Сейчас на сайте
Новости портала
В школе раздали бумаги, где мелким шрифтом прописаны обязанности родителей. Подписывать или нет?«Мы против насилия и жестокости». Многодетные мамы записали обращение к властям
Все о детях
Признаки токсичных родителей, которые портят жизнь детям, не осознавая этогоПара хотела второго ребенка, а получилось сразу пять. У отца даже началась депрессия
Это интересно
«Сон в продленке — сплошное мучение». Можно ли отказаться от тихого часа в саду и школе?9 способов пресечь плохое поведение ребенка, не прибегая к наказаниям
Спорный вопрос
«В каждом классе есть заболевшие». Родители не понимают, почему школы не закрывают на карантин«Что сыну делать после уроков? Сидеть на ступеньках?» Могут ли школьников оставить без продленки
Беременность и роды
«Звучит жестоко, но иногда это естественный отбор». Акушер-гинеколог о причинах выкидышейБандаж во время беременности и после родов: кому нужен и зачем? Объясняет акушер-гинеколог
Личный опыт
Что нужно взять в роддом и как настроиться перед отъездом? Спросили у многодетной мамы

Учат все, а свободно говорят — единицы. Что не так с обучением английскому в школе?

29 октября 2019 года
94

Начиная с третьего класса, все школьники 3 раза в неделю посещают уроки иностранного языка, а в 11-м сдают обязательный экзамен. При этом единицам удается освоить язык на таком уровне, чтобы комфортно себя чувствовать в иноязычной среде. Что не так с методикой преподавания иностранного в школе и как родителям самостоятельно восполнять пробелы вместе с детьми, рассказала учитель английского языка, автор известных пособий для начальной школы Ксения Ачасова.
 

Ксения Эдгардовна работает учителем английского языка в начальных классах одной из средних школ Минска более 20 лет. По ее пособиям занимаются как в школах, так и на курсах английского языка. Их выбирают родители, репетиторы и учителя не только Беларуси, но и России, и Украины.

Об английском языке в школе

В белорусской системе образования сейчас принят коммуникативный метод обучения иностранному языку. Это значит, что учителя стараются сделать так, чтобы ребенок больше говорил на уроке. И по идее все дети должны выходить говорящими. Но это чисто теоретически.



На практике, например, у нас недавно произошло укрупнение групп. Еще пару лет назад верхний порог был 10 учеников, нижний — 6. Теперь уже нижний порог — 9 детей в группе! То есть класс из 26 человек нужно поделить на две, а не на три подгруппы.

Конечно же, чем меньше человек в группе, тем эффективнее проходит изучение английского языка. За то же самое количество времени каждый ученик сможет лучше потренироваться в коммуникации, на него больше внимания обратит учитель, поддержит и исправит какие-то ошибки. Поэтому в этом смысле увеличение групп — это шаг назад.

А шагом вперед могла бы стать возможность выбирать учебные пособия для работы на уроке, которой пока учитель лишен.  

Еще одна проблема — это google-переводчик

Современные дети предпочитают использовать электронный переводчик в телефоне. Они даже не представляют как, и главное, зачем искать слово в толстом словаре, когда можно скопировать его в смартфон и быстро найти перевод.
 

Источник фото: google.com
 

Многие электронные переводчики к тому же дают транскрипцию. Я только за использование современных технологий! Но я не устаю повторять детям, что переводить таким образом можно одно слово или словосочетание. И учитель всегда видит, когда ребенок перевел весь текст с google-переводчиком.

По каждой теме дается список лексики. На уроках мы учим и употребляем определенные слова, читаем и слушаем тексты, которые нужно взять за образец. А ребенок потом приходит и приносит домашнее задание, составленное сплошь из синонимов, да еще и не изученных пока грамматических форм. Сразу становится понятно, что вместо того, чтобы выучить тот небольшой список слов, он решил воспользоваться чужими услугами.

Школьных уроков недостаточно

Вообще я считаю, что коммуникативные навыки ребенка во многом зависят от его внутреннего барьера, от того, насколько он мотивирован говорить, насколько ему это необходимо в данный момент. Потому что когда вдруг становится действительно нужно, то вспоминается даже то, чего, казалось бы, никогда не знал. А когда это искусственные, выдуманные, вымученные ситуации, тогда нет никакого стимула разговаривать на иностранном языке.
 

Источник фото: Архив героини
 

Учитель может использовать коммуникативный метод. На уроке ребенок общается по-английски с учителем и своими девятью одноклассниками. Ему комфортно. Но как только ребенок оказывается в незнакомой среде, тут срабатывают его собственные страхи. Он, может быть, и по-русски не стал бы разговаривать в такой ситуации. А бывает, что человек буквально с тремя английскими словами в словарном запасе пытается объясниться, и его понимают.

Чтобы школьные знания раскрылись, необходима очень большая мотивация. Если ребенку нужно поговорить по-английски с кем-то, кто вообще не понимает русский, это раскрывает его резервные возможности.

Поэтому родителям я рекомендую обратить внимание на языковые лагеря, в которых работают носители языка, не знающие русского.

И, конечно, много пользы приносят поездки за границу. Все-таки на сегодняшний день английский — это международный язык. Я видела, как горят глаза детей, когда они рассказывают, что сами по-английски заказали себе сок или попросили ключ от номера. «Я ездил за границу и говорил там по-английски!». Это дорогого стоит. Это повышает мотивацию ученика и потихоньку (с детства) снимает внутренний барьер.

Об участии родителей в школьном процессе

Диапазон родительского вмешательства в детскую учебу очень широк. Расскажу две истории.
 

Источник фото: unsplash.com
 

В первом классе у меня была одна совсем еще маленькая девочка, которая постоянно что-то забывала: то тетрадку, то пенал, то книжку. Я начала разговор с ее мамой, но не успела попросить помогать дочке с портфелем, как мама возмутилась:

Я ей должна портфель собирать? Это ее зона ответственности!

А была и такая ситуация. Несколько лет назад приходил папа и буквально негодовал:

Почему моему сыну два за перевод?! Я сам google-переводчиком ему все перевел.

А в те времена google-переводчик был еще совсем не развит. И я подумала: “Боже мой, какой восхитительный папа! Не знает английского, но ради сына готов на все, чтобы ему помочь».

И вот в этом широком диапазоне — от “не моя зона ответственности” до “я ничего не знаю, но я помогу” — родители встречаются самые разные. Кто-то очень глубоко вникает в учебный процесс, и ему кажется, что ребенку в школе дают мало знаний. Кто-то, наоборот, считает, что его перегружают. Кто-то реагирует исключительно на школьные отметки.

Я не прошу родителей делать что-то вместо детей, но я прошу контролировать сам факт выполнения домашнего задания, интересоваться ситуацией в школе.

Какие дополнительные пособия выбирать?

Если родители видят, что ребенок недотягивает, недопонимает, в домашней работе постоянно много ошибок, то им, конечно, хочется помочь своему сыну или дочке.  В этом случае оптимально позаниматься дома по дополнительному материалу, отработать определенные навыки.
 

Источник фото: Архив героини
 

Я убеждена, что в начальной школе 99% учащихся могут достаточно успешно усвоить учебный материал, просто всем для этого нужно разное количество упражнений. У кого-то навык вырабатывается быстрее, у кого-то медленнее, но программа не ждет. И если нет возможности растянуть процесс по времени, значит, нужно сделать его интенсивнее.

Родители иногда спрашивают меня, стоит ли покупать пособия, в которых есть транскрипция английских слов русскими буквами. Я считаю, что таких пособий лучше избегать, потому что это формирует неправильное произношение и создает у ребенка ложные представления о том, что такое английский язык. Ему не стоит даже показывать такую возможность записать английское слово русскими буквами. Мы учим ребенка видеть и воспринимать английские слова, а не «кракозябру» из русских букв.

С другой стороны, я считаю, что задания к упражнениям для учащихся начальной школы лучше писать по-русски. Я знаю, что подавляющее большинство учеников проскакивают написанные по-английски задания, не читая, и ориентируются в основном на образец. Конечно, на уроке есть учитель, а дома?

Также я рекомендую обращать внимание на современные пособия, которые оснащаются QR-кодами, с помощью которых можно прослушать правильное произношение. По ним очень легко заниматься самостоятельно.

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!


Лучший комментарий
Дженнара29.10.2019 в 20:48
Я учила английский в 90-е и у нас всегда было 2 подгруппы по 12-15 человек. Не знаю уж, где этот учитель видел группы по 6 учеников.
Суммарно изучала английский 10 лет - в школе + в универе. И я НЕ говорю на нем. В лучшем случае могу объясниться в магазине, не без ошибок. Почему? Да потому что "коммуникативный метод обучения иностранному языку" существует только в методичках. А на деле мы всегда занимались: 1) пересказами текстов, которые для хорошей оценки достаточно тупо заучить, не вникая в суть (а дети не вникают в суть, если от них этого не требуют) и 2) изучением глубоких дебрей письменной грамматики, которые встречаются в сложных литературных произведениях, и очень мало - в устной речи.
Зато обычный запас ходовых слов и повсеместно используемых идиом остался за кадром, над построением простой фразы мы надолго задумываемся и с трудом, через слово воспринимаем на слух английскую речь - написанное понять проще, чем произнесенное.
Дочка изучает английский в школе сейчас. И данная статья меня как-то не убедила, что современный стиль изучения языка в школе изменился по сравнению с моим детством.
Обсуждение
Alenka-j29.10.2019 в 14:18
Только вот собирать портфель это действительно зона ответственности ребенка, этому учат все от учителей до директора в нашей школе. Чтобы не было "у меня нет тетради, а мне мама не положила".
Andkr29.10.2019 в 14:22
Отец, переведший Гугл транслейтом и удивляющийся плохой оценке, рассмешил.
Evochka29.10.2019 в 14:35
Я не прошу родителей делать что-то вместо детей, но я прошу контролировать сам факт выполнения домашнего задания, интересоваться ситуацией в школе.
Кто бы мог подумать. )))
marsi29.10.2019 в 14:49
"Еще пару лет назад верхний порог был 10 учеников, нижний — 6."
...
Серьезно? Еще я училась, дети моих знакомых, у всех класс делился на 2 подгруппы.
У старшего сейчас почти четверть не было в подгруппе учителя и все 27 человек были у одного учителя.
Апрельская29.10.2019 в 15:06
marsi:
"Еще пару лет назад верхний порог был 10 учеников, нижний — 6."
...
Серьезно? Еще я училась, дети моих знакомых, у всех класс делился на 2 подгруппы.
У старшего сейчас почти четверть не было в подгруппе учителя и все 27 человек были у одного учителя.
И нас делили на 2 подгруппы, а это явно больше 10 чел было...
Да все эти нормы только на бумаге, по нормам и в саду не должно быть 30+ по списку.
Обсуждают сейчас