Сейчас на сайте
Новости портала
В 30 лет мама ждет шестого ребенка, но это не мешает ей восхищать поклонников своей внешностьюСестры-близнецы родили детей с разницей в 23 часа
Все о детях
9 ярких образов для детей на лето: оцените усилия стилистовВаша контрацепция, родители, не сработала! Ребенок родился с маминой спиралью в руке
Это интересно
10 проверенных книг для дошкольников: про дружбу, ложь и даже про выборыВсего 15 минут в день — и дома чистота. Советы от «Королевы уборки»
Спорный вопрос
Девушка потратила на пластику 135 тысяч долларов, чтобы стать похожей на куклу Барби
Здоровье
Нужно ли детям давать витамин D летом? Вот что рекомендуют врачи
Личный опыт
Думали рвануть на море в Италию, но отдохнули на Немане. Как семья провела отпуск с детьми в палаткаВ семье решили не бороться с бесплодием и усыновили двух братьев. А потом случилось «чудо»
Психология и воспитание
«Буду кормить хоть до школы!» Зачем женщины прикладывают к груди подросших детей

Могут ли дети учиться без оценок? Эксперимент одной из столичных школ и мнения родителей

19 ноября 2019 года
223

Вокруг школьной системы оценивания не прекращаются споры. Кто-то ностальгирует по пятибалльной, кому-то и десяти мало, а есть и те, кому в принципе не нравится оценивать знания и умения детей цифрами. К ним относится Наталья Стародуб  основатель одного из столичных образовательных заведений, где отказались от отметок. Мы узнали, как оценивают знания в этой школе и готовы ли белорусские родители к таким нововведениям.

Наталья Стародуб убеждена, что оценки учат детей ориентироваться на внешнюю мотивацию, поэтому такая система не эффективна.

— Ребенок изначально теряет возможность ощутить свою потребность. Он очень быстро понимает, что учеба нужна не ему самому, а кому-то другому. Сначала он старается ради отметок, а затем довольно быстро приходит к выводу, что они «ничего не дают», кроме похвалы родителей, и разочаровывается в обучении. Новые знания о мире превращаются в цифры от 1 до 10.

Кроме того, сама система отметок оценивает результат, который не говорит ребенку, как и что можно улучшить, не приглашает к дальнейшему изучению предмета или темы, не предлагает применять полученные знания в жизни.



В школе не отрицают, что оценивать свой рост в разных областях знаний нужно. Вопрос в том, как это делать. Для этого необязательно нужны молчаливые цифры.

— В первом классе нам важно научить ребенка оценивать свой интерес, свои качества, свои достижения. Для этого в конце каждого дня учитель помогает каждому увидеть свой прогресс за сегодня и поставить себе задачи на завтра. Например, у меня аккуратнее получается писать, но я все еще боюсь делать трудные задания, поэтому прошу помогать мне словами поддержки и давать усложненные варианты прописи. А вот это я уже делаю без посторонней помощи, здесь я уже могу помогать другим.
 

Источник фото: архив автора
 

Во втором классе каждый ребенок вносит свои результаты в специальный шаблон и учится оценивать рост своих умений в динамике.

С третьего класса нам важно познакомить детей с принципом создания шкал оценивания. Разных, под конкретные задачи. Вместе мы рассуждаем, зачем нужна объективная оценка. Ведь именно так группа может прийти к единому результату, сверить свои ожидания, чтобы получить ценный для каждого опыт.
 

Источник фото: архив автора
 

Как создать шкалу оценивания для группы? Здесь уже учебная деятельность оценивается и общеобразовательной десятибалльной шкалой, и разработанными самим классом Шкалами. Так мы воспитываем человека, способного в будущем понимать, как оценивается результат, что важно для участников процесса, как это можно измерять. Учим нести ответственность за финальный продукт, а не просто искать экспертов и ждать оценки извне.

Родители о нестандартной схеме 

Мы пообщались с родителями, чьи дети учатся в школе без стандартных оценок от 1 до 10. Нам было интересно, всем ли по душе такой подход.

Анна, мама второклассницы:

— Моя дочка перешла во второй класс, она только в самом начале пути ученика. И это здорово, что ее фокус внимания будет не на том, как кто-то со стороны оценивает успехи/неудачи, а как она сама способна оценить то, что делает. Тогда в будущем она будет сравнивать себя не с другими, а с собой вчерашней. Плюс важно то, что сейчас она учится оценивать свои ресурсы. Раньше говорила: «у меня не получается». А теперь все чаще слышу: «у меня не получается, потому что не хватило этого, мешало то, не знаю этого».

Дмитрий, папа третьеклассницы:

— Дочь стала спокойной, перестала спешить и гнаться за оценками. Проверка знаний не страшит, ведь это интересная игра. Очень здорово, что все задания делаются вместе, в классе с учителями и учениками, нет работы на дом. Мне нравится, что ребенок стремится к знаниям, а не к оценкам и первенству. Я считаю, это здорово и эффективно.
 

Татьяна, мама третьеклассника:

— Учиться в школе без оценок, в первую очередь, комфортно детям. Нет боязни перед родителями, что получил 5, а не 9. Нет страха ответить неправильно, есть желание размышлять и высказывать предположения. У родителей отпадает ежедневный вопрос: «Что получил?». И самое главное — у детей и родителей позитивное настроение, ребенок с удовольствием идет в школу.

А что думают другие родители?

Мы побеседовали также с родителями, чьи дети учатся по 10-балльной системе. Чаще всего взрослые не представляют, как можно строить эффективное обучение без отметок.

У Светланы двое детей — учатся во 2-ом и 7-ом классах. Мама признается, что не отдала бы детей в школу без оценок.

— На мой взгляд, при помощи отметок родители, учителя и сами ученики могут оценивать уровень усвоенного материала. Низкий балл — показатель того, что ребенок не усвоил материал или поленился выучить предмет. Возможно, проблема во взаимоотношениях с конкретным учителем

По результатам отметок родители могут определить, на какой предмет стоит сделать упор, а что и без дополнительных нагрузок дается ребенку легко. Хорошее усвоение материала, выраженное в высоких оценках, поможет в выборе будущей профессии

Ольга по образованию педагог, у нее трое детей, двое — уже школьники (в 6-ом и 3-ем классах). Отметки в семье все воспринимают спокойно, «гонки» за девятками и десятками нет.

Мама убеждена, что в нашей системе образования отметки невозможно полностью исключить. Школа «заточена» на оценивание того, как ребенок усвоил то, что говорили на уроке. При этом относиться к ним нужно спокойнее, советует собеседница.

— Раньше оценка была показателем успешности. Сегодня красный диплом не показатель. Аттестат с отличием в половине случаев — причина неврозов у детей, у родителей, которые «поступают» своих детей, и у учителей, которым нельзя испортить статистику и показатель успеваемости по школе.

Лично я специально дневник не терзаю. Могу отметки за неделю просмотреть, когда подписываю. Иногда дети сами говорят, что получили. За плохие отметки никогда не ругаю. При этом в традиционной школе сегодня без оценок пока обойтись нереально, на мой взгляд.

Автор: Наталья Колесникович

А как вы думаете, можно ли хорошо учиться без оценок?

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!


Обсуждают сейчас