Сейчас на сайте
Новости портала
В 30 лет мама ждет шестого ребенка, но это не мешает ей восхищать поклонников своей внешностьюСестры-близнецы родили детей с разницей в 23 часа
Все о детях
9 ярких образов для детей на лето: оцените усилия стилистовВаша контрацепция, родители, не сработала! Ребенок родился с маминой спиралью в руке
Это интересно
10 проверенных книг для дошкольников: про дружбу, ложь и даже про выборыВсего 15 минут в день — и дома чистота. Советы от «Королевы уборки»
Спорный вопрос
Девушка потратила на пластику 135 тысяч долларов, чтобы стать похожей на куклу Барби
Здоровье
Нужно ли детям давать витамин D летом? Вот что рекомендуют врачи
Личный опыт
Думали рвануть на море в Италию, но отдохнули на Немане. Как семья провела отпуск с детьми в палаткаВ семье решили не бороться с бесплодием и усыновили двух братьев. А потом случилось «чудо»
Психология и воспитание
«Буду кормить хоть до школы!» Зачем женщины прикладывают к груди подросших детей

«Папа орал из-за четверок, за тройки бил». Как родители формируют нервное отношение детей к оценкам?

14 ноября 2019 года
76

В последнее время все чаще можно услышать истории о том, как дети расстраиваются из-за оценок, плачут и даже уходят из дома. Порой такое случается у внешне благополучных семей. Что может за этим стоять? Всегда ли тому виной строгие родители? Поговорили с педагогами и психологом и узнали, каким поведением родители формируют нервное отношение детей к оценкам?

Источник фото: unsplash.com
 

Из школы можно было приносить только пятерки

Некоторые родители требуют только отличных оценок от ребенка. В такой семье выросла Татьяна. Героиня рассказывает: до школы у нее было обычное детство. Папа всегда был строгим, но любил ее.

— С первого класса начался мой персональный ад. Из школы можно было приносить только пятерки, из-за четверки он орал, за тройки бил ремнем.

Начальную школу Татьяна закончила с похвальным листом, но только потому, что учеба давалась ей легко.

— Но, как у каждого ребенка, у меня случались неудачи. Особенно досадно было от того, что учительница начальных классов меня не любила, знала мою ситуацию дома и все равно придиралась и, по возможности, занижала оценки.

Героиня признается, что со страхом ждала возвращения отца с работы.

— Самое ужасное, наверное, — это не наказание, а ожидание. Приходишь со школы с четверкой или тройкой, знаешь, что отец будет дома в 17:15, ждешь его прихода с тяжелой душой и надеешься, что сегодня он не будет сильно кричать. А вдруг будет? Эта неопределенность угнетала.



Четвертый класс Татьяна закончила на отлично, но в следующем учебном году пропустила первую четверть в школе из-за серьезной болезни. Это отразилось на ее успеваемости не в лучшую сторону.

— Из-за болезни я не попала в список отличников, которых тянули на медаль, и в итоге окончила школу с тремя четверками. Помимо этого я занималась плаванием, училась в спортивном классе, и у меня была серьезная нагрузка, но никаких поблажек мне не делалось, а хороший результат нужен был везде.

Когда Татьяна поступила в институт, ее отец сказал, что в вузе оценки не важны, главное — «корка». Казалось бы, можно расслабиться, но героиня уверена, что строгое отношение отца к школьным оценкам сильно повлияло на всю ее дальнейшую жизнь.

— Во-первых, как только на меня повышали голос, я сразу начинала плакать. Во-вторых, боязнь неудач и ошибок привела к тому, что мне стало проще избегать чего-то и не делать, чем делать и ошибаться.

Чем больше я старалась, тем хуже получалось

Татьяна говорит, что всего этого она не замечала, пока не устроилась на предпоследнее место работы. Она без посторонней помощи разобралась в новой деятельности, выполняла большое количество обязанностей исправно, но так было до первой ошибки.
 

Источник фото: unsplash.com
 

— Мои успехи и достижения оставались незамеченными руководством и воспринимались как само собой разумеющееся. Но стоило мне однажды в договоре сделать ошибку, как директор сразу устроил разбирательство. Это было настолько унизительно, что мне, взрослому человеку, нужно было оправдываться, как будто я сделала это специально или сама не понимаю, что не нужно допускать ошибки. Но самое ужасное — ощущение ожидания и неопределенности из детства всплыло, нахлынуло на меня и накрыло. И потом стало происходить непонятное: я начала «косячить», конечно, не специально, но чем больше я старалась, тем хуже получалось. В итоге, я уволилась.

Сейчас Татьяна работает в другой организации. На собеседовании женщина честно рассказала директору о своей проблеме.

— В период испытательного срока у меня случались «косяки», но директор не акцентировал на них внимания и хвалил меня за хорошо выполненную работу. Сейчас, спустя 8 месяцев, я спокойна и уверена, ошибок практически не случается.

С его способностями на семерки можно учиться, не открывая учебник

У Татьяны двое детей. Младшая дочь учится в третьем классе по мере своих способностей, и маму устраивают средние результаты дочери. Но за сына-шестиклассника Татьяна переживает, так как в случае непоступления в вуз, ему грозит армия. Начальную школу, по словам мамы, он окончил хорошо, но в прошлой четверти получил тройку по географии и пятерку по математике.
 

Источник фото: unsplash.com
 

— Врать не буду, меня это огорчает. Периодически прессую его разговорами о будущем. Это не сильно помогает, но кричать и наказывать особого смысла не вижу. Возмущаюсь не оценками, а тем, что с его способностями на семерки можно учиться, не открывая учебник. Если бы не армия, я бы вообще не волновалась из-за оценок.

Не нормально, что ребенок должен заработать успех и себе, и маме

Валентина Чекан, педагог, соучредитель частной школы STEAM, считает, что отношение детей к оценкам, чаще всего, формируется родителями.

— Если у родителей есть определенные ожидания или для них сама по себе важна оценка, соответственно, дети будут таким же образом относиться к этому. Что в приоритете у родителей, примерно то будет и у детей.

Родители могут говорить, что им не нужны оценки, но при этом ждать соответствия каким-то эталонам. Бывает, для родителей внешний успех важнее, чем состояние ребенка. Такие трансляции происходят все равно от родителей, и они формируют отношение ребенка ко всему. Ребенок понимает, что ему нужны хорошие оценки, чтобы его любили или чтобы получать какие-то жизненные блага.

Я часто слышу высказывания от детей, что «родителям важны только оценки, а я сам не важен». Или «если я все сделаю правильно, родители от меня отстанут, а я смогу заниматься чем-то другим».

Этого очень много, особенно среди «условно-благополучных» детей. Я их так называю, потому что внешнее проявление благополучия есть (дети одеты, обуты, родители ими занимаются в меру своих представлений, как это надо делать), но либо нет контакта или доверия между ребенком и родителями, либо любовь родителей условная. 

Мне кажется, тревоги относительно оценок у детей становится все больше, потому что в обществе присутствует общая нацеленность взрослых на «успех» и гонка за внешними проявлениями успешности. Это никого не делает здоровее, детей — тем более.
 

Источник фото: unsplash.com
 

Нервная погоня за оценками любого рода влияет на процесс взаимодействия с ребенком, потому что в такой ситуации родители очень часто реализовывают свои амбиции через детей. Например, мама — среднестатистический офисный сотрудник, зато она считает себя хорошей матерью. Это значит, что ребенок должен обязательно заниматься гимнастикой с трех лет, невзирая ни на что. Своей жизни у мамы нет, но есть включенность в ребенка за двоих.

Я не против того, чтобы дети занимались чем-то и достигали чего-то. Но я против, когда успех ребенка равняется маминому. Не нормально, что ребенок должен заработать успех и себе, и маме.

У некоторых детей нет умения пережить неудачу

Елена Михаленко, учитель физики, говорит, что родителям и учителям важно общаться, чтобы найти причину тревожности у ребенка из-за оценок.

— Если это у ребенка к себе высокие требования, все равно возникает вопрос — почему? Он хочет высокую оценку или он привык быть самым лучшим и не может смириться с тем, что у него что-то не получилось? У некоторых детей нет умения пережить неудачу. Для них плохая (или даже средняя) отметка, проигрыш в конкурсе, в игре — целая трагедия. От собственного перфекционизма дети сами очень страдают.

Все это можно заметить у ребенка еще в начальной школе. В этот период большинство родителей постоянно общаются с учителем. Опытный учитель из разговора всегда поймет, прессуют ли родители ребенка за отметки, поощряют ли его стремление быть самым лучшим, или они относятся к отметкам спокойно, а ребенок сам нагнетает (маленькие манипуляторы иногда родителям рассказывают, какой грозный учитель, а учителю — о строгости родителей, вымогая от одних помощь в подготовке заданий, у других — отметки повыше).
 

Источник фото: unsplash.com
 

Если родители адекватные и доброжелательные к своему ребенку, спокойные к отметкам, а ребенок нагнетает, тогда его надо переключать на что-то другое, показать ему те виды деятельности, где он был хорош. Ребенку нужно прививать мысль, что он не будет лучшим во всем. Кто-то лучший в музыке, кто-то — в математике, кто-то — в рисовании, а кто-то лучший не в учебе, а в чем-то еще. Но его не меньше любят, независимо от успехов и отметок.

Родительские установки не всегда сказываются на ребенке положительно

Татьяна Пимкова, психолог, директор учреждения дополнительного образования взрослых «Адукацыя Фэст», рассказывает, как родители могут повлиять на нервное отношение детей к оценкам. И не всегда через крик и наказание.

— Каждый из нас, родителей, мечтает о том, чтобы наши дети выросли счастливыми и успешными. И во главу угла достаточно часто мамы и папы ставят школьные оценки. Десятки — успех в будущем обеспечен, а вот шестерки — это почти крах!

Из своей практики могу отметить, что родительские установки в этом вопросе разнообразны. И, к сожалению, не всегда сказываются на ребенке положительно. Приведу несколько примеров наиболее распространенных негативных реакций со стороны родителей.

На кону «Оценка восемь и ниже»:

1. Крик, наказание (иногда может быть и физическим в виде подзатыльника, например), угрозы.
 

Источник фото: unsplash.com
 

Примеры из практики: «Будешь плохо учиться, отвезу в детский дом! А там голодно, холодно и милиция на улицу не выпускает», «Ты не понимаешь, что позоришь нашу семью?! У нас все учились на отлично!».

2. Укоризненный взгляд, покачивание головой «ай-яй-яй», демонстративно обиженно-огорченное поведение и так раз за разом.

Примеры из практики: «А что тут радоваться, если ты две семерки сегодня принесла», «Не хочу ужинать, нет настроения из-за тебя и твоих оценок» и самый жесткий способ — показательное безразличие к ребенку и молчание в ответ на его вопросы.

3. Всеобщая тенденция во всем (оценки эта волна тоже захватила) — ты должен быть лучше всех, много знать, быстро выполнять, выше всех прыгать (но не ниже точно!)! Ты можешь, ведь ты лучший!

Примеры из практики: «Почему восемь, а не десять? Ты можешь на десять!», «Что значит, Иванов быстрее добежал? Ты лучший в беге!», «Ты самая умная девочка в мире! Поэтому ниже десяти и девяти тебе получать нельзя!»

Казалось бы, три абсолютно разные реакции, а воздействие на детей примерно одинаковое. И, как следствие, можно получить целый «букет» — страх идти домой, страх наказания, нарушение сна, аппетита, реальные или мнимые заболевания (боли в животе, головные боли, тошнота), тики, потеря уверенности в себе (я не такой, как представляют себе родители), ложь, агрессивное поведение дома (лучшая защита — это нападение) или постоянные протесты, снижение мотивации к учебе и т. д.

Перечисленные выше реакции — это те модели поведения, которые точно необходимо вычеркнуть из жизни семьи. Вместо «Что получил сегодня в школе?» спрашивать «Как прошел день? Что нового?», вместо немого укора — улыбнуться и приобнять ребенка, вместо безразличия — вдвоем прогуляться по улице или сыграть в настольную игру, вместо крика — пойти с ребенком в спортзал. Во всех этих действиях принятие и поддержка, а это очень важно и ценно для детей!

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!


Обсуждают сейчас