Сейчас на сайте
Новости портала
В школе раздали бумаги, где мелким шрифтом прописаны обязанности родителей. Подписывать или нет?«Мы против насилия и жестокости». Многодетные мамы записали обращение к властям
Все о детях
Пара хотела второго ребенка, а получилось сразу пять. У отца даже началась депрессия
Это интересно
«Сон в продленке — сплошное мучение». Можно ли отказаться от тихого часа в саду и школе?9 способов пресечь плохое поведение ребенка, не прибегая к наказаниям
Фотофакт
6-месячный ребенок прокатился на водных лыжах. И это не единственный экстрим в его жизни!
Спорный вопрос
«В каждом классе есть заболевшие». Родители не понимают, почему школы не закрывают на карантин«Что сыну делать после уроков? Сидеть на ступеньках?» Могут ли школьников оставить без продленки
Беременность и роды
«Звучит жестоко, но иногда это естественный отбор». Акушер-гинеколог о причинах выкидышейБандаж во время беременности и после родов: кому нужен и зачем? Объясняет акушер-гинеколог

Могут ли дети учиться без оценок? Эксперимент одной из столичных школ и мнения родителей

19 ноября 2019 года
223

Вокруг школьной системы оценивания не прекращаются споры. Кто-то ностальгирует по пятибалльной, кому-то и десяти мало, а есть и те, кому в принципе не нравится оценивать знания и умения детей цифрами. К ним относится Наталья Стародуб  основатель одного из столичных образовательных заведений, где отказались от отметок. Мы узнали, как оценивают знания в этой школе и готовы ли белорусские родители к таким нововведениям.

Наталья Стародуб убеждена, что оценки учат детей ориентироваться на внешнюю мотивацию, поэтому такая система не эффективна.

— Ребенок изначально теряет возможность ощутить свою потребность. Он очень быстро понимает, что учеба нужна не ему самому, а кому-то другому. Сначала он старается ради отметок, а затем довольно быстро приходит к выводу, что они «ничего не дают», кроме похвалы родителей, и разочаровывается в обучении. Новые знания о мире превращаются в цифры от 1 до 10.

Кроме того, сама система отметок оценивает результат, который не говорит ребенку, как и что можно улучшить, не приглашает к дальнейшему изучению предмета или темы, не предлагает применять полученные знания в жизни.



В школе не отрицают, что оценивать свой рост в разных областях знаний нужно. Вопрос в том, как это делать. Для этого необязательно нужны молчаливые цифры.

— В первом классе нам важно научить ребенка оценивать свой интерес, свои качества, свои достижения. Для этого в конце каждого дня учитель помогает каждому увидеть свой прогресс за сегодня и поставить себе задачи на завтра. Например, у меня аккуратнее получается писать, но я все еще боюсь делать трудные задания, поэтому прошу помогать мне словами поддержки и давать усложненные варианты прописи. А вот это я уже делаю без посторонней помощи, здесь я уже могу помогать другим.
 

Источник фото: архив автора
 

Во втором классе каждый ребенок вносит свои результаты в специальный шаблон и учится оценивать рост своих умений в динамике.

С третьего класса нам важно познакомить детей с принципом создания шкал оценивания. Разных, под конкретные задачи. Вместе мы рассуждаем, зачем нужна объективная оценка. Ведь именно так группа может прийти к единому результату, сверить свои ожидания, чтобы получить ценный для каждого опыт.
 

Источник фото: архив автора
 

Как создать шкалу оценивания для группы? Здесь уже учебная деятельность оценивается и общеобразовательной десятибалльной шкалой, и разработанными самим классом Шкалами. Так мы воспитываем человека, способного в будущем понимать, как оценивается результат, что важно для участников процесса, как это можно измерять. Учим нести ответственность за финальный продукт, а не просто искать экспертов и ждать оценки извне.

Родители о нестандартной схеме 

Мы пообщались с родителями, чьи дети учатся в школе без стандартных оценок от 1 до 10. Нам было интересно, всем ли по душе такой подход.

Анна, мама второклассницы:

— Моя дочка перешла во второй класс, она только в самом начале пути ученика. И это здорово, что ее фокус внимания будет не на том, как кто-то со стороны оценивает успехи/неудачи, а как она сама способна оценить то, что делает. Тогда в будущем она будет сравнивать себя не с другими, а с собой вчерашней. Плюс важно то, что сейчас она учится оценивать свои ресурсы. Раньше говорила: «у меня не получается». А теперь все чаще слышу: «у меня не получается, потому что не хватило этого, мешало то, не знаю этого».

Дмитрий, папа третьеклассницы:

— Дочь стала спокойной, перестала спешить и гнаться за оценками. Проверка знаний не страшит, ведь это интересная игра. Очень здорово, что все задания делаются вместе, в классе с учителями и учениками, нет работы на дом. Мне нравится, что ребенок стремится к знаниям, а не к оценкам и первенству. Я считаю, это здорово и эффективно.
 

Татьяна, мама третьеклассника:

— Учиться в школе без оценок, в первую очередь, комфортно детям. Нет боязни перед родителями, что получил 5, а не 9. Нет страха ответить неправильно, есть желание размышлять и высказывать предположения. У родителей отпадает ежедневный вопрос: «Что получил?». И самое главное — у детей и родителей позитивное настроение, ребенок с удовольствием идет в школу.

А что думают другие родители?

Мы побеседовали также с родителями, чьи дети учатся по 10-балльной системе. Чаще всего взрослые не представляют, как можно строить эффективное обучение без отметок.

У Светланы двое детей — учатся во 2-ом и 7-ом классах. Мама признается, что не отдала бы детей в школу без оценок.

— На мой взгляд, при помощи отметок родители, учителя и сами ученики могут оценивать уровень усвоенного материала. Низкий балл — показатель того, что ребенок не усвоил материал или поленился выучить предмет. Возможно, проблема во взаимоотношениях с конкретным учителем

По результатам отметок родители могут определить, на какой предмет стоит сделать упор, а что и без дополнительных нагрузок дается ребенку легко. Хорошее усвоение материала, выраженное в высоких оценках, поможет в выборе будущей профессии

Ольга по образованию педагог, у нее трое детей, двое — уже школьники (в 6-ом и 3-ем классах). Отметки в семье все воспринимают спокойно, «гонки» за девятками и десятками нет.

Мама убеждена, что в нашей системе образования отметки невозможно полностью исключить. Школа «заточена» на оценивание того, как ребенок усвоил то, что говорили на уроке. При этом относиться к ним нужно спокойнее, советует собеседница.

— Раньше оценка была показателем успешности. Сегодня красный диплом не показатель. Аттестат с отличием в половине случаев — причина неврозов у детей, у родителей, которые «поступают» своих детей, и у учителей, которым нельзя испортить статистику и показатель успеваемости по школе.

Лично я специально дневник не терзаю. Могу отметки за неделю просмотреть, когда подписываю. Иногда дети сами говорят, что получили. За плохие отметки никогда не ругаю. При этом в традиционной школе сегодня без оценок пока обойтись нереально, на мой взгляд.

Автор: Наталья Колесникович

А как вы думаете, можно ли хорошо учиться без оценок?

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!


Лучший комментарий
Каркуша218119.11.2019 в 9:09
В нашей системе, наверное, без отметок дети учится не смогут - им нужен "волшебный пендаль", они слишком долго живут в системе. А вот с первого класса если начинать, то наверное, дети смогут, родители некоторые нормально к этому отнесутся, а вот учителя-вряд ли. Сколько раз поднимался вопрос о том, чтобы сделать физкультуру, музыку, ИЗО без отметок? Учителя категорически против! Дети перестанут стараться на их уроках! Предметы потеряют свою "значимость"! Идея учебы без отметок очень хорошая, но у нас не сработает. И в любом случае промежуточный контроль знаний должен быть. Хотя бы в процентном соотношении - на сколько процентов ученик усвоил материал за определенный период.
Обсуждение
Каркуша218119.11.2019 в 9:09
В нашей системе, наверное, без отметок дети учится не смогут - им нужен "волшебный пендаль", они слишком долго живут в системе. А вот с первого класса если начинать, то наверное, дети смогут, родители некоторые нормально к этому отнесутся, а вот учителя-вряд ли. Сколько раз поднимался вопрос о том, чтобы сделать физкультуру, музыку, ИЗО без отметок? Учителя категорически против! Дети перестанут стараться на их уроках! Предметы потеряют свою "значимость"! Идея учебы без отметок очень хорошая, но у нас не сработает. И в любом случае промежуточный контроль знаний должен быть. Хотя бы в процентном соотношении - на сколько процентов ученик усвоил материал за определенный период.
Лилит_zaraza19.11.2019 в 9:42
Сейчас оценки не являются показателем хороших знаний. Ну не могут слабые учителя дать эти самые знания! У племянницы по физике 9-10, при этом знаний по предмету очень мало. Приходится с ней заниматься, что бы не упустить! Да и в мои школьные годы физик, географ и учитель информатики были ни о чем!
Есть ещё момент занижения оценок из-за исправлений, предвзятого отношения и личного мнения учителя.
bars100619.11.2019 в 10:49
Как показывает практика, вопрос о том, чтобы сделать те или иные предметы без отметок поднимают родители тех детей, у которых по этим предметам совсем печальные дела - ну т, е. на 4-5 еле еле выходят. Хватит уже под слабых подстраиваться - хватит того, что программу упростили значительно, да ещё и ЦТ + экзамены в гимназии отменили в угоду тем слабым
bars100619.11.2019 в 10:58
Лилит_zaraza:
Сейчас оценки не являются показателем хороших знаний. Ну не могут слабые учителя дать эти самые знания! У племянницы по физике 9-10, при этом знаний по предмету очень мало. Приходится с ней заниматься, что бы не упустить! Да и в мои школьные годы физик, географ и учитель информатики были ни о чем!
Есть ещё момент занижения оценок из-за исправлений, предвзятого отношения и личного мнения учителя.
Какой бы ни был учитель, он вынужден эти 9-10-ки ставить. Почему? Потому что, если будет ставить объективно, то получится такая картина, что выше 6 никто в классе получать не будет, а тут сразу же к учителю появится много вопросов от руководства и вышестоящих:
1. Раз оценки низкие, то рейтингу школы минус, а это в свою очередь минус к финансированию. Что получится? Учителя лишают всех премий и пр. доплат.
2. Много жалоб со стороны родителей, особенно 11-классников, а с учётом нынешних изменений и 9-классников (в 10-11 классы только со средним баллом по аттестату 7+ берут). А не будет 10-11 класса - пацанов в армию заберут. Ну а в случае 11 класса аттестат в равной степени с ЦТ учитывается при формировании итогового балла. Вот поэтому яжематери большой шум устроят, чтобы выжить такого нехорошего, занижающего по их мнению, оценки их гениям.
3. У нас какой подход? Правильно, если оценки низкие, то это ты - плохой учитель, не способный научить, а то, что класс реально слабый, об этом никто и задумываться не будет.
4. 2 раза вы неделю на физику катастрофически мало - нереально за такое количество времени разобрать нормально практическую составляющую той или иной темы. Но кто это слушать будет? Правильно, никто.
Yana198119.11.2019 в 12:30
Каркуша2181:
Сколько раз поднимался вопрос о том, чтобы сделать физкультуру, музыку, ИЗО без отметок? Учителя категорически против! Дети перестанут стараться на их уроках! Предметы потеряют свою "значимость"! Идея учебы без отметок очень хорошая, но у нас не сработает.
Так у нас же нет оценок по ИЗО, труду, физре и музыке в начальных классах.
Обсуждают сейчас