Сейчас на сайте
Новости портала
«Мы против насилия и жестокости». Многодетные мамы записали обращение к властям
Все о детях
Не только кашель и температура. Чем коронавирус опасен для детей?У многодетной мамы забрали ребенка. Она считает, это из-за активизма. В приюте другая информация
Это интересно
«Сон в продленке — сплошное мучение». Можно ли отказаться от тихого часа в саду и школе?«Дети могут не понимать около 50% слов в тексте». Неочевидная причина плохих оценок в школе
Спорный вопрос
«Что сыну делать после уроков? Сидеть на ступеньках?» Могут ли школьников оставить без продленки Могут ли родителей наказать за то, что они отказываются прививать ребенка от гриппа?
Беременность и роды
Бандаж во время беременности и после родов: кому нужен и зачем? Объясняет акушер-гинеколог Что нужно взять в роддом и как настроиться перед отъездом? Спросили у многодетной мамы10 причин наслаждаться беременностью
Личный опыт
Мама восьмерых детей рассказала о плюсах и минусах многодетной семьи

«Школа для нас, дайте нам право голоса». Подростки о проблемах, которые накопились в системе образования

03 сентября 2020 года
17

Многих родителей сегодня не устраивает школьная система. А что думают сами дети? Какие у них ожидания? Могилевским ученикам из разных школ задали вопросы об образовании. Высказывались подростки 15-17 лет. Как показал опрос, большинство детей удовлетворены школьной системой 50 на 50.
 


Главным плюсом ребята назвали общую эрудицию, которую получают благодаря урокам в школе. При этом проблем в системе образования, по мнению подростков, накопилось очень много. Вот главные из них:

Проблема №1. Однообразие. 

«Самая главная проблема — рутинность. Мы делаем одно и то же в стенах школы и дома, но понимания предмета не прибавляется». 

Проблема №2. Шаблонные действия.

«Нас должны учить думать, а не делать по инструкции. На уроке не разрешают идти по программе дальше. Есть отдельные учителя, которые берут на себя ответственность и уходят от общей программы, углубляются в важные темы. Но таких меньшинство, к сожалению». 

Проблема №3. Интенсивность/эффективность уроков по отдельным предметам.

Хуже всего, по мнению детей, дела обстоят с английским языком. «Если химию или русский в школе преподают неплохо, то с английским беда. Нам дают 20 новых слов за три месяца и удивляются, почему лексика такая скудная». 

Проблема №4. Программу для обучения пишут те люди, которые не работают с детьми.

Очень много предметов/уроков, которые в будущем не пригодятся, убеждены школьники. «Есть в этом и плюс: предметы, которые не нужны, учат находить окольные пути. То есть наша школа больше учит выкручиваться, а не учиться».

Какие предметы школьники назвали бесполезными?

Труды

Некоторые навыки были бы полезны и девушкам, и парням. Например, как пришить пуговицу или забить гвоздь. Но по факту предмет получился сексистским, ограничивающим и бесполезным, уверены школьники.

«Мы его либо пропускаем, либо на уроках ничего не делаем, либо за нас работы делают бабушки, например. Лучше было бы сделать общий курс с разными навыками, полезными каждому (по типу домоводства), а после — раздельный курс, если останутся какие-то вещи, нужные исключительно одному полу». 

Медицинская  и допризывная подготовка

Оказывать первую помощь учат только девочек. Но разве этот навык нужен не всем? На некоторых уроках нам говорят про гигиену, венерические заболевания. Почему парней не просвещают?» — задают риторические вопросы ребята. По их мнению, медицинская подготовка должна быть общим предметом для всех. 

А обучать основам военного дела вообще не нужно в школе, считают подростки. Этот предмет можно преподавать в центре допризывной подготовки: «Там больше практики, а в школе эти уроки превращаются в заполнение таблиц в тетради». 

Информатика

— Зачем мы изучаем Pascal ABC?

— Это самый простой язык программирования.

Мнения разделились: одним детям уроки информатики кажутся поверхностными, другим —  нудными и бесполезными.

«Может, стоит дать какие-то основы программирования, просто, чтобы дети поняли, нравится им это или нет. А дальше два пути: углубленное изучение предмета или использование ПК для жизни (фотошоп, монтаж видео, работа с Microsoft Office и др.)»

Какие предметы нужно добавить дети в школьную программу

Большинство детей высказались за введение двух новых обязательных предметов — половое воспитание и финансовую грамотность.

«Некоторые родители не говорят о сексе с детьми. Из интернета можно узнать много мифов. Этот предмет мог бы значительно облегчить жизнь многим. Базовые знания о гигиене, мастурбации и контрацепции отражаются на репродуктивном здоровье поколения. Дети разумнее подходили бы к этому вопросу, и это привело бы к уменьшению абортов и 16-летних матерей. Нужно показывать подросткам, что в жизни все не как в порно. Отношение к своему телу также изменилось бы». 

Первое время дети могли бы несерьезно относиться к предмету, предположили сами школьники. Но это вопрос подачи: «Важно, чтобы предмет вел прогрессивный человек. Это не должно превращаться в годовую лекцию «Как хранить себя до свадьбы». 
 


Финансовую грамотность ребята также предлагают включить в обязательную программу. «Это дало бы многим понимание ценности денег. Распоряжаться карманными стали бы грамотнее. У нас сейчас никто не понимает, как оформить вклад в банке, что такое депозит и т.п. В западных странах 12-летний подросток знает,  как инвестировать и делает это. У нас знания в этой сфере заканчиваются на игре "Монополия" (и не только у подростков)». 

А что насчет остальных предметов?

У всех разные вкусы и угодить каждому с предметами не получится, считают дети. Интересы расходятся от стихосложения до программирования. Но даже сейчас околофакультативные предметы, такие как медицина и труды, просто пропускаются учениками. Если добавить дополнительные предметы, их могут тоже пропускать.

«Можно начать с малого: 1-2 раза в неделю вся параллель разделяется по интересам. Эти факультативы пусть будут в середине дня, чтобы никто не пропускал и было больше энтузиазма. Такие часы разгрузят уставший мозг и сплотят детей, т.к. они будут общаться с детьми не только из своего класса».

Каким должен быть подход в обучении?

Многоуровневая система, как в США, позволила бы детям выбирать нужные предметы, развивать свои личностные способности, а также освободила бы их время.

«Мы выпускаемся со знаниями во многих отраслях, но все они поверхностные. Большую часть материала мы не запоминаем. Можно было бы сократить курсы обязательных уроков до конца 9 класса. За столько лет с хорошей программой дети знали бы примерно столько же, сколько за 11 сейчас. А в последующие два года ориентировались бы на личное развитие».

Что насчет выпускных экзаменов? 

«Сегодня больший упор идет на ЦТ, и часто эти предметы не совпадают с госэкзаменами. Поэтому многие школьники их просто списывают», —открыто признают подростки. Они бы хотели сами выбирать предмет для выпускного экзамена. И тогда, даже если не будет единого экзамена (по принципу ЕГЭ), попыток списать на выпускных испытаниях было бы меньше.
 

Чего сейчас не хватает на уроках?

В первую очередь школьникам не хватает возможность проявлять активную позицию, выступать, обсуждать те или иные темы. Почти всегда на уроках изучается теория. Практики не хватает.

«Мы бы добавили работу в команде, обсуждения, создание проектов. На уроках биологии можно было бы ходить в лес, смотреть на растения и животных. Проводить опыты, препарировать».

Также нужно уделить внимание общению между учениками и учителем, считают участники опроса: «С этим у школ большая проблема. Возможно, система боится давать свободу детям. Но, может, стоит попробовать? На таких предметах, как история, литература, обществоведение должен проходить диалог между учителем и учениками».

Какими должны быть домашние задания?

«Возьмем пример с историей. Домашнее задание у нас — это прочесть параграф, ответить на вопросы или заполнить таблицу. Домашнее задание в США — обсудить в группе деятельность исторического лица и высказать общее решение. А в Финляндии предложат  взять интервью у бабушки, чтобы узнать, какой мир был во время ее молодости. И задания всегда разные, а у нас предсказуемые». 

Подростки хотят большего разнообразия — не просто решать примеры, но и применять знания в жизни, такие задания вызывали бы гораздо больше энтузиазма. 

«Несомненно, школа двигается вперед: классы совместные, нас не бьют розгами. Но мы развиваемся слишком медленно. Мир уже далеко впереди, и школа должна идти в ногу со временем. Нужно ввести жизненно важные предметы, а другим добавить практики. И дать право голоса ученикам, ведь школа в первую очередь для нас».

Статья подготовлена в рамках проекта "Мониторинг и оценка школьного образования Беларуси" при поддержке  EaP Civil Society Facility, Eap Fellowship 2020.

Лолита Якутина

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!




Лучший комментарий
Алекса_3.09.2020 в 13:54
Извините, но это дно и приговор системе, когда сопливые школьники озвучивают проблемы и вопросы обучения, и по факту, это гораздо более содержательно, актуально и чётко, чем все то, что предложило министерство образования за последние лет 5.
Обсуждение
Muggle3.09.2020 в 10:11
вот согласна, кпд от трудов и мед подготовки 0,0. хотя как идея что были такие уроки сама по себе хорошая.
информатика тоже, пол года в мое время нас учили как закрыть и свернуть окно, хотя почти у всех уже были компы, да ничего полезного не было.
ну с остальным согласна.
Yuri Petrusha3.09.2020 в 10:55
1.вернуться в 10 летке-нечего там просиживать лучшие годы
2.сократить программу на 40% - хорошо бы вспомнить что рабочая неделя 40 ч, а это дети
3.ввести профилирование для различных уровней подготовки
-просто закончить школу
-поступать в тех универ
-поступать в гуманитарии
bars10063.09.2020 в 11:12
Чтобы выполнить пожелания подростков, о которых тут идёт речь, надо кардинально перестраивать всю систему, начиная непосредственно от школьных программ. Фактически программы придётся писАть с нуля. Чтобы те же программы получились грамотными и толковыми, работать над ними надо гораздо больше, чем 3 месяца.
И возникает вопрос, по каким программам учиться, пока новые будут готовиться?
Люди у нас за перемены, но всё-таки не радикальные, а постепенные.
Например, если в той же информатике вместо Паскаля изучать Python, например, то многие будут только ЗА. Если в разделе, связанном с основой работой в той или иной ОС, не изучать полгода простейшим вещам в винде, а дать ещё основы работы в Linux и MacOS, в том числе и работу в командной строке в этих системах, то многие очень даже ЗА будут.
aminalina3.09.2020 в 11:31
bars1006:
Например, если в той же информатике вместо Паскаля изучать Python, например, то многие будут только ЗА. Если в разделе, связанном с основой работой в той или иной ОС, не изучать полгода простейшим вещам в винде, а дать ещё основы работы в Linux и MacOS, в том числе и работу в командной строке в этих системах, то многие очень даже ЗА будут.
Вопрос, где найти учителей, который смогут научить питону и линуксу
Pumba763.09.2020 в 11:51
Чисто моё мнение ( не настаиваю, что оно верное), до 6 класса оставить все как есть, а после 6 класса дать школьникам выбирать какие предметы изучать углубленно, а какие факультативно. Если человек гуманитарий по складу ума и есть желание изучать гуманитарные науки глубже и досконально, так же и с техническими наукам, должна быть техническая база, тот же комп собрать, опыт по химии и физике не на пальцах, труды--не пуговицы, а автомобиль (поменять колесо), возможность поменять лампочку или розетку, что для девочек, что для мальчиков. В старших классах сделать возможность общения с преподавателями вузов, что б потом не было на 1 курсе обидно, что пошёл не в тот вуз, не на ту специальность.
Обсуждают сейчас