Сейчас на сайте
Все о детях
У многодетной мамы забрали ребенка. Она считает, это из-за активизма. В приюте другая информацияНе только кашель и температура. Чем коронавирус опасен для детей?
Это интересно
Мама делает смешные фото, показывающие реальную сторону материнстваПравило «зеленой ручки»: почему родителям важно о нем знать
Спорный вопрос
«Что сыну делать после уроков? Сидеть на ступеньках?» Могут ли школьников оставить без продленки Могут ли родителей наказать за то, что они отказываются прививать ребенка от гриппа?
Беременность и роды
Бандаж во время беременности и после родов: кому нужен и зачем? Объясняет акушер-гинеколог Что нужно взять в роддом и как настроиться перед отъездом? Спросили у многодетной мамы10 причин наслаждаться беременностью
Готовимся к школе
«Дети могут не понимать около 50% слов в тексте». Неочевидная причина плохих оценок в школе
Личный опыт
Мама восьмерых детей рассказала о плюсах и минусах многодетной семьи

«Нас загнали в жесткие рамки». Учителя честно рассказали, какие изменения нужны белоруской школе

18 ноября 2019 года
18

Многие белорусские родители жалуются, что школа не дает нужного уровня знаний для сдачи ЦТ и поступления в ВУЗы. Что по этому поводу думают учителя? Поговорили с педагогами и узнали, каких изменений в сфере образования они сами ждут с нетерпением. И вот что способно улучшить качество преподавания в школе, по мнению учителей.
 

Источник фото: unsplash.com
 

1. Дать учителям больше свободы

Сергей Цимашук, учитель физики и информатики сельской школы:

— Белорусского учителя «загнали» в очень жесткие рамки, установленные программой: на каждую определенную тему он должен потратить строго оговоренное время. И это не всегда хорошо. Я считаю, что учитель должен сам видеть и решать, сколько времени нужно потратить на тот или иной вопрос.

Иногда на одну тему хватает одного занятия, а не двух, как стоит в программе. И наоборот: дети порой не успевают усвоить тему за установленные в программе часы. В таких случаях у учителя должна быть возможность увеличить количество часов на непонятную детям тему, ориентируясь на потребности школьников.



2. Убрать лишнюю социальную нагрузку

Юлия Некраш, учитель белорусского языка и литературы школы г. Минска:

— Учитель способен эффективно работать только тогда, когда у него есть время на самообразование. А на сегодняшний момент у учителя слишком большая социальная нагрузка. Он должен выполнить много лишней работы, которая отвлекает его от учебного процесса.

Во-первых, это «всеобуч». Учителю дают конкретный участок района, и он ходит по квартирам, уточняет, где учатся дети. Во-вторых, это выборы, которые ложатся на плечи школы. И в-третьих, классное руководство.

3.  Выделить отдельную профессию классного руководителя

— Я считаю, что стоит разделить классное руководство и преподавание предметов. Возможно, это многим покажется утопией, но мне кажется, что это должны быть два разных человека. В таком случае учитель работал бы эффективнее. К тому же, часто случается, что талантливый преподаватель становится ужасным классным руководителем (ведь на двух стульях усидеть невозможно).

Сейчас у нас работа классного руководителя вторична (всего 5 часов в неделю). Увы, учитель-предметник не может уделить ей столько внимания, сколько нужно. И это плохо с учетом того, что в последние годы увеличивается количество детей с психологическими проблемами и социальным аутизмом. Поэтому мне кажется, что стоит создать отдельную профессию классного руководителя.

4. Увеличить количество часов на предметы ЦТ

Юлия Атращенко, учитель белорусского языка и литературы:

— Я бы ввела больше часов в 10-11 классе по тем предметам, по которым дети сдают ЦТ. Это важно, чтобы ребенок мог полноценно подготовиться к сдаче экзаменов для поступления в вуз. Тогда отпадет необходимость нанимать дорогих репетиторов, на что сейчас часто жалуются белорусские родители.

5. Заменить старые формы контроля знаний

Галина Сухова Галина, учитель-методист гимназии г. Витебска:

— Часто школьных учителей обвиняют в том, что они не готовят детей к ЦТ. Почему так происходит? Потому что зачастую учителя «передают» знания детям, а они должны давать инструменты для получения новых знаний, поскольку основная цель школы — научить учиться.

Исправить ситуацию поможет изменение подходов к подаче и контролю знаний. Для этого важно не только внести изменения в методику преподавания, но и дать учителям возможность повышать свою квалификацию и обмениваться опытом. Не надо специальных курсов, достаточно просто придумать продуктивные формы обмена педагогическими наработками и идеями.
 

Источник фото: unsplash.com
 

Важно изменить формы контроля знаний, поскольку многие из них уже устарели и не имеют преемственности. Например, по языкам в начальной школе дети пишут диктант, в средней — делают пересказ, а для поступления в университет — сдают ЦТ.

Важно, чтобы новые формы контроля проверяли знания не по каждому отдельному предмету, а определяли, умеет ли ребенок применять свои знания на практике, получать решения на стыке нескольких предметов, делать выводы.

6. Обучить педагогов работе с новым оборудованием

Анжелика Мещерякова, старший преподаватель академии последипломного образования, научный консультант проекта по внедрению STEM-технологии в школы Беларуси):

— Если происходит закупка техники и оборудования для школ, то необходимо проводить обучение педагогов, чтобы те могли работать с этой техникой и методически грамотно встраивать ее в процесс обучения. Нельзя исходить из посыла, что самое главное — это техника, а учителя разберутся сами. Необходимо проводить курсы и организовывать сообщества, в которых педагоги смогут делиться своими идеями и наработками.

Дополняет коллегу Юлия Некраш, учитель белорусского языка и литературы школы г. Минска:

— В идеале учитель должен решать, какое оборудование ему необходимо для работы, а не руководство школы навязывать ему технику. Иначе она будет стоять незадействованной. Простой пример: сейчас все школы увешаны дорогущими интерактивными досками, но активно ими никто не пользуется.

7. Внедрять междисциплинарное обучение

Татьяна Богданович, учитель физики гимназии г. Бобруйска:

— В наших школах не хватает качественного междисциплинарного обучения. Учат каждому предмету по отдельности, а ведь основная задача школы — подготовить детей к будущему, в котором нужно будет применять все знания интегрированно.

Сейчас популярность набирает так называемое STEM-образование — интеграция науки, современных технологий, инженерии и математики. Это помогает привить детям любовь к естественнонаучным предметам и научиться применять свои знания на практике. И было бы неплохо, если бы эту методику обучения стали повсеместно практиковать в белорусских школах.

Автор: Ирина Ивлиева

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!


Обсуждение
Andkr18.11.2019 в 15:12
Главное, что экзамены в 5-е классы гимназий отменили, все остальное несущественно...
bars100619.11.2019 в 11:19
Andkr:
Главное, что экзамены в 5-е классы гимназий отменили, все остальное несущественно...
А то, что учителя вместо того, чтобы заниматься своими непосредственными обязанностями, вынуждены толстую кипу бумажек рисовать и по квартирам ходить, это существенно или нет?
Andkr19.11.2019 в 11:44
bars1006:
Andkr:
Главное, что экзамены в 5-е классы гимназий отменили, все остальное несущественно...
А то, что учителя вместо того, чтобы заниматься своими непосредственными обязанностями, вынуждены толстую кипу бумажек рисовать и по квартирам ходить, это существенно или нет?
Конечно, это не дело. Там сарказм был.
Мимо проходила19.11.2019 в 20:18
bars1006:
Andkr:
Главное, что экзамены в 5-е классы гимназий отменили, все остальное несущественно...
А то, что учителя вместо того, чтобы заниматься своими непосредственными обязанностями, вынуждены толстую кипу бумажек рисовать и по квартирам ходить, это существенно или нет?
Это вообще маразм.
Мимо проходила19.11.2019 в 20:24
Вот посыл статьи какой? Учителя честно рассказали, хорошо. Но это мы уже не раз слышали, и сами понимаем, что все совсем не хорошо в датском королевстве зачеркнуто в белорусской школе.
Дальше что? Какие выводы сделали в Министерстве Образования? Какие меры приняли и услышали ли учителей? Или господин Карпенко думу-думает, как абитуриентов не пустить в магистратуры-аспирантуры и загнать в армию? Ему же армия важнее, правда же?
Обсуждают сейчас