Сейчас на сайте
Новости портала
«Мы против насилия и жестокости». Многодетные мамы записали обращение к властям
Все о детях
Не только кашель и температура. Чем коронавирус опасен для детей?У многодетной мамы забрали ребенка. Она считает, это из-за активизма. В приюте другая информация
Это интересно
«Сон в продленке — сплошное мучение». Можно ли отказаться от тихого часа в саду и школе?«Дети могут не понимать около 50% слов в тексте». Неочевидная причина плохих оценок в школе
Спорный вопрос
«Что сыну делать после уроков? Сидеть на ступеньках?» Могут ли школьников оставить без продленки Могут ли родителей наказать за то, что они отказываются прививать ребенка от гриппа?
Беременность и роды
Бандаж во время беременности и после родов: кому нужен и зачем? Объясняет акушер-гинеколог Что нужно взять в роддом и как настроиться перед отъездом? Спросили у многодетной мамы10 причин наслаждаться беременностью
Личный опыт
Мама восьмерых детей рассказала о плюсах и минусах многодетной семьи

«Так больше продолжаться не может». В Минске прошла встреча для родителей, которые хотят забрать детей из школы

30 августа 2020 года
66

После выборов некоторые белорусские семьи объявили, что не хотят вести детей в госшколу. На днях в Минске родители встретились, чтобы обсудить альтернативные варианты. Организатором встречи стала мама 13 детей Виктория Онохова-Журавлева. Несколько недель назад она запустила проект «Свободная школа», который за короткий срок объединил 1,5 тысячи заинтересованных родителей.
 

Источник фото: Личный архивВиктория Онохова-Журавлева
На конференции, посвященной альтернативному образованию, Виктория рассказала, что 8 из 13 ее детей в этом году будут обучаться вне стен школы — самостоятельно дома. Возможно, придется привлечь репетиторов по тем предметам, с которыми родители не смогут детям помочь. 

— Я думаю, что многие из нас, у кого есть дети-школьники, сталкивались с разочарованием от системы образования в Беларуси. И эта проблема не новая, она долгие годы тянется, и мы все являемся заложниками этой системы — и родители, и дети, и учителя. В этом году мне, например, стало понятно, как и многим другим белорусам, что продолжаться так больше не может. Я не хочу, чтобы мои дети находились в условиях чрезмерного эмоционального давления, не хочу, чтобы школа навязывала им какие-то поведенческие паттерны.

Виктория отметила, что дети зачастую сегодня учатся в две смены — сначала в школе, а потом дополнительно с педагогами — «допиливают» то, что не смогли взять в школе.

— Мне кажется, что можно учить детей по-другому. И у меня есть опыт, который это подтверждает: когда двое моих сыновей учились дома в первом и четвертом классах, это были лучшие годы в жизни. Мне кажется, что мы можем сейчас объединяться и давать детям тот объем информации, в котором они нуждаются. При этом снижать давление со стороны системы образования, администрации школ, учителей и позволять детям искать себя.

Родители объединяются в кооперации

В телеграм-чате «Свободная школа» родители могут найти поддержку и объединиться с разными целями — например, вместе найти помещение, где дети будут учиться, и учителей, которым будут доверять. Такие кооперации после выборов уже были созданы — во Фрунзенском районе Минска несколько групп начнут обучение уже в ближайшее время. Получились своего рода «мини-школы», полностью созданные под запрос конкретных родителей.

Это лишь один из вариантов для тех, кто готов отказаться от государственного образования. Можно учить ребенка самостоятельно дома, можно отправить его в частную школу — сегодня появляется все больше предложений от частных учреждений образования, в том числе по обучению онлайн. Главное — иметь решимость обучать ребенка вне школы и четкое понимание, зачем вам это нужно, отметила на встрече мама двух дочерей Наста Базар.

— Мои дети никогда не ходили, не ходят и, надеюсь, не будут ходить в школу. Это мой выбор уже давно, опыт у меня в этом есть большой, я адепт альтернативного образования. При этом хочу обратить внимание на то, что уйти из школы — это очень серьезный шаг. Несмотря на то, что происходит вокруг, нужно задавать самому себе вопрос: «Почему я хочу забрать ребенка из школы?» Бывают ситуации, когда это невозможно,  и не всегда нужно рубить с плеча, потому что учить ребенка вне школы в какой-то степени тяжелее — уровень ответственности родителей гораздо выше и больше затрат по времени.

Источник фото: Алена ЛисНаста Базар

Чтобы учить ребенка вне школы, нужно перевести его на индивидуальный план

Если родители уверены в своем решении, начинать нужно с перевода ребенка на индивидуальный план обучения. Сегодня это можно сделать как в частных школах (за оплату), так и в государственных (бесплатно).

Сложность в том, что в государственных школах не всегда администрация идет родителям навстречу. Вот почему так важно быть подкованным юридически, рассказала на конференции психолог, адвокат и медиатор Екатерина Сельвестрович. Она отметила, что сама мама шустрого подростка, который «не совсем вписывается в нормы и пожелания представителей системы образования», поэтому учится вне школы.

Итак, о чем важно помнить? В Кодексе об образовании указано, что образовательная деятельность строится на основании учебного плана, рассказала эксперт. Есть типовой учебный план, по которому занимаются школьники, а есть индивидуальный план, который предусмотрен для ребят, не имеющих возможности посещать все учебные занятия.

Учиться по индивидуальному плану — право ребенка, убеждена адвокат. Родители могут обратиться с заявлением в учреждение образования, и в течение 20 дней руководитель принимает решение, дать согласие на такой формат обучения или нет.

— В законодательстве критерии отказа или согласия не оговорены, что может быть как плюсом для нас, так и минусом, ведь директор школы без особого обоснования может родителям отказать. Из того опыта, который у меня есть, главная трудность для школы — это организационные моменты, ведь нужно подготовить документ для обучения по индивидуальному плану (а это лишний кусок работы) и организовать процесс аттестации ребенка (эти нюансы также нигде не прописаны, то есть для школы это может быть новый опыт).

Екатерина Сельвестрович
Эксперт посоветовала родителям предварительно сходить на встречу с директором школы, выразить готовность помочь с подготовкой нужных документов, то есть постараться выстроить диалог. Кроме того, важно при написании заявления обосновать, почему ребенку нужно обучаться по индивидуальному плану.

— Есть две категории причин: одаренные и талантливые дети, которым требуется своя скорость для обучения, и дети, которые не могут посещать занятия в школе. Нужно подумать, какими аргументами можете воспользоваться вы. Это могут быть профессиональные занятия в каких-либо направлениях (спорт, искусство), когда много часов тратится на занятия, или участие в олимпиадах и конкурсах, если растет одаренный ребенок, или проживание родителей в разных городах и странах, когда ребенок не может посещать какое-то конкретное учреждение образования. Все подтверждения, которые у вас есть, нужно прикладывать к заявлению. Если школа отвечает, что у нее «нет возможности организовать такое обучение», это решение можно обжаловать — обратиться в управление образования.

Успеваемость у детей может упасть

По опыту адвоката, все родители, которые проявляют настойчивость, добиваются разрешения. Но важно не только получить само согласие от школы, но и организовать комфортный для ребенка процесс аттестации. Для этого желательно обсудить отдельно с каждым учителем, какие могут быть варианты.

— Из практики: обычно дети присутствуют на каких-то квартальных или четвертных работах, иногда детей просят присылать работы учителю. Тут все зависит от школы и от администрации, от ваших личных договоренностей. Если ребенку скажут, что нужно чуть ли не каждую неделю приходить в школу и по каждому предмету писать контрольную, это может быть слишком большим стрессом, ведь это не просто уроки, а контроль знаний.


Очень часто после перехода на индивидуальный план успеваемость у детей падает. Не все учителя относятся с пониманием к такому формату обучения, делится опытом Екатерина. Важно быть к этому готовым и с самого начала определиться, насколько для ребенка и родителей важны отметки.

Также на встрече эксперт отдельно затронула тему СОП. Никто не имеет права поставить семью на контроль органов опеки, если ребенок получает достойное образование по индивидуальному плану и регулярно проходит аттестацию. Это не более чем домыслы. 

Не только политика: родители забирают детей из школы по разным причинам

Мы пообщались с родителями, которые пришли на конференцию — оказалось, что некоторые из них уже обучают детей дома. Причины называли совершенно разные. Есть дети, которые чувствуют слишком сильное напряжение в школе из-за требований учителя или общения с одноклассниками. Некоторым сложно усидеть на всех уроках, и часть программы ребята считают вообще бесполезной. Есть школьники, которые очень быстро и легко усваивают программу и не хотят ждать, пока одноклассники разберутся с темой.

У Юлии Шостак последний вариант — старший ребенок учится интенсивнее, чем одноклассники. Родители перевели дочь сначала из школы в гимназию, потом — в частную школу, и даже там скорость обучения их не устроила, слишком много времени уходит на ненужные вещи, считает мама.

В итоге было принято решение перевестись на индивидуальный план — в таком формате ребенок успешно учится уже 2 года. Полгода назад младший ребенок последовал примеру старшего и тоже теперь учится дома. С переходом на индивидуальный план особых проблем не было, говорит Юлия.

— Со старшим ребенком мы это сделали в частной школе, а младшую устраивали на индивидуальный план в госшколе — там у нас есть знакомый директор, поэтому к нашей ситуации отнеслись с пониманием. Аттестация тоже проходит легко. В госшколе работают молодые учителя, мы со всеми познакомились, взяли телефоны и просто звонили и спрашивали, когда можно пообщаться для контроля. В частной школе все работы нужно отсылать онлайн либо встречаться с преподавателями по zoom, все достаточно демократично.

Снизилась ли успеваемость у детей, Юлия не знает, потому что отметки для нее не показатель знаний.

Источник фото: Unsplash.com


Полина — тоже мама двоих детей, но в школе учится пока только старшая дочка. Минчанка пришла на конференцию, чтобы пообщаться с другими родителями, набраться опыта и по возможности забрать ребенка в этом году из школы. Однозначного решения пока нет, признается мама.

— У меня дочка в этом году перешла во второй класс. Когда только начинала учиться, была такая веселенькая, довольная, а с началом школы стала замкнутой, грустной, очень большая тревожность появилась. Она у меня мулатка, выглядит не так, как все, думаю, причина в этом. Поэтому сейчас мы с мужем хотим перевести ребенка на индивидуальное обучение, но пока не понимаем, как это все организовать с учетом того, что мы с мужем фрилансеры и работаем дома.

У Вероники ситуация очень любопытная: ребенку 6,5 года, родители собирались вести его в этом году в школу, купили одежду, взяли учебники, то есть полностью подготовились. А утром, в день конференции, мама забрала из школы документы.

— Меня сейчас беспокоит непредсказуемость и нестабильность ситуации, я не знаю, что будет через месяц. Я даже не знаю точно, где мы будем жить, возможно, уедем. Также есть риск, что начнется  вторая волна коронавируса, и школьникам придется уйти на домашнее обучение, а я как работающая мама не очень готова к тому суровому онлайну, через который прошли родители в 4-й четверти.

Минчанка успела побывать на родительском собрании в школе и удивилась, что никто из родителей не задавал вопросы по поводу коронавируса. У школы, как выяснилось, нет ответов на вопросы, которые касаются эпидемиологической обстановки.

— Мне учитель сказала только, что дети будут мыть руки после каждого урока, и все. И вообще, почти все родительское собрание мы слушали, что нужно сдать, что купить — коробки, мыло, бумагу. Про предметы и сам процесс обучения никто не говорил и даже не спрашивал. А для меня все-таки важно, что ребенок будет изучать, что будет говорить учитель, как информация будет преподноситься, важно уважение к его личности. В нынешней ситуации я не уверена, что в госшколе ребенку будет комфортно, — говорит Вероника.
 

Источник фото: Unsplash.com


Теперь родители настроены либо  отправить ребенка в школу через год, либо найти какой-то альтернативный вариант. Главное, чтобы обучение было не по цене крыла самолета, как сегодня предлагают в некоторых частных школах.

С той же целью — найти комфортный вариант обучения, но по приемлемой цене — пришли на конференцию и другие родители. Они надеются, что, объединившись, смогут обучать детей без «надстройки» в виде школы — и примеры таких родительских коопераций уже есть. На встрече родители и учителя обменялись своими контактами, владельцы помещений оставили заявки-предложения по аренде. Также на встрече прозвучала идея создания общественного объединения, которое будет продвигать интересы родителей и учителей и формировать запрос от общества на образовательные услуги.

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!




Лучший комментарий
Irina00730.08.2020 в 11:30
Ellochka Er,
Потому что чем умнее будут граждане, тем хуже.
Обсуждение
Yuri Petrusha30.08.2020 в 10:24
дочь окончила гимназию в 2010
успешно поступила на юрфак
ужас в том что школьные годы для нее это череда кошмарных воспоминаний
Ellochka Er30.08.2020 в 11:24
Почему никто не поднимает вопрос о том, чтобы государство финансировало учащихся частных школ так же, как и государственных. Их родители - такие же граждане, они платят такие же налоги и имеют право на часть налогов для своих детей!! Тогда суммы за обучения в виде родительсой оплаты значительно снизятся!
Если учащийся 3-го класса обходится государству в условную тысячу, ПОЧЕМУ ЕЁ ПОЛУЧАЮТ ТОЛЬКО УЧАЩИЕСЯ ГОС ШКОЛ??? К слову, такая система действует во многих странах! Например, во Франции!
Другое дело, что частные могут создавать лучшие условия, инд занятия и брать за это доп оплату.
Irina00730.08.2020 в 11:30
Ellochka Er,
Потому что чем умнее будут граждане, тем хуже.
Maple Leaf30.08.2020 в 11:50
Обучение по индивидуальному плану есть. А механизмов для реализации его учителем -нет. Кто будет оплачивать составление индивидуального плана по каждому предмету учителю? Ребенок нуждается в индивидуальных консультациях, а из каких источников они будут оплачены учителю? За спасибо, снова на учительском альтруизме? -Учитель не обязан тратить на это время. У него есть своя нагрузка. Другое дело, когда ребенок приходит на запланированную для класса контрольную, тест. Есть предметы, где нет тематического контроля. А только текущий. Но такого ребенка нельзя аттестовать по итогам текущего контроля,он же в школуне ходит, нужны какие-то итоговые работы или устные опросы. Групповые консультации для учащихся 9,11 классов,
сдающих экзамены экстерном могут оплачиваться учителю. Но они одноразовые, для ребенка, который обучается индивидуально, нужны не разовые встречи перед выпускными экзаменами.Поэтому если школа пытается отказать родителям, то не потому что не хочет, у нее нет законных механизмов в полной мере обеспечить процесс. Желание родителей есть, желания учителя работать за бесплатно-нет
Natick30.08.2020 в 11:58
Ellochka Er,
Потому что государство не будет спонсировать непонятных активистов в их сомнительной деятельности. Этим вообще кто руководит? Юрист, бухгалтер, айтишник или "вчерашний" дворник?))
Если хотите создать некое сообщество со своими правилами - пожалуйста, объединяйтесь, создавайте.
Потом обязательно поделитесь опытом, особенно интересуют старшие классы.
Программу 1-4 класса родитель вообще сам может осилить, без помощи "частных структур" дома за бесплатно.
А если главный мотив - это "протест ради протеста", тогда вопросов нет.
Обсуждают сейчас