Сейчас на сайте
Все о детях
«Немец терпеть не мог, когда в доме плачут дети». История одной родовой травмыО чем нужно знать родителям, прежде чем вручать ребенку смартфонМодные словечки, которые сейчас популярны у детей. Сможете сказать, что они значат?
Здоровье
Надел горшок на голову, а снять не смог. Где и как застревают дети
Беременность и роды
«Стала ненавидеть всех, у кого есть дети». 4 истории белорусок, которые прошли через ЭКОМожет ли женщина не заметить беременность?
Женский мир
Личный опыт: как я пригласила няню на 8 часов в день и не стыжусь этого
Личный опыт
«Моя грудь обошлась мужу в 3 тысячи долларов». Мама двоих детей о том, как выглядеть на все сто
Психология и воспитание
«Главное — пережить этот период». Какой возраст у детей «самый ужасный»?5 ошибок, которые неосознанно допускают родители в воспитании детей

Выпускные экзамены — это фикция? Учителя об испытаниях, которые «давно потеряли смысл»

01 июня 2020 года
146

Несмотря на петицию об отмене школьных экзаменов, которую подписали более 9 тысяч человек, испытания пройдут по плану. Родители в соцсетях пишут возмущенные комментарии, а учителя рассказывают, что выпускные экзамены давно превратились в фикцию. И их нужно отменить не только на время эпидемии. 
 

Источник фото: unsplash.com

«Дети заранее решают те задачи, которые будут на экзаменах»

Учитель одной из минских школ (не называем имя по ее просьбе) озвучила сразу несколько причин, почему сегодня выпускные экзамены не отражают знания учеников и не имеют смысла. И не только в условиях эпидемии.

— У меня множество знакомых учителей, и я знаю, что где-то экзамены — полная профанация, где-то — не совсем. Но в целом экзамены уже давно потеряли смысл и объективность.

Во-первых, если сравнивать с советской школой, никогда раньше экзаменационных материалов не было в открытом доступе. Сейчас такие сборники публикуются уже много лет и свободно продаются. Они есть у детей, и школьники решают заранее те задачи, которые будут на экзаменах. Сейчас ученикам открыто говорят, какой текст диктанта или изложения они сегодня пишут. Далее ребенку просто нужно выйти в туалет, открыть книгу и списать. Я из тех учителей, кто считает, что публикация экзаменационных сборников и решебников — это вредительство, поощряемое Министерством образования.

Во-вторых, у современных детей очень низкий уровень знаний в средних школах (не могу говорить про гимназии). Это происходит по разным причинам: у детей нет мотивации, по основным предметам не хватает учебного времени и пр. Если ставить честные отметки, очень многие дети не дотянут до тройки и не смогут окончить школу. Раньше таких детей оставляли на второй год и давали работу на лето, сейчас всех благополучно переводят и ставят им тройки. Но когда ты такому ребенку «рисуешь» тройку, тому, кто честно заработал 3, уже хочется поставить 5.

Чаще всего годовые и четвертные отметки очень сильно завышены. Если провести экзамен честно, это вскроется моментально. Поэтому учителя тоже заинтересованы в том, чтобы дать детям списать, но не на 10, конечно, а чтобы ребенок хотя бы подтвердил свою отметку. Иначе учитель будет выглядеть некомпетентным, раз весь год завышал отметку ученику.
 

Источник фото: unsplash.com


В-третьих, лет пятнадцать, наверное, дети покупают на экзамены одинаковые ручки, потом учителя исправляют ошибки этими синими ручками, чтобы ребенку хотя бы чуть-чуть поднять отметку.

У меня даже случилась курьезная история по этому поводу. Я была классным руководителем, после экзамена по русскому языку ко мне прибежала учитель в полной панике: девочка из моего класса, от которой ожидали 5 по пятибалльной системе (самое худшее — 4), написала на 3. То есть работа была очень плохая. Я, желая помочь ребенку, где можно было незаметно поправить, исправила ошибки синей ручкой. Получилась крепкая четверка, но родители этой девочки больше со мной не здоровались. Они решили, что их дочь написала на 4, а учителя не приложили никаких усилий, чтобы сделать 5. Люди внаглую считают, что им должны поставить липовые отметки.

Экзамены давно превратились в какую-то профанацию, и в том виде, в котором они есть сейчас, потеряли всякий смысл. Некоторые учителя честно проводят устные экзамены, но не слишком требовательно выслушивают ответ. Иногда дети знают, где лежит определенный билет и сколько билетов каждый выучит. Это уже на совести учителя. А письменные экзамены — однозначно потеря времени и дополнительный стресс для детей.

Конечно, есть ученики, которые честно учатся и стараются, но многие дети знают, что им дадут списать.

«Дети списывают и прибегают к различным ухищрениям»

Учитель другой столичной школы также считает выпускные экзамены лишней тратой нервов и здоровья.

— Конечно же, выпускные экзамены — это фикция. Так, как они проводятся, и с какой целью, все это совершенно утратило смысл.

Я против экзаменов, потому что дети списывают и прибегают к различным ухищрениям: выходят в туалет, где читают тексты, использует наушники или проносят на экзамен второй телефон. Учителям приходится искать все эти приспособления. Одним словом, экзамен превращается в игру «кто кого обманет».

Мое мнение, что выпускные экзамены — совершенно ненужная вещь, лишняя трата нервов и здоровья нам, учителям, и детям тоже. Пусть бы лучше они сразу начинали готовиться к ЦТ.

Единственный плюс от экзаменов есть у ребят, которые пишут изложение в одиннадцатом классе: у них появляется возможность за счет первой оценки, за содержание изложения, поднять общую отметку на один балл. Например, если годовая оценка была 7, а изложение в сумме ученик написал на 8, ему можно поставить 8.

 «В таком виде экзамены уже давно потеряли смысл»

Учитель Смолевичской гимназии Анна Северинец считает, что выпускные экзамены проверяют совсем не те навыки, которые пригодятся школьникам в современном мире.

— Вопрос о бессмысленности школьных экзаменов стоит уже давно, лет пять точно. Я даже видела разработанные варианты экзаменов по своим предметам, построенных на другом принципе, и это были неплохие разработки. Школьный экзамен как идея — не совсем уж бессмысленное мероприятие, это хорошая форма обобщения, хорошая возможность поставить красивую точку в школьных годах, но в том виде, в котором экзамены по моим предметам существуют — как диктант в девятом и изложение в одиннадцатом классе — они уже давно потеряли смысл.

Дело в том, что ни диктант, ни изложение не проверяют тех навыков, которые мы должны растить в детях. Умение не делать орфографических ошибок и умение пересказать чужой текст — довольно бессмысленные навыки в современном мире. А вот умение найти ошибку и исправить ее, критически осмыслить информацию и тем более чужое ее изложение, аналитические навыки, умение сделать факт-чекинг — вот то, чему хорошо бы учить и что хорошо бы у выпускников проверять.

Поэтому разумные способы провести экзамен по языкам и литературе — это сочинение, анализ текста, собственный проект, устное выступление на неожиданную тему. Тут и грамотность проверится, но это — вторично.

Родители: «Отменили последний звонок — отмените экзамены»

Аналогичное мнение высказывают в соцсетях и родители. Под страницей Министерства образования Беларуси в Инстаграм пользователи предлагают ведомству «хоть раз прислушаться к народу и отменить эти бессмысленные экзамены».

— Мы ученики и граждане РБ, соблюдайте наши права, не игнорируйте нас. Рассмотрите петицию и отмените экзамены. Мы новое поколение — новая надежда страны, не стоит рисковать будущим. Мы должны потом стать опорой государства, а не заразиться смертельно опасным вирусом из-за каких-то экзаменов. Я не медик, и не могу сказать, какой шанс заражения или смертности при заражении, но он в любом случае есть. Не забывайте об этом. Если хотите хорошего будущего для страны, подумайте о будущем выпускников! И не забывайте, что мы также можем стать переносчиками и заразить наших родителей, дедушек и бабушек. Пойдите на уступки ради будущего нашего и вашего.

— У нас нет запасных детей! Отмените экзамены!

— Неужели так сложно услышать народ? Почему дети должны просить Вас об отмене экзаменов? Почему у нас есть здравый смысл, а у вас его, по всей видимости, никогда и не было!

— У детей не было полноценной учебы всю последнюю четверть. Они, по сути, занимались самообразованием. Правомерно ли заставлять их сдавать экзамены, особенно в такой стрессовой ситуации? Экзамены в разгар эпидемии: в масках, с антисептиками. Отменили последний звонок — отмените экзамены!

  — Выпускные экзамены — рудиментарная формальность.

А как вы считаете, нужны ли выпускные испытания в школе? 

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!


Рекомендуем

«Обследоваться лучше до зачатия». Как беременность влияет на эндокринную систему Пособия на детей: на какую помощь от государства могут рассчитывать родители в Беларуси? Чему важно научить ребенка до детского сада: подробный чек-лист Объявляем конкурс. Пришлите фото ребенка за едой и выиграйте детское питание Что делать с внеплановой беременностью? Объясняем для тех, кто решил рожать «Это чистейший восторг!» Красивые места недалеко от Минска, где вам понравится отдыхать с семьей Не тратьте деньги! Белоруски рассказывают о бесполезных покупках для детей Дополнительный выходной и отпуск в удобное время. О каких правах на работе вы могли не знать? Вместо шумной детской площадки. Во что детям поиграть на улице, не нарушая правила изоляции Ребенок не хочет спать и сводит вас с ума? Пройдите тест и узнайте, в чем может быть ошибка Без дорогих игрушек и сложного реквизита. 10+ идей, как развлечь детей дома


Обсуждают сейчас