Сейчас на сайте
Школьная жизнь
Школьники назвали 10 проблем, которые мешают им учиться
Здоровье
Как живет семья, в которой ребенок страдает от эпилепсии
Женский мир
Косметик-эстетист назвал 6 главных женских ошибок в уходе за кожей
Законодательство
Учителям могут повысить зарплаты? Вот что предлагает IT-сектор для школы
Отдых и путешествие
Как молодая семья с ребенком колесит по стране Плюсы и минусы самого бюджетного формата отдыха для семьи
Личный опыт
5 советов от мамы, которая слишком увлеклась чужой жизнью и лайками
Психология и воспитание
Как предостеречь детей от опасностей в интернете? Покажите им этот комикс Хотите крепкую семью? Вот ритуалы, которые помогут вам сплотиться Будьте внимательны! Признаки того, что ребенок может решиться на суицид Как не ошибиться с выбором кружка для ребенка
Женщинам о мужчинах
Минский совет отцов рассказал о стереотипах в семье

"Сначала сын пишет задание в черновик, а после моей проверки переписывает". Надо ли делать домашнюю работу с детьми?

16 сентября 2019 года
36

С началом учебного года некоторые родители взялись за голову: снова предстоит делать уроки с детьми, снова проверять домашнее задание и контролировать. Другие выдохнули: «Наконец-то ребенок будет чем-то занят». Казалось бы, программа одна и та же во всех школах, почему такой разный подход у родителей? Мы спросили мам, делают ли они уроки с детьми и как объясняют свое решение. 

Ольга: «Ребенок возьмет от школы ровно столько, сколько сам захочет»

— Мой совет бывалой мамочки: в начальных классах проверять выполнение домашней работы по принципу — написано или нет. А дальше помогать, только если сам ребенок просит.

В начальной школе дети только начинают формировать навыки выполнения домашнего задания. Где-то надо проконтролировать, что ребенок не забыл выучить урок. Но ни в коем случае не требовать переписывать домашние задания, чтобы они выглядели безупречно. Образцовые тетрадки могут обернуться неврозом у детей и полным нежеланием учиться. Я считаю, что ребенок возьмет от школы ровно столько, сколько сам захочет — ни больше ни меньше.

В старшей школе вообще бесполезно проверять уроки. По моему опыту, домашнее задание — это обязанность самих детей. Как может проверить физику или химию родитель, который в этих предметах и сам не был силен? Да и забывается все. Я была сильной ученицей по физике, но теперь я уже многого не помню и невольно могу навязать ребенку неправильное решение.

Да, иногда детям надо помочь, например, проверить стихотворение, заданное наизусть, иностранные слова или параграф по истории (историю лично мне тоже надо самой еще предварительно прочитать). Лично я люблю обсуждать с детьми некоторые законы физики, химии, если им это интересно, интересующие их темы по истории. Но делать домашнее задание с детьми полностью  — это как купить конструктор для ребенка, а собрать его самому.



Важно учитывать, что все дети разные. Один лучше учится, а другой — похуже, а, может, неинтересен ребенку предмет. Проверяя домашнее задание, мы фактически принуждаем его все выучить. Какое тут желание учиться!? И вопрос: для чего? Одни дети — лирики, другие — физики. И оценок у нас положительных целых восемь вариантов (от 3 до 10).

Светлана: «Домашняя работа — ответственность ребенка»

— Сейчас повально родители делают домашнюю работу с детьми. Моя дочь закончила 8-й класс, и со многими ее одноклассниками родители сидят вечерами, даже сами узнают, что задано на дом. Почему так происходит — для меня большой вопрос. Тем более у детей есть свои группы в социальных сетях, где они делятся домашним заданием, а есть группа, в которой они совместно решают задачи. Но, видимо, родители так приучили детей, что все делают за них. 

Я вообще никогда со своей дочкой не сидела над уроками. Иногда, если просит помочь, могу что-то подсказать. В первом классе ей бабушка немного помогала, но в целом, она все делала сама.

Я даже не проверяла ничего. Моя позиция такая: помочь — помогу, но остальное делай сама. Не сделаешь задание — в школе поругают, неправильно сделала — все могут ошибаться. А иначе получается перекладывание ответственности: ты, мама, неправильно проверила, ты и ошиблась. В моем случае вся ответственность на дочке, и я считаю, что так должно быть.

Учится она хорошо, но бывают проблемы с математикой. В таких случаях я советую попросить помощи у одноклассников. По моему мнению, самые нужные навыки, которые дети могут получить в школе — навыки коммуникаций. Это то, что точно пригодится в жизни, а вот синусы с косинусами — далеко не всегда. Не всем дано быть великими математиками или физиками. Может, ваш ребенок в будущем станет великим музыкантом, хорошим художником или замечательным поваром? Зачем его насиловать этими оценками и только портить нервы себе и ребенку? Надо дать школьнику возможность развивать то, в чем он хорош, и помочь найти призвание.

Ирина: «Задача родителя — научить ребенка учиться»

— Помню золотые слова первой учительницы сына. Она говорила, что у нас, родителей, есть четыре года, чтобы научить своих детей учиться, потом мы им не поможем, мол, в средней школе будет очень сложная программа.

Действительно, сейчас родитель учит ребенка учиться. Раньше в школе брали тему и мусолили ее какое-то время: изучали, повторяли. Шли последовательно по учебнику. Сейчас же скачут по программе то вперед, то назад, могут не закрепить материал, но организовать проверочную работу. Такая чехарда в программе, что приходится помогать.

На самом деле нет однозначного ответа, нужно ли родителю быть рядом во время подготовки уроков, потому что дети разные. Один легко усваивает новый материал, быстро решает задачи и справляется сам. Другому — нужно больше времени и поддержка взрослого.

Как психолог и мама замечательного сына я бы посоветовала больше общаться со своим ребенком. И тогда вы будете знать, когда нужна ваша помощь.

1. Задача родителей — помогать в тех ситуациях, когда ребенку сложно и он пока не может справиться сам. Если у ребенка все получается, просто его поддерживайте.

2. Помните: что  начало школы — это всегда стресс. И на этом фоне навыки ребенка могут временно даже откатиться назад. Будьте спокойны и терпеливы, это временно, все восстановится.
 

Источник фото: pixabay.com
 

3. Важно рассказывать, что ошибки — это часть учебы, нужно учить ребенка находить материал, просить помощи у учителя и одноклассников.

4. Наши дети очень непоседливы. Им тяжело усидеть за партой, и если мы дома их будем держать за столом, это создаст лишнее напряжение. Мы с сыном придумали смену локаций. Русский делали за столом, задачи решали на доске, а устные уроки пересказывали в движении по комнате. И конечно, важно рабочее место. Лишние предметы на столе отвлекают.

Можно придумать много лайфхаков, если подходить творчески. Но важно — поощрять развитие и инициативу наших детей, позволять совершать ошибки и поддерживать. А самое главное — любить!

Людмила: «Махнуть рукой и будь что будет — не мое»

— Раньше в школе проходили тему, а потом последовательно закрепляли материал. Теперь объясняют один раз, а кто не понял — это его проблемы.

Мое мнение — детям надо помочь усвоить новый материал. Да и все дети разные: одни быстро усваивают новое, а другим надо время. 

Например, старший сын все делал сам, но с историей просил помочь — обсудить тему или объяснить то, что не понял. При этом контролировать его не было необходимости. А младшему сыну нужно было напоминать, чтобы не забывал делать уроки, и иногда помогать с новыми темами. Домашнюю работу он делает сам, но ошибки мы разбираем вместе, пробуем подойти к проблеме с разных сторон. А кто, если не мы, родители? Подход «махнуть рукой и будь что будет» — не мое. Я считаю, что неправильно отправлять ребенка «в свободное плавание» без поддержки.

Валерия: «Я за самостоятельность»

— Никогда не занималась уроками с детьми. Только немного дочке помогала с музыкой вначале (она профессиональная пианистка) и однажды какую-то поделку всей семьей делали для детского сада с сыном. А к домашнему заданию ни у сына, ни у дочки ни разу не возникало мысли меня привлекать.

Сын окончил школу в этом году, а дочка — раньше, и по окончании школы балл у обоих был вполне высокий. Но главное – они адекватные, самостоятельные люди, а у меня хватает своих вопросов. Так что я — за самостоятельность!

Татьяна: «Если ребенку нужна помощь — нельзя пройти мимо»

— Я считаю, что без базовых знаний начальной школы очень сложно сделать в будущем выбор. Я не про отметки, а про понимание материала и знания. Выбор сферы деятельности будет очень ограниченным из-за нехватки знаний. 

Если бы я не помогала ребенку, не объясняла сама по 2-3 раза некоторые вещи, уверена, и результатов хороших бы не вышло. Кому-то учеба дается легко (как, например, мне в свое время), а кому-то с бОльшими усилиями. Но все родительские старания окупятся сторицей.
 

Источник фото: pixabay.com
 

Моему сыну учеба с самого начала давалась очень сложно. Более-менее самостоятельно он начал делать уроки только с середины 4-го класса. Теперь он послушно садится за домашнее задание, но результат радует не всегда: то ошибки, то помарки. Устные уроки я редко проверяю — доверяю. С письменными — сложнее: сначала сын пишет задание на черновик, а после моей проверки и повторения правил переписывает в чистовик.

В обычной школе (не гимназии) у большинства детей есть проблемы с английским языком, который изучается с 3 класса весьма ускоренными темпами (1 урок —  алфавит, 2 урок — уже читают). Мы воспользовались помощью репетитора, причем начали со 2 класса и избежали массы проблем: теперь английский — любимый урок.

Татьяна: «Единицы делают домашнее задание сами»

— Что значит делать уроки с ребенком? Выполнять задания за ребенка или контролировать? У меня старшая дочь — рассеянная, а средняя — неусидчивая. Одна без контроля уроки может делать по 12 часов, а вторая — управится за час, но лишь бы как. В этом случае контроль важен.

Младшая дочка в этом году идет в первый класс. Она — непоседа, поэтому ей тоже будем помогать.

Есть задания, с которыми детям сложно справиться в одиночку, поэтому я помогаю с ними разобраться. Важно еще научить ребенка учиться — показать, где искать материал, как выучить информацию параграфа, как выделить главное, на что делать акцент. Многие дети просто занимаются зубрежкой, а это неправильно. Бич современных детей — неумение рассказать и пересказать. Этому тоже надо учить.

А еще есть понятие «критического возраста». По опыту вижу как замечательные дети, переходя в 5-6 класс, вдруг становятся неузнаваемыми. Обычно в начальной школе родители контролируют детей, а в 5 классе их уже считают взрослыми и учебу пускают на самотек — это основная ошибка.

Самые «тяжелые» в этом плане — 7 и 8 классы. Гормональные перестройки, желание самоутвердиться и прочие подростковые моменты очень сильно влияют на результаты.

Конечно, есть единицы, которые все домашнее задание делают сами, но это исключение. Поэтому нет ничего предосудительного, чтобы помочь ребенку, но не стоит делать уроки за него или постоянно сидеть рядом. 

А вы делаете уроки со своими детьми? Почему?

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.


Обсуждают сейчас