Как учителя готовятся к дистанционке: на экспресс-курс записались более 2 тысяч участников

16 апреля 2020 года

Пока дети продолжают отдыхать на каникулах, фонд «Новая Школа», IT-компания VizorGames и Ассоциация «Образование для будущего» организовали для учителей бесплатный курс по подготовке к дистанционному обучению. Первый набор был небольшим —  около 50 педагогов, на второй — зарегистрировалось уже более 2000 человек. Участники курса говорят, что главная проблема сегодня в информационном вакууме, в котором вынуждены существовать педагоги, дети и их родители сегодня. 
 

Алена Мельченко, координатор Программы «Учитель для Беларуси», участник инициативной группы проекта «Помощь школам. Учим(ся) безопасно и эффективно», рассказала о целях курса:

— Мы не знаем, в каком контексте наши учителя и школы окажутся в ближайший понедельник. Но в любом из возможных сценариев очевидно, что многие дети останутся дома. Было бы здорово, чтобы они при этом продолжали учиться. 

Наш курс — это скорая помощь для тех учителей, которые готовы гибко перестраивать свои подходы, использовать в работе информационно-коммуникационные технологии, свою креативность и мастерство, чтобы как можно большее количество детей продолжали учиться, развиваться, общаться, быть на связи с друзьями из школы. И мы с коллегами будем продолжать работать над тем, чтобы поддержать школы и учителей в их нелегкой миссии в это время.

Елена Волкова, учитель русского языка и литературы средней школы №5 г. Солигорска, окончила первый курс и теперь стала модератором второго интенсивного курса. По словам педагога, главная проблема сегодня — полная информационная невнятность вокруг образования. Когда учителя получают сообщение в пятницу или субботу о том, что на следующей неделе занятий не будет, трудно вообще хоть в чем-то сориентироваться.

— Понятно, что детей надо как-то учить даже в этих условиях. С одной стороны мы, педагоги, знаем, что такое дистанционное обучение. С другой стороны, никто толком не понимает, как это сделать правильно: организовать все так, чтобы и детей не перегрузить, и не отбить охоту учиться. А теперь я понимаю, что дети уже вышли из рабочего режима, сложно снова настроить их на учебу. 

На этом курсе все участники и организаторы пытались вместе понять, как можно проводить уроки дистанционно, и старались ответить на все вопросы, которые появляются в процессе. 

Самая большая ценность курса в том, учителям стало яснее, в какую сторону вообще двигаться. Понятно стало, что уроки должны иметь какую-то структуру, и они отличаются от уроков очного формата: онлайн-уроки должны быть короче, ярче и динамичнее.

Разные задачи — разные платформы

На курсе педагоги тренировались проводить онлайн-уроки, рассказывает Елена Волкова. 

— Традиционный урок, перенесенный в онлайн-формат, выглядит так: часть информации изучается детьми самостоятельно в любое удобное для них время, потом учитель организует онлайн-взаимодействие с детьми для того, чтобы пояснить новый материал, а домашнее задание ученики тоже выполняют асинхронно.

Но тут встает вопрос: реально ли это все сделать на одной платформе?

Родителей просили зарегистрировать детей в Moodle, я так понимаю, это было распоряжение Минского городского института развития образования, которое касалось только минских школ. Я из Солигорска, и у нас, к сожалению, пока нет вообще никаких методических рекомендаций.

С одной стороны, очень важно, чтобы у школы был какой-то единый подход, иначе в головах у детей смешается многообразие программ и платформ для дистанционного обучения. С другой стороны, если все школы пойдут на одну платформу, она не выдержит. Поэтому мы пробуем разные платформы, но в разумных пределах педагогической креативности.
 

Источник фото: unsplash.com


Я давно изучаю различные онлайн-сервисы. Google Classroom — это виртуальный класс, где можно выкладывать материалы, давать тесты и настраивать расчет оценок.  

Есть еще конструктор для онлайн-уроков Core. Он предназначен для того, чтобы сделать какой-то урок и предложить детям разобрать его пошагово. Есть разные виды тестов и заданий с возможностью автоматической проверки, что сегодня для педагогов ценно как никогда.  

С помощью Zoom можно провести видеоконференцию с учениками, выполнить упражнения, в том числе по группам. Домашнее задание можно подготовить в онлайн-конструкторе.

Социальные сети тоже можно использовать как мгновенную поддержку. Не всегда есть возможность каждому звонить и что-то отдельно объяснять, поэтому инструкция или какое-то задание может быть размещено в закрытых группах в соцсетях.

На сайте «Учитель для Беларуси» выложен целый перечень полезных материалов, проверенных платформ и ресурсов с подробным описанием в помощь учителям. Прием заявок на второй курс закрыт, но можно следить за новостями в группе "Учитель для Беларуси".

Для всех заинтересованных в этой теме людей организаторы создали телеграм-канал «Готовы к ДО», где публикуется как информация для участников курса, так и полезные ссылки и материалы, опыт коллег из Беларуси и других стран.

Вопросов по-прежнему очень много

Учитель признается, что помимо проблемы многообразия онлайн-сервисов и платформ, не хватает методических указаний по организации онлайн-обучения.

— На самом деле, очень много вопросов возникает. Уровень цифровой подготовки учителей действительно очень разный: у кого-то пользовательские умения заканчиваются набором текста. Но если брать методические вопросы, то их просто масса:

Как реализовать дистанционное обучение? Как правильно организовать урок и рабочий день для класса и составить расписание? Во сколько начинать уроки?  Сколько они должны длиться? Должны ли быть уроки по всем предметам у каждого класса? А надо ли физкультуру преподавать дистанционно? Как организовать работу учителей, ведь это огромная нагрузка, если учитель каждого класса будет готовить каждый урок и проводить его?

Мы пока не знаем ответов на эти вопросы. Но предполагаем, что если нам разрешат пользоваться сервисами, которые мы уже освоили, один учитель может проводить один урок на параллель, готовить задание может его коллега, проверять — другой коллега.

Подготовка к дистанционному уроку занимает гораздо больше времени и усилий, чем подготовка к обычному уроку, особенно если педагог не привык так активно пользоваться информационными технологиями. Мы можем распределить наши обязанности и наши силы, чтобы мы все не упали через неделю. На самом деле это очень большие энергозатраты.
 

Источник фото: unsplash.com


Если дистанционное обучение будет объявлено официально, то на сайте школы, например, нужно будет выложить расписание. Тогда все ссылки попадут в открытый доступ, и на уроки смогут приходить все, кто захочет, в том числе не совсем адекватные люди. Поэтому лучше организовывать коммуникацию в закрытых группах в чатах или соцсетях.

Есть также проблема с возможностью выхода в интернет. В том же Солигорске есть дети, у которых совсем никаких технических возможностей для дистанционного обучения нет. Мы пока не знаем, как эту проблему решить.

Наверняка, организованное таким спонтанным образом дистанционное обучение не выполнит все те функции, которые были возложены на традиционную школу. По-хорошему такое обучение должно быть методически подготовлено, просчитано, выверено и разработано. У нас на это нет ни времени, ни возможностей.

Мы считаем, что главная задача сегодня сделать так, чтобы дети не забыли, что у них есть школа, поддержать интерес к разным предметам в это время. Конечно, это не касается учеников старших классов, потому что с ними нужно заниматься серьезно. Радует, что у них мотивация выше, и они могут больше работать самостоятельно.  

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!


Рекомендуем

Дополнительный выходной и отпуск в удобное время. О каких правах на работе вы могли не знать? «Обследоваться лучше до зачатия». Как беременность влияет на эндокринную систему «Это чистейший восторг!» Красивые места недалеко от Минска, где вам понравится отдыхать с семьей Не тратьте деньги! Белоруски рассказывают о бесполезных покупках для детей Чему важно научить ребенка до детского сада: подробный чек-лист Объявляем конкурс. Пришлите фото ребенка за едой и выиграйте детское питание Вместо шумной детской площадки. Во что детям поиграть на улице, не нарушая правила изоляции Без дорогих игрушек и сложного реквизита. 10+ идей, как развлечь детей дома Ребенок не хочет спать и сводит вас с ума? Пройдите тест и узнайте, в чем может быть ошибка Что делать с внеплановой беременностью? Объясняем для тех, кто решил рожать Пособия на детей: на какую помощь от государства могут рассчитывать родители в Беларуси?


Обсуждают сейчас