Сейчас на сайте
Школьная жизнь
Школьники назвали 10 проблем, которые мешают им учиться
Здоровье
Как живет семья, в которой ребенок страдает от эпилепсии
Женский мир
Косметик-эстетист назвал 6 главных женских ошибок в уходе за кожей
Законодательство
Учителям могут повысить зарплаты? Вот что предлагает IT-сектор для школы
Отдых и путешествие
Как молодая семья с ребенком колесит по стране Плюсы и минусы самого бюджетного формата отдыха для семьи
Личный опыт
5 советов от мамы, которая слишком увлеклась чужой жизнью и лайками
Психология и воспитание
Как предостеречь детей от опасностей в интернете? Покажите им этот комикс Хотите крепкую семью? Вот ритуалы, которые помогут вам сплотиться Будьте внимательны! Признаки того, что ребенок может решиться на суицид Как не ошибиться с выбором кружка для ребенка
Женщинам о мужчинах
Минский совет отцов рассказал о стереотипах в семье

10 типов учителей, которых каждый встречает в начальной школе

16 сентября 2019 года
1

Мама троих детей Ксения Букша решила составить «рейтинг» преподавателей начальной школы. Разговор пойдет о педагогах в женском роде, потому что учительницы в первых классах встречаются чаще (но это применимо ко всем учителям без исключения, конечно). Итак, перед вами десять примерных вариантов — от лучшего к худшему. А какая учительница у вашего ребенка? 
 

Заботливая и сильнаяИсточник фото: mel.fm
 

Тот учитель, к которому все стремятся попасть. Отличный педагог любого возраста, но чаще не старше шестидесяти. Нутром чует детскую психологию. У нее в классе не бывает травли, никто не считается двоечником или изгоем. Отличается чувством юмора, тактом, умением сразу оценить атмосферу в классе. Ребенку с СДВГ даст поручение, умнику — пищу для ума не по программе, отстающих подтянет, нахальных осадит.

Гибкая и четкая, умеющая отделить важное от неважного. К формальностям относится терпеливо, но без фанатизма. Об учебе можно и не говорить — такой учитель всех научит всему, поменяет отношение тех, кто учиться не хотел, дополнительно мотивирует тех, кто хотел и так. Человек глобального видения и понимания, сочетающий результаты и душевное тепло. Ей можно доверить не только класс, но и многое другое.


Строгая и справедливаяИсточник фото: mel.fm
 

Иногда она кажется резковатой, безапелляционной, но очень быстро понимаешь, что это и педагог настоящий, и человек что надо. Обычно — в момент, когда в первый раз видишь, как она улыбается или шутит. Она безупречно корректна, сдержанна, уважает детей и держит с ними дистанцию. Без сантиментов, но внимательная; утешать не будет, но проблему заметит и вовремя решит.

Ее конек — отличные результаты, четкая дисциплина, бодрый настрой, интересные уроки. Строгая и справедливая виртуозно владеет вниманием класса и никому не позволит распоясаться. Несмотря на демонстративное business only, дети часто очень любят ее — но не все одинаково. Некоторые ее просто слушаются, другие побаиваются. Строгая и справедливая все-таки не очень ориентирована на детскую психологию и коллектив; она прекрасный эффективный учитель-менеджер, но воспитатель лишь в общих чертах, поскольку ей нужно создать обстановку для получения знаний. Это ей удается.


Добрая и опытнаяИсточник фото: mel.fm
 

Обычно пожилая, сразу располагающая к себе. Отличается высокой эмпатией, интуицией, если и может, например, пристыдить ребенка, то сделает это наедине — перед классом позорить не будет. У нее твердые жизненные принципы, идеалы, возможно, стереотипы — но она воплощает их в жизнь не жестко, никого не записывает в отпетые.

С ней будет особенно уютно медленным ученикам, которые не хватают с неба звезд. Таких она обычно любит больше всего, но способна хорошо взаимодействовать с любым ребенком. В ее классе уютно, на уроках спокойно, объясняет она понятно, у нее есть свои проверенные временем интуитивные приемы, она подбирает ключик к каждой голове, терпелива, редко выходит из себя. Дети любят и уважают ее, как внуки бабушку, а между собой обычно дружат.


Молодая и свежаяИсточник фото: mel.fm
 

В первый раз в первый класс входят не только ученики, но и учитель. Некоторые родители опасаются этой ситуации и стремятся ее избежать. Я оказалась в ней с одним из моих детей, и мне кажется, что этот вариант не так уж плох. Молодая и свежая учительница может быть спокойной или веселой, стеснительной или бойкой, но, как правило, в профессию она пришла по любви и глаза у нее так или иначе горят.

Плюсы очевидны: увлеченность, рвение, интерес к детям, желание сделать все по максимуму. Минус тоже: очевидная неопытность. Но, честное слово, не такой уж это и минус. Маленькие дети настроены идти за учителем и не будут так уж жестко проверять ее на прочность — скорее они будут расти вместе. Все учителя когда-то начинали работать.

Конечно, риски есть. Что ждет детей — творческая дисциплина или разброд и шатания? Что ждет учителя — разочарование в работе или новые интересные открытия? Вот и увидите!


Спокойная и обыкновеннаяИсточник фото: mel.fm
 

Учительница, про которую решительно ничего невозможно сказать, кроме того, что она справляется со своими обязанностями и не треплет детям нервы. Уже не так уж плохо. Спокойная и обыкновенная никогда не кричит, не ждет от класса идеального поведения. Если спросить у нее: «Как там мой?» — она пожмет плечами и скажет: «Нормально», «Все хорошо». А если кто-то нахулиганил, скажет просто: «Дети есть дети».

Обычно класс подстраивается к ее вяловатому темпераменту. На уроках стоит тихий ровный гул, уровень которого никогда не поднимается выше дозволенного. На переменах дети общаются, но дружба и вражда случаются редко. В таком классе можно проучиться два года, уйти и сразу забыть все имена. Главный недостаток — у нее скучно. Кто любит учиться, тот учится хорошо; кто не любит — неохотно и вполсилы. Ну и сама она учитель как учитель, неплохой, не больше и не меньше, а ее класс — надежная, комфортная камера хранения для ребенка.


Добросовестная и советскаяИсточник фото: mel.fm
 

Один из самых частых типов педагога — серединка на половинку. Обычно у нее внушительный стаж, поэтому Добросовестная действительно многое умеет. У нее есть годами наработанные приемы, есть профессиональные инстинкты, которые не позволят допустить самых грубых ошибок в работе с детьми. Примерно половине ребят такая учительница вреда не принесет, а может, и научит добру. Но что будет с остальными?

Добросовестная не отличается гибкостью. Слишком умный у нее будет скучать и пинать балду; отстающих детей с проблемным поведением она невзлюбит, будет на них орать, стыдить их самих и родителей. Чувствительный ребенок с особенностями может стать в ее классе объектом травли, а она не придаст этому значения.

В общем, в классе Советской можно ждать всех проявлений консервативной школьной культуры. Если ваш ребенок — психологически устойчивая старательная девочка, развитая ровно на свой возраст, то, может быть, и обойдется без проблем. Но и такому ребенку придется время от времени объяснять, что Марьиванна часто бывает неправа.


Передовая и амбициознаяИсточник фото: mel.fm
 

К таким учителям многие родители даже рвутся… А зря. Она любит только сильных детей, суперучеников, которых она готовит в супершколы, но штука в том, что сильные дети сами хотят учиться и могут идти вперед. Иметь с ними дело легко. Поэтому в деятельности Передовой и Амбициозной много показухи, формальностей, пускания пыли в глаза и лишнего нервного напряжения для детей.

Олимпиады, дипломы, достижения, звезды с неба — не вполне верная цель для педагога начальной школы.

Не говоря уж о том, что ученики, которые академическими дарованиями не блещут, моментально выпадают из поля зрения учителя и оказываются за кадром.

Родитель, общаясь с Передовой, чувствует какое-то неясное смущение, даже если его ребенок попал в число умников и умниц. А все потому, что чувствуешь: как только он перестанет «демонстрировать показатели», так тут же и выпадет из «инвестиционной корзинки» честолюбивого педагога. Такой учитель-тренер еще кое-как уместен в спорте (включая олимпиадную математику), но уж точно не в началке.


Нервная и усталаяИсточник фото: mel.fm
 

Сюда обычно скатываются выгоревшие представители других видов. Нервную и усталую учительницу можно распознать по замученному лицу, потухшему взгляду и нередко севшему голосу. Она по инерции учит и кое-как держит дисциплину в классе, но силы ее на исходе, личного интереса к происходящему нет.

Учеников воспринимает скорее негативно, много времени тратит на организационные вопросы, внимание уделяет скорее потенциально опасным шалунам, потому что всегда боится провала. Если же с учеником все в порядке, на него можно не тратить сил. Наверное, все описанное скорее беда учителя, чем его вина, но детей лучше держать от нее подальше.


Слабая и неумелаяИсточник фото: mel.fm
 

Бывает и такое. Может быть, выгорание достигло пика; может быть, человек выбрал не ту профессию; может быть, на все это наложились какие-то особенно сложные условия в конкретной школе — и вот результат: в классе творится черт-те что, научиться никто ничему толком не способен. Наверное, долго такая ситуация нигде не длится, но что встречается часто — факт.


Властная и унижающаяИсточник фото: mel.fm
 

Мы на самом дне моей несложной классификации учителей начальной школы. Такие учителя до сих пор встречаются, а распознать их удается не сразу. Может сначала показаться, что она — или Передовая и амбициозная, или Добросовестная и советская, или даже Строгая и справедливая. Если родитель не очень внимателен к своему ребенку, он может никогда и не узнать, что делает с ним такой учитель.



Какие признаки могут указывать на то, что учитель пользуется своей властью для самоутверждения и унижения учеников?

1. Безапелляционность и жесткость, с которой учитель говорит о своей работе, о дисциплине, о своих методах и о детях. «У меня все как шелковые», «Учитель сказал, ученик сделал» — все это неплохие принципы, но если учитель с удовольствием повторяет их родителям с акцентом на своей абсолютной власти — стоит насторожиться. Особенно если при этом он хоть в какой-то мере винит детей или конкретного ребёнка («с ним иначе нельзя»).

2. Ребенок рассказывает о частых и необычных наказаниях, которым учитель подвергает других учеников или его самого. Особенно если наказания носят оттенок издевательств. Например, учитель запирает в шкаф личные вещи ученика и все знают, что ее надо «хорошо попросить, чтобы отдала».

3. Он боится учителя, не может обратиться к нему в случае бытовых, да и учебных затруднений. Понятно, что надо сделать скидку на природную стеснительность ребёнка. Имеется в виду, если в других ситуациях таких трудностей у ребенка не было.

4. В классе есть изгои. Это «плохие мальчики и девочки, которых всегда ставят в угол и с которыми никто не дружит». Успеваемость и поведение влияют на отношение детей друг к другу.

Присмотритесь повнимательнее. Учительница-булли с оттенком садизма — самое последнее, что нужно ребенку, который только начинает свой путь к знаниям. Хотя мы очень надеемся, что ваши дети попали к учителям из первой пятерки — добрым, уверенным, отзывчивым, ответственным, гибким, четким и умелым.

Узнали учителя своего ребенка? Поделитесь с нами, повезло вам или не очень?

Источник: mel.fm

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.


Обсуждают сейчас