г. Лиды, которая высказалась на методическом собрании о том, как важно сегодня открыто выражать гражданскую позицию. Позже учитель записала видеобращение, в котором также обратилась к учителям. После этого ролика с Мариной не продлили срочный трудовой контракт.

—  Я уже успела обсудить свою нагрузку на предстоящий учебный год с администрацией школы. Но после того как появилось видео в интернете, меня поставили в известность, что договор со мной заканчивается 31 августа. Говорить, что меня уволили, сложно. У меня был срочный трудовой договор, и школа имела право закончить со мной трудовые отношения, не предупреждая меня. Но я делаю вывод, что такой внезапный отказ сотрудничать со мной стал следствием моей публичной гражданской позиции.

Источник фото: архив героини


Учитель отработала в школе 31 год, преподавала географию и «Человек и мир», вела 7,8 и 11-е классы.

— Теперешний 11-й класс я вела с 5-го класса, сейчас у них будет другой учитель. Еще у меня было классное руководство, и я с этими детьми работала два года. К детям, конечно, прирастаешь. Какие бы там ни складывались ситуации в классе, мы всегда находили общий язык и умели договариваться.

В 2016 году Марина вышла на пенсию, но если бы не увольнение, продолжала бы работать и дальше. Ей нравится преподавать, нравится рассказывать детям, как устроен мир. Но теперь, возможно, придется остаться на пенсии. 

— Вообще я открыта ко всем предложениям. Я бы очень хотела преподавать, но понимаю, что в государственное учреждение меня не возьмут, а в частных, думаю, географы не нужны. 

Вряд ли другие учителя в Лиде последуют ее примеру, говорит Марина Острейко. Вакансий в городе не так много, не хватает разве что учителей физики и математики, поэтому активно приглашают пенсионеров. А всем остальным учителям будет трудно найти новое место.

— Я думаю, что сейчас администрация будет разговаривать строго со своими сотрудниками, уже слышатся эти обсуждения, как правильно себя вести. Да, сейчас учителя активно ходят на протестные митинги, но они пока не прочувствовали настроение администрации школы. Как активная гражданская позиция отразится на них после возвращения из отпусков, я не могу сказать.   

А вот родителям, в отличие от учителей, не стоит бояться идеологии в школе, убеждена уже бывший педагог. Многие учителя и раньше умели «лавировать» между сложными темами и не всегда шли четко по курсу, сохраняя интерес учеников к экономике и геополитике. Хотя все, конечно, будет зависеть от конкретного педагога, говорит собеседница. 

«Все, что делаю, должно согласовываться с моей совестью»

Наталья Бандина проработала в школе 35 лет, преподавала математику в минской школе № 197. В пандемию обучала детей в две смены — сначала в классе, а потом удаленно с теми, кто в школу не ходил. Старалась по возможности осваивать новые технологии и идти «в ногу со временем». Ее ученики на ЦТ набирали от 70 до 96 баллов без репетиторов.

— Признаюсь, уходить из школы я не планировала. Наоборот, в условиях современных технологий постоянно занималась самообразованием, изучала новые платформы, выискивала их на различных вебинарах. Прошлый учебный год внес свои коррективы. Сложность обучения в период коронавируса создала напряжение как у учеников, так и у учителей. Вдобавок к этому я увидела в школе «активистку», которая ходила и упрашивала всех поставить подпись за выдвижение в кандидаты действующего президента, она объясняла это тем, что все равно других вариантов нет. Тогда я впервые задумалась об увольнении. Нагрузка на новый учебный год, которая меня не устраивала, также стала аргументом против работы в школе.
 

Источник фото: архив героини


Окончательно в своем решении Наталья утвердилась во время выборов. Заявление на увольнение написала на следующий день — 10 августа. До этого учитель успела поработать независимым наблюдателем на участке в своей школе. 

— Хочу отметить, что у нас не было учителей в избирательной комиссии. А вот нарушения были: явка на моем участке составила 115 %. До этого я лично подала жалобу в ЦИК о несогласии с решением не регистрировать кандидатом Виктора Бабарико. А после выборов решила уже писать заявление на увольнение, чтобы не создавать условия для разбирательств с вышестоящими структурами по поводу моей «неблагонадежности».

Первые недели, признается Наталья, ей было страшно открыто выражать свою гражданскую позицию и говорить со СМИ. Она боялась, что за правду могут наказать, но со временем стала смелее. Учитель всегда придерживалась правила, что все поступки должны согласовываться с совестью. 

В школе педагога никто не пытался удержать, хотя нехватка учителей математики чувствуется. Вообще текучка кадров в учительской профессии — совершенно нормальное явление. Люди уходят из школы и без политических мотивов.

— Подавляющее большинство молодых учителей отрабатывают год-два после института обязательную практику и уходят, потому что учительский труд очень низко оплачивается. Молодые учителя не могут прожить на 300-400 рублей, а больше заработать сразу после института нереально. Плюс школу превратили в губку негатива, все стали вытирать ноги о нее и вымещать свой негатив на учителях. Профессию учителя унизили, как никогда, а последние выборы полностью размазали авторитет учителя.

В школе и так было работать очень тяжело, а что будет в этом году, несложно представить, говорит Наталья. Скорее всего, без травли учителей не обойдется. Кто вообще останется работать с детьми, по мнению учителя, большой вопрос.

— Те, кто вопреки всему остаются учить детей, это или очень сильные люди, которые готовы противостоять общественному негативному мнению, или те, кто абсолютно не имеет собственного мнения и готов выполнять любые указания, без анализа их целесообразности и легитимности. Конечно, радуют школы и гимназии, коллективы которых выдержали давление во время избирательной кампании и стали настоящим образцом для нас всех. Хочется верить, что эта ситуация сломает стереотип по отношению к учителям, и в скором будущем мы увидим тех педагогов, за кем хочется пойти с уверенностью, что они показывают верный путь.

Сама Наталья сейчас планирует привести в порядок все свои наработки и углубиться в систему дистанционного обучения. Учитель убеждена, что ее знания и умения еще пригодятся и без работы она не останется. 

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!




Лучший комментарий
airp1.09.2020 в 18:17
Ustas70,
уходят как раз хорошие, имеющие свою точку зрения. А остаются тела, готовые согласится с пытками людей, считая их нужными и полезными. Главное, что бы их не уволили.
Обсуждение
Muggle1.09.2020 в 17:41
Родителям директор объяснила, что у нее с педагогом не сошлись идеологические взгляды.
****************
какое это имеет отношение к учебному процессу?
вот всё что и надо знать.
yurikkutuzov1.09.2020 в 18:10
Усик Наталья Алексеевна, учитель английского языка гимназии г. Сморгонь, педагог с 29-летним стажем. Уволилась в знак протеста против творящегося в стране беззакония и насилия.
Ustas701.09.2020 в 18:11
Разве это не здорово?
Меньше плохих учителей, фальсифицировавших выборы, в школах.
:D
airp1.09.2020 в 18:17
Ustas70,
уходят как раз хорошие, имеющие свою точку зрения. А остаются тела, готовые согласится с пытками людей, считая их нужными и полезными. Главное, что бы их не уволили.
Викуля я1.09.2020 в 18:18
Ustas70,
Нет, не здорово. Вообще. Нормальных, адекватных, грамотных учителей не так много, как Вам кажется. И если сейчас они начнут увольняться, то кто будет работать с нашими детьми?
Обсуждают сейчас