Сейчас на сайте
Новости портала
В школе раздали бумаги, где мелким шрифтом прописаны обязанности родителей. Подписывать или нет?«Мы против насилия и жестокости». Многодетные мамы записали обращение к властям
Все о детях
Пара хотела второго ребенка, а получилось сразу пять. У отца даже началась депрессия
Это интересно
«Сон в продленке — сплошное мучение». Можно ли отказаться от тихого часа в саду и школе?9 способов пресечь плохое поведение ребенка, не прибегая к наказаниям
Фотофакт
6-месячный ребенок прокатился на водных лыжах. И это не единственный экстрим в его жизни!
Спорный вопрос
«В каждом классе есть заболевшие». Родители не понимают, почему школы не закрывают на карантин«Что сыну делать после уроков? Сидеть на ступеньках?» Могут ли школьников оставить без продленки
Беременность и роды
«Звучит жестоко, но иногда это естественный отбор». Акушер-гинеколог о причинах выкидышейБандаж во время беременности и после родов: кому нужен и зачем? Объясняет акушер-гинеколог

«Папа орал из-за четверок, за тройки бил». Как родители формируют нервное отношение детей к оценкам?

76

В последнее время все чаще можно услышать истории о том, как дети расстраиваются из-за оценок, плачут и даже уходят из дома. Порой такое случается у внешне благополучных семей. Что может за этим стоять? Всегда ли тому виной строгие родители? Поговорили с педагогами и психологом и узнали, каким поведением родители формируют нервное отношение детей к оценкам.

Источник фото: unsplash.com
Из школы можно было приносить только пятерки

Некоторые родители требуют только отличных оценок от ребенка. Татьяна рассказывает: до школы у нее было обычное детство. Папа всегда был строгим, но любил ее.

— С первого класса начался мой персональный ад. Из школы можно было приносить только пятерки, из-за четверки он орал, за тройки бил ремнем.

Начальную школу Татьяна закончила с похвальным листом, но только потому, что учеба давалась ей легко.

— Но, как у каждого ребенка, у меня случались неудачи. Особенно досадно было от того, что учительница начальных классов меня не любила, знала мою ситуацию дома и все равно придиралась и, по возможности, занижала оценки.

Героиня признается, что со страхом ждала возвращения отца с работы.

— Самое ужасное, наверное, — это не наказание, а ожидание. Приходишь со школы с четверкой или тройкой, знаешь, что отец будет дома в 17:15, ждешь его прихода с тяжелой душой и надеешься, что сегодня он не будет сильно кричать. А вдруг будет? Эта неопределенность угнетала.

Четвертый класс Татьяна закончила на отлично, но в следующем учебном году пропустила первую четверть в школе из-за серьезной болезни. Это отразилось на ее успеваемости не в лучшую сторону.

— Из-за болезни я не попала в список отличников, которых тянули на медаль, и в итоге окончила школу с тремя четверками. Помимо этого я занималась плаванием, училась в спортивном классе, и у меня была серьезная нагрузка, но никаких поблажек мне не делалось, а хороший результат нужен был везде.

Когда Татьяна поступила в институт, ее отец сказал, что в вузе оценки не важны, главное — «корка». Казалось бы, можно расслабиться, но героиня уверена, что строгое отношение отца к школьным оценкам сильно повлияло на всю ее дальнейшую жизнь.

— Во-первых, как только на меня повышали голос, я сразу начинала плакать. Во-вторых, боязнь неудач и ошибок привела к тому, что мне стало проще избегать чего-то и не делать, чем делать и ошибаться.

Чем больше я старалась, тем хуже получалось

Татьяна говорит, что всего этого она не замечала, пока не устроилась на предпоследнее место работы. Она без посторонней помощи разобралась в новой деятельности, выполняла большое количество обязанностей исправно, но так было до первой ошибки.
 

Источник фото: unsplash.com
 

— Мои успехи и достижения оставались незамеченными руководством и воспринимались как само собой разумеющееся. Но стоило мне однажды в договоре сделать ошибку, как директор сразу устроил разбирательство. Это было настолько унизительно, что мне, взрослому человеку, нужно было оправдываться, как будто я сделала это специально или сама не понимаю, что не нужно допускать ошибки. Но самое ужасное — ощущение ожидания и неопределенности из детства всплыло, нахлынуло на меня и накрыло. И потом стало происходить непонятное: я начала «косячить», конечно, не специально, но чем больше я старалась, тем хуже получалось. В итоге, я уволилась.

Сейчас Татьяна работает в другой организации. На собеседовании женщина честно рассказала директору о своей проблеме.

— В период испытательного срока у меня случались «косяки», но директор не акцентировал на них внимания и хвалил меня за хорошо выполненную работу. Сейчас, спустя 8 месяцев, я спокойна и уверена, ошибок практически не случается.

С его способностями на семерки можно учиться, не открывая учебник

У Татьяны двое детей. Младшая дочь учится в третьем классе по мере своих способностей, и маму устраивают средние результаты дочери. Но за сына-шестиклассника Татьяна переживает, так как в случае непоступления в вуз, ему грозит армия. Начальную школу, по словам мамы, он окончил хорошо, но в прошлой четверти получил тройку по географии и пятерку по математике.

— Врать не буду, меня это огорчает. Периодически прессую его разговорами о будущем. Это не сильно помогает, но кричать и наказывать особого смысла не вижу. Возмущаюсь не оценками, а тем, что с его способностями на семерки можно учиться, не открывая учебник. Если бы не армия, я бы вообще не волновалась из-за оценок.

Ненормально, что ребенок должен заработать успех и себе, и маме

Валентина Чекан, педагог, директор в Ассоциация "Образование для будущего", считает, что отношение детей к оценкам, чаще всего, формируется родителями.

— Если у родителей есть определенные ожидания или для них сама по себе важна оценка, соответственно, дети будут таким же образом относиться к этому. Что в приоритете у родителей, примерно то будет и у детей.

Родители могут говорить, что им не нужны оценки, но при этом ждать соответствия каким-то эталонам. Бывает, для родителей внешний успех важнее, чем состояние ребенка. Такие трансляции происходят все равно от родителей, и они формируют отношение ребенка ко всему. Ребенок понимает, что ему нужны хорошие оценки, чтобы его любили или чтобы получать какие-то жизненные блага.

Я часто слышу высказывания от детей, что «родителям важны только оценки, а я сам не важен». Или «если я все сделаю правильно, родители от меня отстанут, а я смогу заниматься чем-то другим».

Этого очень много, особенно среди «условно-благополучных» детей. Я их так называю, потому что внешнее проявление благополучия есть (дети одеты, обуты, родители ими занимаются в меру своих представлений, как это надо делать), но либо нет контакта или доверия между ребенком и родителями, либо любовь родителей условная. 

Мне кажется, тревоги относительно оценок у детей становится все больше, потому что в обществе присутствует общая нацеленность взрослых на «успех» и гонка за внешними проявлениями успешности. Это никого не делает здоровее, детей — тем более.
 

Источник фото: unsplash.com
Нервная погоня за оценками любого рода влияет на процесс взаимодействия с ребенком, потому что в такой ситуации родители очень часто реализовывают свои амбиции через детей. Например, мама — среднестатистический офисный сотрудник, зато она считает себя хорошей матерью. Это значит, что ребенок должен обязательно заниматься гимнастикой с трех лет, невзирая ни на что. Своей жизни у мамы нет, но есть включенность в ребенка за двоих.

Я не против того, чтобы дети занимались чем-то и достигали чего-то. Но я против, когда успех ребенка равняется маминому. Не нормально, что ребенок должен заработать успех и себе, и маме.

У некоторых детей нет умения пережить неудачу

Елена Михаленко, учитель физики, говорит, что родителям и учителям важно общаться, чтобы найти причину тревожности у ребенка из-за оценок.

— Если это у ребенка к себе высокие требования, все равно возникает вопрос — почему? Он хочет высокую оценку или он привык быть самым лучшим и не может смириться с тем, что у него что-то не получилось? У некоторых детей нет умения пережить неудачу. Для них плохая (или даже средняя) отметка, проигрыш в конкурсе, в игре — целая трагедия. От собственного перфекционизма дети сами очень страдают.

Все это можно заметить у ребенка еще в начальной школе. В этот период большинство родителей постоянно общаются с учителем. Опытный учитель из разговора всегда поймет, прессуют ли родители ребенка за отметки, поощряют ли его стремление быть самым лучшим, или они относятся к отметкам спокойно, а ребенок сам нагнетает (маленькие манипуляторы иногда родителям рассказывают, какой грозный учитель, а учителю — о строгости родителей, вымогая от одних помощь в подготовке заданий, у других — отметки повыше).

Если родители адекватные и доброжелательные к своему ребенку, спокойные к отметкам, а ребенок нагнетает, тогда его надо переключать на что-то другое, показать ему те виды деятельности, где он был хорош. Ребенку нужно прививать мысль, что он не будет лучшим во всем. Кто-то лучший в музыке, кто-то — в математике, кто-то — в рисовании, а кто-то лучший не в учебе, а в чем-то еще. Но его не меньше любят, независимо от успехов и отметок.

Родительские установки не всегда сказываются на ребенке положительно

Татьяна Пимкова, психолог, директор учреждения дополнительного образования взрослых «Адукацыя Фэст», рассказывает, как родители могут повлиять на нервное отношение детей к оценкам. И не всегда через крик и наказание.

— Каждый из нас, родителей, мечтает о том, чтобы наши дети выросли счастливыми и успешными. И во главу угла достаточно часто мамы и папы ставят школьные оценки. Десятки — успех в будущем обеспечен, а вот шестерки — это почти крах!

Из своей практики могу отметить, что родительские установки в этом вопросе разнообразны. И, к сожалению, не всегда сказываются на ребенке положительно. Приведу несколько примеров наиболее распространенных негативных реакций со стороны родителей.

1. Крик, наказание (иногда может быть и физическим в виде подзатыльника, например), угрозы.

Примеры из практики: «Будешь плохо учиться, отвезу в детский дом! А там голодно, холодно и милиция на улицу не выпускает», «Ты не понимаешь, что позоришь нашу семью?! У нас все учились на отлично!».

2. Укоризненный взгляд, покачивание головой «ай-яй-яй», демонстративно обиженно-огорченное поведение и так раз за разом.

Примеры из практики: «А что тут радоваться, если ты две семерки сегодня принесла», «Не хочу ужинать, нет настроения из-за тебя и твоих оценок» и самый жесткий способ — показательное безразличие к ребенку и молчание в ответ на его вопросы.

3. Всеобщая тенденция во всем (оценки эта волна тоже захватила) — ты должен быть лучше всех, много знать, быстро выполнять, выше всех прыгать (но не ниже точно!)! Ты можешь, ведь ты лучший!

Примеры из практики: «Почему восемь, а не десять? Ты можешь на десять!», «Что значит, Иванов быстрее добежал? Ты лучший в беге!», «Ты самая умная девочка в мире! Поэтому ниже десяти и девяти тебе получать нельзя!»

Казалось бы, три абсолютно разные реакции, а воздействие на детей примерно одинаковое. И, как следствие, можно получить целый «букет» — страх идти домой, страх наказания, нарушение сна, аппетита, реальные или мнимые заболевания (боли в животе, головные боли, тошнота), тики, потеря уверенности в себе (я не такой, как представляют себе родители), ложь, агрессивное поведение дома (лучшая защита — это нападение) или постоянные протесты, снижение мотивации к учебе и т. д.

Перечисленные выше реакции — это те модели поведения, которые точно необходимо вычеркнуть из жизни семьи. Вместо «Что получил сегодня в школе?» спрашивать «Как прошел день? Что нового?», вместо немого укора — улыбнуться и приобнять ребенка, вместо безразличия — вдвоем прогуляться по улице или сыграть в настольную игру, вместо крика — пойти с ребенком в спортзал. Во всех этих действиях принятие и поддержка, а это очень важно и ценно для детей!

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!




Лучший комментарий
Yana198116.11.2019 в 21:44
Irina007:
А в ноу Фрост же льда нет. Что размораживать именно?
Это ритуал! Деды размораживали, отцы размораживали... да не прервётся на нас древняя традиция! :))
"Пора поливать огурцы! - Но, дорогая, там же ливень... - Плащ наденешь!"
Обсуждение
Каркуша218114.11.2019 в 8:09
Никто так сильно не ругает своих детей и не требует от них только отличных оценок, как родители-учителя! Адекватные родители в современном мире понимают, что отметка не равно знания. И ценят и любят своих детей за нестандартный подход к решению задач, а не за шаблонное выполнение заданий, как требует учитель и вся школьная система.
Апрельская14.11.2019 в 8:32
Каркуша2181, первое предложение у вам просто блеск ))) а кто должен ругать? Дворник дядя Вася?
bars100614.11.2019 в 10:08
Героиня из одной крайности (когда её отец орал из-за 4-к, а за 3-ки бил) перешла в другую крайность - безнаказанность и полное отсутствие контроля в случае её сына. Тут бы грань правильную найти - и спуска не давать, и не делать так, как делал её отец. И наказывать надо но не за оценки, а за то, что пацан - лодырь, оболтус и раздолбай.
Nаtаli_G14.11.2019 в 10:13
bars1006:
Героиня из одной крайности (когда её отец орал из-за 4-к, а за 3-ки бил) перешла в другую крайность - безнаказанность и полное отсутствие контроля в случае её сына.
Это вы из чего заключили?
Апрельская14.11.2019 в 10:19
bars1006, какие наказания рекомендуете? )))
Обсуждают сейчас