Сейчас на сайте
Школьная жизнь
Как будут учиться дети, которые в понедельник не пойдут в школу «Все виснет, все ломается». Как настроили дистанционное обучение в российских школах Как дома организовать рабочее место школьнику: полезные советы для родителей
Спорный вопрос
«Солнце манит, но мы стараемся сидеть дома». Можно ли во время эпидемии гулять с детьми?
Здоровье
Клеща можно встретить даже на детской площадке. Педиатр о том, как уберечь ребенка и что делать при Безопасен ли наркоз для лечения зубов у детей? Стоматолог и педиатр отвечают на родительские вопросы Все мечты отошли на второй план. 9-летнему Яну срочно нужна лучевая терапия
Беременность и роды
Беременность и коронавирус: что делать до, во время и после родов
Личный опыт
Познакомилась с мужем в Тиндере, выбрала скромную свадьбу. Инстаблогер и свадебный организатор о лич Как сохранять спокойствие молодым мамам, когда все вокруг говорят про коронавирус? «Было ощущение, что меня вообще нет». Откровения взрослой женщины о сложных отношениях с мамой

Изобретают велосипед? Эксперт о новом этическом кодексе для педагогов

18 февраля 2020 года
3

Министерство образования предложило внедрить этический кодекс в трудовые будни педагогического состава. Эта инициатива вызвала массу вопросов, в том числе у самих педагогов. Вместе с экспертом рассуждаем о том, компетентны ли чиновники в вопросах морали и отличается ли этика педагогов от этики других людей? Но главное  поможет ли этический кодекс в решении насущных проблем образования? 

Этические правила педагогических работников на сайте Министерства образования названы “примерными”, то есть они могут изменяться и дополняться.

Если говорить коротко, от педагогов требуется:

— не обсуждать действия коллег, школьников и родителей;

— своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости;

— спокойно воспринимать критику, уметь признавать свои ошибки;

— избегать конфликтов, не допускать перехода на личности;

— не злоупотреблять служебным положением, не требовать от обучающихся каких-либо услуг, одолжений, вознаграждения за свою работу;

— придерживаться делового стиля одежды;

— проявлять уважение к национальным и семейным традициям учащихся, учитывать их культурные, конфессиональные и иные особенности;

— не допускать размещения в интернете информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию обучающихся;

— не допускать случаев физического, морального и психического насилия по отношению к ребятам, проявлять деликатность и тактичность в оценке успехов (неуспехов) обучающихся;

— не допускать нетактичного вмешательства в личную жизнь коллег, проявления зависти, недоброжелательности, умаления заслуг других педагогических работников.



Специалист по семейному неблагополучию и детско-родительским отношениям Наталья Поспелова 28 лет работала в отечественной  системе образования, имела опыт руководства детским коллективом, в том числе — на позиции классного руководителя. Эксперт убеждена, что, создавая этический кодекс, чиновники Министерства образования пытаются “изобрести велосипед”. И ничего более. 



 

— Жизнь так устроена, что вопросы морали и этики не подлежат регулированию на законодательном уровне,  и этот казус может свести на нет усилия министерских разработчиков.

Положение о Министерстве образования предусматривает, что в задачи ведомства входит утверждение перечней мебели и инвентаря, нормативов по численности и штатам разных учреждений и организаций системы образования. Но разработка нравственных установок среди направлений деятельности образовательного ведомства не просматривается.  

Более того, ныне действующий Кодекс об образовании уже требует от педагога соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, уважать честь и достоинство всех участников образовательного процесса. В Уставе каждого учреждения, Правилах внутреннего распорядка для учащихся и трудового распорядка для работников  уже закреплены этические принципы, благодаря которым поддерживается дисциплина и порядок в учреждении. В этой ситуации предлагаемое этическое новшество будет ничем иным, как свидетельством перегиба в сторону морализаторства  в ущерб качеству работы. Изобретение очередного “велосипеда” к светлому завтра отечественное образование явно никак не приближает.

Чем педагог отличается от сантехника?

Кроме того, не совсем понятно, чем этические нормы  педагогов не сходятся с такими же нормами, предположим, работников жилищно-коммунальной отрасли народного хозяйства, чтобы быть достойными отдельного этического кодекса? 

Может ли сантехник наорать и дернуть за ухо жильца, который своими необдуманными и безответственными действиями затопил подъезд? Может ли учитель сделать тоже самое в отношении ученика, который своим безответственным поведением сорвал урок? 

Почему-то орущий и распускающий руки педагог представляется более отчетливо, чем сантехник. Не в этом ли смысл кодифицирования этических правил именно для педагогов? 

Очередной потемкинский фасад

На мой взгляд, в системе образования имеется ряд годами не решаемых проблем, резонирующих громкими скандалами с участием правоохранительных органов, прокуратуры и суда. 

Будет лучше, если внимание министерских служащих сконцентрируется на поиске содержательных, а не формальных решений. Иначе внедрение этического перечня педагогических догм рискует быть похожим на посмертный макияж, с помощью которого работники морга наводят красоту на лице почившего. 

Образованию не нужен еще один потемкинский фасад, за которым скрываются всякие неприглядности и недоработки, ему нужно системное решение системных проблем.  

Работа педагога такова, что требует постоянного эмоционального донорства. Многие сегодняшние учителя работают на пределе сил, используя ресурсы своей психики. Некоторые, вместо того, чтобы держать удар и являть чудеса профессионализма, реагируют на бытовом уровне, выходят из себя, уходят из профессии или психологически деформируются. 

Требования, предъявляемые к качеству образовательных услуг, и условия их оказания находятся в постоянном противоречии по ряду параметров: наполняемость классов, некачественные учебники, бюрократическая и «левая» нагрузка, зашкаливающая ответственность за жизнь  и поведение детей далеко за пределами учебного процесса. 

Если в подобных условиях обязать учителей быть хорошими и поступать этично — не загонит ли это педагогов еще в бОльшую зависимость, беззащитность и беспомощность?   

А как будем наказывать?

Нельзя упустить и вопрос о последствиях нарушения педагогом той или иной нормы этического кодекса. Вот, к примеру, обозвала учительница ученика обидным словом. Если через призму действующего законодательства — тут все просто: свидетели, лингвистическая экспертиза на предмет того, является ли использованное педагогом в адрес ребенка слово непристойным, и административный процесс со всеми вытекающими правовыми последствиями.

Какие инструменты для наказания оступившихся будут предусмотрены этическим кодексом? Общественное порицание? Коллективное осуждение? Стояние у позорного столба или размещение фото оступившегося на сайте учреждения в рубрике «Ими стыдится школа»?  

Зная размах околопедагогической бюрократии, можно предположить, что внедрение этического кодекса повлечет дальнейшие изменения: создание комиссий по этике, заслушивание отчетов комиссий и рассмотрение нарушений на советах этики и морали; подготовка и ознакомление педработников с решениями этического совета под роспись; подписание дополнительных соглашений к контрактам с обязанностями не выходить за этические рамки, предусмотренные кодексом. 

Кроме нравственно цельного председателя комиссии нужен еще секретарь, желательно с высокими моральными стандартами, избираемый путем тайного голосования. Вопрос о том, за счет каких ресурсов будет обеспечиваться торжество морали в отдельно взятом учреждении образования, остается открытым.  

Обязать человека быть хорошим и поступать красиво нельзя. Но создать условия для качественного выполнения каждым педагогом своих профессиональных обязанностей вполне можно. Но для этого вовсе не этический кодекс нужен. 

Если вы хотите поднять волнующую вас тему или поделиться личной историей для статьи, пишите нам на editor@rebenok.by

Рекомендуем

«Появление ребенка — это семейный кризис». Рассказываем, как правильно готовиться к беременности «Суп — это традиция». Гастроэнтеролог о детском питании и случаях, когда родители приходят слишком поздно Фастфуд, переношенная беременность, вторые роды. Почему дети рождаются крупными Воздержание больше четырех дней ухудшает качество сперматозоидов. Как подготовиться к ЭКО Ребенок не хочет спать и сводит вас с ума? Пройдите тест и узнайте, в чем может быть ошибка Когда сделать ЭКО будет так же просто, как сходить в магазин? Интервью с репродуктологом «Мы не обслуживающий персонал». Учителя составили правила поведения для школьников и их родителей О чем важно подумать родителям при обустройстве квартиры? Лайфхаки от эксперта по бытовой технике Мастер-классы для детей в Минске. Готовим пиццу, пряники, рисуем на воде «Если забрать резко, ребенок может начать сосать палец». Разбираемся, когда и как отучать детей от пустышки «Это гонка из родительского тщеславия». Мнение о том, нужно ли детям раннее развитие Лучшие детские лагеря на летних каникулах 2020 Гинеколог рассказал о рисках и преимуществах
беременности после 30
Весенние каникулы 2020. Выбираем детский лагерь Искали на УЗИ опухоль, а нашли ребенка. Белоруски о беременностях, которые стали сюрпризом «Ты же девочка!» Рассказываем, как воспитывать детей без стереотипов Познавательные музеи Минска, где обязательно стоит побывать с детьми ТОП-10 мест, где отметить детский день рождения в Минске «Сначала думали: куда нам детей с 12 метрами в общежитии?». Как белорусы усыновили двух братьев и ни разу не пожалели Без дорогих игрушек и сложного реквизита. 10+ идей, как развлечь детей дома


Обсуждают сейчас