Сейчас на сайте
Новости портала
В топе родительских чатов: начальник отдела образования позирует с дубинкой. Узнали подробностиМама, папа, 14-летний сын — все оказались в одном автозаке. Что было потом?
Все о детях
Как отучить ребенка «зависать в гаджетах». Проверенный способ от отца троих детейМама жалуется: ребенок «подсел» на 3D-симуляторы. Вредно ли это для детской психики?
Это интересно
Многодетная мама показала, как изменилась ее внешность за 36 часов без снаМагия уборки: лайфхаки от японской «королевы чистоты»
Здоровье
«Наша жизнь ничего не стоит?» Учителя минской школы, где бушует COVID-19, просят о помощиРебенок курит: что делать родителям?
Личный опыт
«Здесь не услышишь выражения „часики тикают“». Психолог сравнила, как живут женщины в Беларуси и США«Чуть не дошло до развода». Мама двоих детей рассказывает, как избежать послеродовой депрессии
Дошколята
Что делать с листьями и каштанами, которые дети тащат домой? Подборка простых идей

Как перевести детей на индивидуальный план, чтобы обучать их дома

08 апреля 2020 года
100

В Беларуси на законодательном уровне не закреплено такое понятие, как «дистанционное образование». Согласно ст. 17 Кодекса об образовании есть понятие о «дистанционной форме», но применимо оно только к учреждениям высшей школы. Однако при необходимости у родителей все же есть возможность организовать обучение своих детей «на удаленке» — по индивидуальному плану.
 

Источник фото: unsplash.com
 

За разъяснениями по теме мы обратились к Светлане Зубрицкой, юристу, спикеру конференций по семейному и альтернативному образованию, автору брошюры о правовом регулировании семейного образования в Беларуси, а также маме четверых детей, трое из которых учатся по индивидуальным планам.

— Для обучения ребенка преимущественно в семье белорусский законодатель предусмотрел «обучение по индивидуальному учебному плану». При этом ребенок продолжает быть учащимся конкретного класса школы, числится в классном журнале, но осваивает программу преимущественно самостоятельно.

Понятие об индивидуальном плане обучения закреплено в постановлении Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011г. №283 — Глава 6 пп.69-74. Документ есть в открытом доступе.



Несмотря на то, что обучение по индивидуальному учебному плану относится к основным правам обучающихся (п.1.5 ст.31 Кодекса), только лишь по желанию родителей перевести ребенка на такой учебный формат нельзя. Светлана поясняет:

— Необходимо наличие одного из предусмотренных частью первой п.6 ст.167 Кодекса об образовании оснований. Первое — это одаренность и талант учащегося. Второе основание — наличие уважительных причин, не позволяющих учащимся постоянно или временно посещать учебные занятия и проходить в установленные сроки аттестацию.

Что может быть уважительной причиной?  

В белорусском законодательстве нет списка обстоятельств, которые могут быть уважительными при решении вопроса о переводе на индивидуальный учебный план. Степень уважительности оценивается директором школы индивидуально. Такими причинами могут быть:

  • частое отсутствие ребенка по семейным обстоятельствам;
  • командировки родителей;
  • участие ребенка в спортивных соревнованиях;
  • частые болезни ребенка;
  • отсутствие у родителей возможности приводить и забирать ребенка вовремя, например, если речь идет о многодетной семье.

Как перейти на индивидуальное обучение

Все гораздо проще, чем может показаться на первый взгляд. Учащийся или его законный представитель должен написать и подать заявление на имя директора школы. В заявлении нужно указать, почему возникла необходимость перевести ребенка на индивидуальный план обучения. Нет определенного шаблона — заявление можно написать в произвольной форме. К заявлению необходимо приложить документы, которые могут служить подтверждением информации, изложенной в заявлении.
 

Источник фото: unsplash.com  


Заявление рассматривается на педсовете. Если принято положительное решение, школа составляет график аттестации с указанием сроков и форм ее проведения и в письменной форме информирует об этом. Как правило, аттестации назначаются 4 раза в год — по одной в четверть.

Что говорят родители про индивидуальные планы

Психологи предупреждают, что изменение привычного режима обучения для школьников может быть стрессовым мероприятием. Вероника Михалко, психолог-консультант по теме альтернативного образования, организатор сообщества "Альтернативное образование в Беларуси" поделилась своим мнением: 

— Обучение по индивидуальному плану плохо подходит как экстренное и кратковременное решение вопроса в сложившихся условиях. Это не только перестройка самого подхода к образованию со стороны ребенка и его родителей, но и перестройка многих семейных процессов. Если ранее вы задумывались о такой альтернативе, изучали вопрос, а эпидемия стала последней каплей — обстоятельства могут помочь. Но налаживать процесс, проходить адаптацию — «расшколивание» — придется в непростых условиях: на фоне тревоги и общего кризиса. Это потребует больших душевных ресурсов, но и позже вернет их вам. Образование в семье сближает родителей с ребенком, улучшает его здоровье и общий настрой, освобождает время для интересов и пространство для маневров, усиливает значимость и авторитет родителей

Ольга Ипатова, мама из Бреста поделилась своим опытом:

— Пару лет назад, когда мой ребенок учился в 3 классе, у меня возникла необходимость перевести его на индивидуальный план обучения. Нам разрешили не посещать школу всю 4 четверть. Классный руководитель разработала план обучения по всем предметам на каждый день. Общение было через мессенджер. На деле мы как будто ходили в школу: каждое рабочее утро мой ребенок садился за учебники, как в школе. Я объясняла новую тему, потом задания в "классе", потом домашние. Фотографировали выполненные упражнения, отправляли учителю, получали отметки и рекомендации. Таким образом мы успешно прошли программу последней четверти 3 класса.

Сергей Корнилов, предприниматель и отец троих сыновей (г. Минск), говорит, что индивидуальный план обучения — это хороший выбор для тех семей, которые осознанно берут на себя ответственность за учебу своего ребенка. Он также считает, что на такую форму обучения спокойно могли бы перейти до 5% школьников Беларуси.

— Если ваш ребенок чем-то серьезно увлекается — дайте шанс и пойдите на риск. Может быть, вы дадите возможность увлечению вырасти в талант. В условиях занятости в школе — это практически невозможно. Мы сделали такой выбор и не ошиблись. Сын уже в 15 лет стал профессиональным программистом, разработчиком, участником и руководителем стартапов.

У Елены Крушевой, мамы троих детей из Минска, двое детей обучаются по индивидуальному плану: сын в 6 классе, дочка в 1-ом.

Вначале требовалось много моего участия в организации режима дня, учебного процесса, планировании и освоении материала. Сейчас сын почти полностью работает самостоятельно. Умеет пользоваться учебниками и вспомогательными пособиями, составляет интеллект-карты, пользуется образовательными онлайн-платформами и обращается к ним по необходимости, понимает, как правильно распределять свои ресурсы в освоении материала и т.д.  Мне остается только проверить в конце четверти готовность к аттестациям: послушать выученные стихи, продиктовать и проверить диктант или изложение. Ну, и конечно, я всегда готова ответить на любой вопрос, помочь при необходимости разобраться в трудной теме.

Дочка Елены училась на примере старшего брата, видела, как организована его учеба, поэтому ей было несложно перенять такую модель.

— Она самостоятельно занимается математикой и письмом — моя задача обеспечить качественными учебными пособиями, направить, помочь, объяснить суть задания, проконтролировать правильность выполнения. Чтением, белорусским языком, предметом «Человек и мир» мы занимаемся вместе. Чтение, письмо и математика — каждый день. Остальное — раз в неделю.

Елена говорит, что ей нравится, как устроен учебный процесс в ее семье. Дети учатся быть самостоятельными, ответственными. Им приходится и с ленью бороться, и с собственными «не хочу и не буду», потому что дома не спишешь. При этом у детей много свободного времени, нет необходимости целый день сидеть за партой: всегда можно сделать перерыв, побегать, поиграть.

Дарья Савчик перевела свою дочь на индивидуальный план обучения в средней школе. Причина — невозможность совмещать интересы ребенка со школой без ущерба ее здоровью.

— Обучение по индивидуальному плану отличается от обычной учебы в школе. Нужно уметь перестроиться и многому научиться. Мне пришлось вложить значительные ресурсы, прежде всего сил и времени для того, чтобы ситуация выровнялась, и я смогла увидеть первые положительные результаты. При этом здоровье моей дочери улучшилось, у нее появилось больше свободного времени, а развитие стало более полноценным.

По словам Дарьи, у такой формы получения образования есть и минусы. Например, если ребенок освоил годовую программу математики и готов к проверке знаний — школа не сможет его аттестовать по математике досрочно, нужно будет сдавать контрольные в течение всего учебного года.

Автор: Наталья Радивилко.

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!


Лучший комментарий
marsi8.04.2020 в 13:32
rebenokby200408:
Год не закроешь, есть 9-11 классы, они выпускные.
Да ладно. Закрыть год было бы самым разумным решением. Определить для родителей темы, которые надо освоить к началу следующего года. И пусть они осваивают хоть до сентября.
9 и 11 в состоянии уже сами обучиться до начала экзаменов.
Аттестовать за год вполне можно по 3-ем четвертям.
Обсуждение
Апрельская8.04.2020 в 9:09
Это не индивидуальный план обучения, это временное не хождение в школу в связи с неблагоприятной эпидситуацией. Написал заявление и все. Это все временно.
А индивидуальное обучение на дому - это совсем другое.
Riddle8.04.2020 в 9:44
Все это конечно прекрасно, но я, например, хожу на работу, удаленки у нас пока нет и неизвестно будет ли. Проходить с ребенком школьную программу, объяснять параграфы поздно вечером после моего рабочего дня идейка так себе. Хотелось бы дистанционного, а не индивидуального обучения.
Апрельская8.04.2020 в 9:55
Riddle,
А дистанционно ваш ребенок занимался бы самостоятельно?
rebenokby2004088.04.2020 в 10:04
Специально зашла написать комментарий.
Как быть родителям которые работают? Если это удаленное обучение, кто будет администратором? Кто настроит детям гаджеты, у всех прекрасные гарнитуры и ниукого не будет фонить?
Индивидуальное, где взять столько времени, сил и здоровья? Ребенок в семье не один, бабушки в такой период не помощники.
Мое мнение, что те кто хочет индивидуалку, тот пусть и идёт по этому пути.
Как долго родители собираются не выпускать детей из квартир? Этот вирус может остаться как грипп, вообще в школу ходить перестанем?
Апрельская8.04.2020 в 10:44
rebenokby200408, этот вирус не навсегда, пик пройдет, ситуация нормализуется и все будет окей. А гулять, как и грипп, он будет. Но чтоб не было пандемии и эпидемии.
Обсуждают сейчас