Сейчас на сайте
Школьная жизнь
Школьники назвали 10 проблем, которые мешают им учиться
Здоровье
Как живет семья, в которой ребенок страдает от эпилепсии
Женский мир
Косметик-эстетист назвал 6 главных женских ошибок в уходе за кожей
Законодательство
Учителям могут повысить зарплаты? Вот что предлагает IT-сектор для школы
Отдых и путешествие
Как молодая семья с ребенком колесит по стране Плюсы и минусы самого бюджетного формата отдыха для семьи
Личный опыт
5 советов от мамы, которая слишком увлеклась чужой жизнью и лайками
Психология и воспитание
Как предостеречь детей от опасностей в интернете? Покажите им этот комикс Хотите крепкую семью? Вот ритуалы, которые помогут вам сплотиться Будьте внимательны! Признаки того, что ребенок может решиться на суицид Как не ошибиться с выбором кружка для ребенка
Женщинам о мужчинах
Минский совет отцов рассказал о стереотипах в семье

Что делать, если ребенок звонит из школы по любому поводу?

02 октября 2019 года

«Мама, скажи учителю, чтобы я не шел на физ-ру/не делал уроки на самоподготовке/пропустил английский..." Кто из родителей не слышал этого в телефонной трубке? Как правильно вести разговор, если в трубке плач и просьба/требование немедленно вмешаться? Как влияет постоянная родительская доступность на развитие ребенка? Отвечает психолог частной школы Stembridge Ирина Козлова.

Сотовая связь дала возможность детям и родителям быть на связи легко и всегда. Но эта возможность в любой момент, в любую минуту знать, как у кого дела, где находишься, услышать голос и почувствовать настроение, очень сильно влияет на развитие наших детей, и, как ни странно, не всегда лучшим образом. Особенно это сказывается на формировании самостоятельности, чего мы, взрослые, так ждем от своих детей.

Многим знакома ситуация, когда дети по горячим следам произошедшего или происходящего, звонят родителям, а если не могут дозвониться сразу, то звонков может быть …дцать. И ладно, если уже все случилось и ребенок делится произошедшим, но бывает так, что еще ничего не произошло, и вас, на расстоянии просят повлиять на это.

Например, «Я не пойду на тренировку», или «Я не пойду в музыкальную школу», или «Скажи учителю, чтобы меня не заставлял делать то-то и то-то» и т. п.

Чаще всего в этом случае родители испытывают злость, но она быстро сменяется страхом или чувством вины. Страхом от непонимания, а справится ли сам ребенок, если не решить вопрос. Или чувством вины от незнания, хороший ли я родитель, если не «разрулю» ситуацию. Конечно же, так делают не все дети, это происходит при определенном уровне отношений. Просто сказать: «Решай сам» или «Это только твое дело», может быть недостаточно.



Почему же одни могут обойтись без звонков, а другие нет?

Как у любого явления, у привязанности есть две стороны. И вторая сторона привязанности — это автономия, то есть способность самому справляться с возникшей ситуацией, опираясь на себя, на свою внутреннюю силу, или умение найти тех, кто поможет решить проблему, здесь же, на месте.
 

Источник фото: unsplash.com
 

Показателем здоровой привязанности служит умение и способность ребенка оторваться от взрослого: маленький человек начинает исследовать мир и идет навстречу своему интересу, при этом он периодически оборачивается, ловит глазами взгляд, может на время прибежать, чтобы убежать вновь.

Нездоровая привязанность — это когда ребенок не в состоянии осуществлять исследовательскую или поисковую деятельность самостоятельно, постоянно держится вблизи взрослого, тревожась о том, будет ли тот на месте.

Мне очень нравится фраза-девиз: «никогда не поздно…» что-то изменить в себе, в отношениях, в жизни. Независимо от возраста. А это значит, что независимо от того, сколько лет ребенку, мы, взрослые, можем помочь ему менять свои реакции и способы действия.

Как сделать  ребенка более самостоятельным?

— Если вы не можете снять трубку, не снимайте ее. Можно написать, что заняты, перезвоните. Кто-то, конечно, может сказать, а вдруг, действительно что-то случилось. Да, такое может быть. Но попробуйте провести ревизию случаев: чаще всего это «рабочие моменты школьной жизни» с желанием переложить ответственность на вас. А если что-то действительно случается, то вам звонят другие взрослые.
 

Источник фото: pixabay.com
 

— Если вы на связи и все-таки сняли трубку, сделайте вдох-выдох, спокойно выслушайте, что случилось, при этом учтите, что эффективнее не давать готовое решение: «сделай так или так…», а дать оценку самой ситуации, естественно, не обесценивая ее для ребенка:

Похоже, что для тебя это какая-то неприятная (сложная, непростая) ситуация. Слышу, что ты плачешь (негодуешь, злишься, в ярости, обижен).

Вы получите какой-то ответ. Скорее всего: «Да». Дальше ребенку (как и любому другому человеку) необходимо признание ущерба и понимание.

Я тебе сочувствую, это несправедливо…

— А вот теперь можно предлагать варианты разрешения. Если сын или дочь обижены на учителя или просто не хотят идти на урок, то полагаю, что ребенку нормально услышать от вас:

Это несправедливо, но уверен/а, что ты справишься, считаю, что ты должен (должна идти на урок), я мысленно с тобой, вечером расскажешь подробнее. Обнимаю.

Важно дать понять, какие будут последствия и поддержать в том, что не сомневаетесь в способности своего ребенка принять наилучшее решение в этой ситуации. Отбой.

— Разговор не может быть долгим.

Кто-то задастся вопросом, не травмирует ли это ребенка. Нет! Потому что в этом разговоре маленький человек получил все, что можно получить на расстоянии: его выслушали, посочувствовали, сказали, что верят в него и обнимают.


Что почитать по теме:
1. Людмила Петрановская «Тайная опора».
2. Карл Бриш «Теория привязанности и воспитание счастливых людей»

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.


Обсуждают сейчас