Сейчас на сайте
Ребенок и школа
«Обязываю присутствовать». На выходных учителей и школьников зовут на торжественные мероприятияВ Орше детей попросили украсить окна госсимволикой и рисунками ко Дню ПобедыМама школьницы прислала аудио о том, как ее заставляют сдать деньги в родительский комитет
Все о детях
Семья из Жодино опасается, что у них заберут приемного ребенка. В конце апреля маму задержали в сауне«Дети сидят на сквозняке»: родители жалуются на режим проветривания в школе. А что говорит СанПиН?Педиатр перечислила ситуации, когда ребенок рискует получить серьезную травму дома
Личный опыт
Известная актриса громко уволилась из театра в августе прошлого года. В эмиграции она открыла школу для белорусов
Беременность и роды
«Ребенок взялся из ниоткуда». Женщина не знала о беременности и родила в небе над океаном«Мышцы полностью рассечены». Англичанка родила дочь весом 6 кило и показала свой беременный живот
Благотворительность
«Представить не могла, что так бывает». В семье из Гродно мальчик родился без одного уха
Семейные покупки
Деревянная «клетка» уже прошлый век. Пять детских кроваток, которые вас удивят
Женский мир
Быстрые прически для уставших мам: просто и красиво

Учат все, а свободно говорят — единицы. Что не так с обучением английскому в школе?

29 октября 2019 года
94

Начиная с третьего класса, все школьники 3 раза в неделю посещают уроки иностранного языка, а в 11-м сдают обязательный экзамен. При этом единицам удается освоить язык на таком уровне, чтобы комфортно себя чувствовать в иноязычной среде. Что не так с методикой преподавания иностранного в школе и как родителям самостоятельно восполнять пробелы вместе с детьми, рассказала учитель английского языка, автор известных пособий для начальной школы Ксения Ачасова.
 

Ксения Эдгардовна работает учителем английского языка в начальных классах одной из средних школ Минска более 20 лет. По ее пособиям занимаются как в школах, так и на курсах английского языка. Их выбирают родители, репетиторы и учителя не только Беларуси, но и России, и Украины.

Об английском языке в школе

В белорусской системе образования сейчас принят коммуникативный метод обучения иностранному языку. Это значит, что учителя стараются сделать так, чтобы ребенок больше говорил на уроке. И по идее все дети должны выходить говорящими. Но это чисто теоретически.



На практике, например, у нас недавно произошло укрупнение групп. Еще пару лет назад верхний порог был 10 учеников, нижний — 6. Теперь уже нижний порог — 9 детей в группе! То есть класс из 26 человек нужно поделить на две, а не на три подгруппы.

Конечно же, чем меньше человек в группе, тем эффективнее проходит изучение английского языка. За то же самое количество времени каждый ученик сможет лучше потренироваться в коммуникации, на него больше внимания обратит учитель, поддержит и исправит какие-то ошибки. Поэтому в этом смысле увеличение групп — это шаг назад.

А шагом вперед могла бы стать возможность выбирать учебные пособия для работы на уроке, которой пока учитель лишен.  

Еще одна проблема — это google-переводчик

Современные дети предпочитают использовать электронный переводчик в телефоне. Они даже не представляют как, и главное, зачем искать слово в толстом словаре, когда можно скопировать его в смартфон и быстро найти перевод.
 

Источник фото: google.com
 

Многие электронные переводчики к тому же дают транскрипцию. Я только за использование современных технологий! Но я не устаю повторять детям, что переводить таким образом можно одно слово или словосочетание. И учитель всегда видит, когда ребенок перевел весь текст с google-переводчиком.

По каждой теме дается список лексики. На уроках мы учим и употребляем определенные слова, читаем и слушаем тексты, которые нужно взять за образец. А ребенок потом приходит и приносит домашнее задание, составленное сплошь из синонимов, да еще и не изученных пока грамматических форм. Сразу становится понятно, что вместо того, чтобы выучить тот небольшой список слов, он решил воспользоваться чужими услугами.

Школьных уроков недостаточно

Вообще я считаю, что коммуникативные навыки ребенка во многом зависят от его внутреннего барьера, от того, насколько он мотивирован говорить, насколько ему это необходимо в данный момент. Потому что когда вдруг становится действительно нужно, то вспоминается даже то, чего, казалось бы, никогда не знал. А когда это искусственные, выдуманные, вымученные ситуации, тогда нет никакого стимула разговаривать на иностранном языке.
 

Источник фото: Архив героини
 

Учитель может использовать коммуникативный метод. На уроке ребенок общается по-английски с учителем и своими девятью одноклассниками. Ему комфортно. Но как только ребенок оказывается в незнакомой среде, тут срабатывают его собственные страхи. Он, может быть, и по-русски не стал бы разговаривать в такой ситуации. А бывает, что человек буквально с тремя английскими словами в словарном запасе пытается объясниться, и его понимают.

Чтобы школьные знания раскрылись, необходима очень большая мотивация. Если ребенку нужно поговорить по-английски с кем-то, кто вообще не понимает русский, это раскрывает его резервные возможности.

Поэтому родителям я рекомендую обратить внимание на языковые лагеря, в которых работают носители языка, не знающие русского.

И, конечно, много пользы приносят поездки за границу. Все-таки на сегодняшний день английский — это международный язык. Я видела, как горят глаза детей, когда они рассказывают, что сами по-английски заказали себе сок или попросили ключ от номера. «Я ездил за границу и говорил там по-английски!». Это дорогого стоит. Это повышает мотивацию ученика и потихоньку (с детства) снимает внутренний барьер.

Об участии родителей в школьном процессе

Диапазон родительского вмешательства в детскую учебу очень широк. Расскажу две истории.
 

Источник фото: unsplash.com
 

В первом классе у меня была одна совсем еще маленькая девочка, которая постоянно что-то забывала: то тетрадку, то пенал, то книжку. Я начала разговор с ее мамой, но не успела попросить помогать дочке с портфелем, как мама возмутилась:

Я ей должна портфель собирать? Это ее зона ответственности!

А была и такая ситуация. Несколько лет назад приходил папа и буквально негодовал:

Почему моему сыну два за перевод?! Я сам google-переводчиком ему все перевел.

А в те времена google-переводчик был еще совсем не развит. И я подумала: “Боже мой, какой восхитительный папа! Не знает английского, но ради сына готов на все, чтобы ему помочь».

И вот в этом широком диапазоне — от “не моя зона ответственности” до “я ничего не знаю, но я помогу” — родители встречаются самые разные. Кто-то очень глубоко вникает в учебный процесс, и ему кажется, что ребенку в школе дают мало знаний. Кто-то, наоборот, считает, что его перегружают. Кто-то реагирует исключительно на школьные отметки.

Я не прошу родителей делать что-то вместо детей, но я прошу контролировать сам факт выполнения домашнего задания, интересоваться ситуацией в школе.

Какие дополнительные пособия выбирать?

Если родители видят, что ребенок недотягивает, недопонимает, в домашней работе постоянно много ошибок, то им, конечно, хочется помочь своему сыну или дочке.  В этом случае оптимально позаниматься дома по дополнительному материалу, отработать определенные навыки.
 

Источник фото: Архив героини
 

Я убеждена, что в начальной школе 99% учащихся могут достаточно успешно усвоить учебный материал, просто всем для этого нужно разное количество упражнений. У кого-то навык вырабатывается быстрее, у кого-то медленнее, но программа не ждет. И если нет возможности растянуть процесс по времени, значит, нужно сделать его интенсивнее.

Родители иногда спрашивают меня, стоит ли покупать пособия, в которых есть транскрипция английских слов русскими буквами. Я считаю, что таких пособий лучше избегать, потому что это формирует неправильное произношение и создает у ребенка ложные представления о том, что такое английский язык. Ему не стоит даже показывать такую возможность записать английское слово русскими буквами. Мы учим ребенка видеть и воспринимать английские слова, а не «кракозябру» из русских букв.

С другой стороны, я считаю, что задания к упражнениям для учащихся начальной школы лучше писать по-русски. Я знаю, что подавляющее большинство учеников проскакивают написанные по-английски задания, не читая, и ориентируются в основном на образец. Конечно, на уроке есть учитель, а дома?

Также я рекомендую обращать внимание на современные пособия, которые оснащаются QR-кодами, с помощью которых можно прослушать правильное произношение. По ним очень легко заниматься самостоятельно.

Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту editor@rebenok.by


Лучший комментарий
Дженнара29.10.2019 в 20:48
Я учила английский в 90-е и у нас всегда было 2 подгруппы по 12-15 человек. Не знаю уж, где этот учитель видел группы по 6 учеников.
Суммарно изучала английский 10 лет - в школе + в универе. И я НЕ говорю на нем. В лучшем случае могу объясниться в магазине, не без ошибок. Почему? Да потому что "коммуникативный метод обучения иностранному языку" существует только в методичках. А на деле мы всегда занимались: 1) пересказами текстов, которые для хорошей оценки достаточно тупо заучить, не вникая в суть (а дети не вникают в суть, если от них этого не требуют) и 2) изучением глубоких дебрей письменной грамматики, которые встречаются в сложных литературных произведениях, и очень мало - в устной речи.
Зато обычный запас ходовых слов и повсеместно используемых идиом остался за кадром, над построением простой фразы мы надолго задумываемся и с трудом, через слово воспринимаем на слух английскую речь - написанное понять проще, чем произнесенное.
Дочка изучает английский в школе сейчас. И данная статья меня как-то не убедила, что современный стиль изучения языка в школе изменился по сравнению с моим детством.
Обсуждение
Alenka-j29.10.2019 в 14:18
Только вот собирать портфель это действительно зона ответственности ребенка, этому учат все от учителей до директора в нашей школе. Чтобы не было "у меня нет тетради, а мне мама не положила".
Andkr29.10.2019 в 14:22
Отец, переведший Гугл транслейтом и удивляющийся плохой оценке, рассмешил.
Evochka29.10.2019 в 14:35
Я не прошу родителей делать что-то вместо детей, но я прошу контролировать сам факт выполнения домашнего задания, интересоваться ситуацией в школе.
Кто бы мог подумать. )))
marsi29.10.2019 в 14:49
"Еще пару лет назад верхний порог был 10 учеников, нижний — 6."
...
Серьезно? Еще я училась, дети моих знакомых, у всех класс делился на 2 подгруппы.
У старшего сейчас почти четверть не было в подгруппе учителя и все 27 человек были у одного учителя.
Апрельская29.10.2019 в 15:06
marsi:
"Еще пару лет назад верхний порог был 10 учеников, нижний — 6."
...
Серьезно? Еще я училась, дети моих знакомых, у всех класс делился на 2 подгруппы.
У старшего сейчас почти четверть не было в подгруппе учителя и все 27 человек были у одного учителя.
И нас делили на 2 подгруппы, а это явно больше 10 чел было...
Да все эти нормы только на бумаге, по нормам и в саду не должно быть 30+ по списку.
Обсуждают сейчас