"Готов ехать за 300 км от дома". Поговорили с учителями, которые рады работать в сельской школе

19 августа 2019 года
3

Считается, что большинство хороших учителей работают в столице и крупных городах. Но есть талантливые педагоги и в регионах. Поддержать и раскрыть их способности призван проект «Учитель для Беларуси», о запуске которого мы уже писали. Его главная миссия — дать сельским детям шанс на такое же качественное образование, как у столичных школьников. 
 

Источник фото: Фото предоставлены организаторами проекта
 

Из 60 кандидатов организаторы отобрали 10 учителей. Они прошли обучение и готовы к учебному году. За активную работу в регионах учителям пообещали прибавку в 250 рублей к зарплате в течение 2 лет, новый ноутбук, оплату проживания и переезда (при необходимости).

Мы спросили у участников проекта, почему их совсем не манит Минск, где, как известно, больше перспектив и возможностей.

Для справки: «Учитель для Беларуси» — аналог международной программы Teach For All («Учитель для всех»). Проект зародился в 1990 году в США. Сейчас модель Teach For All работает в 40 странах мира. По результатам проекта, в слабых школах Британии показатели успеваемости учеников за 7 лет выросли вдвое. Порядка 75% процентов выпускников программы остаются в сфере образования, делают карьеры, становятся директорами школ. В одной из стран выпускник такой программы стал министром образования. Кто-то открывает свои учебные центры или придумывает образовательные стартапы, кто-то поддерживает образовательные проекты со стороны бизнеса.

Василий: «Я готов остаться в сельской школе и после окончания проекта»

Два года назад Василий окончил университет физкультуры и попал на отработку в Пинск. Под конец распределения случайно узнал о проекте, но поначалу боялся подавать заявку. А потом решил: «Лучше попробую, чем всю жизнь буду жалеть, что не сделал это».

Василий прошел отбор. По проекту он попал в небольшую школу в Червенском районе. Он уже побывал на новом месте работы и быстро нашел общий язык с директором. Если понравится, уверяет учитель, он вполне готов остаться работать там и после окончания проекта. И даже расстояние от дома в 300 километров  не смущает.
 

Источник фото: Фото предоставлены организаторами проекта
 

Для Василия и еще одного участника проекта школа подготовила комфортный дом. По словам собеседника, там все отлично: три комнаты с кухней, туалет и ванная комната прямо в доме, есть вся необходимая мебель. Остается только привезти свои личные вещи.

Коллега Василия по проекту рассказала о молодом учителе любопытную историю. На одном из тренингов он сделал машинку из картона. В конце занятий он подарил ее мальчику из неблагополучной семьи со словами:

Пусть эта машинка будет напоминать, что тебя ждет счастливое будущее.

Когда детей после занятий развозили на автобусе по домам, девушка заметила, что мальчишка гордо держал в руках эту машинку и плакал. Настолько его зацепил такой, казалось бы, простой подарок и слова учителя.
 

Источник фото: Фото предоставлены организаторами проекта

Ксения: «Я рада, что смогу помочь детям, которым недоступно такое хорошее образование, как в Минске»

Ксения узнала о проекте из социальных сетей. Она посоветовалась с заместителем директора гимназии Дзержинска, в которой уже год работала психологом. Он одобрил ее идею. Героиня подала заявку и прошла отбор. 

На следующие два года по проекту я остаюсь в своей же гимназии, поскольку она попала в пятерку отобранных для проекта школ. У меня не очень большой опыт, до этого я работала в небольшой сельской школе. Потому для меня этот проект это новые возможности.

На тренингах «Учитель для Беларуси» Ксения узнала много нового. Больше всего ей запомнился день, посвященный теме экологии, когда педагоги привлекали детей к экоблогингу: ходили с ними в лес, собирали мусор, снимали все происходящее на камеру, а потом публиковали видео в соцсетях. Такие необычные методы обучения она бы хотела применять на практике, ведь, по словам героини, они действительно работают.
 

Источник фото: Фото предоставлены организаторами проекта

Кристина: «Моя мама всегда говорила мне, что не видит смысла в таких проектах»

Кристина в этом году окончила филологический факультет БГУ по специальности «Русский язык и литература» и задумалась, что она хочет делать дальше.

Она слышала, что в России есть похожий проект «Учитель для России». Но мама всегда твердила дочери, что молодым людям не стоит ехать в деревню в начале своей карьеры, делать там якобы нечего. Изначально Кристина прислушивалась к мнению родителей, но однажды поняла, что очень хочет сделать что-то хорошее в жизни, а в ее понимании хорошее связано с детьми.

У минских детей есть много возможностей для развития и обучения в отличие от детей из небольших городков. Например, некоторые ребята на наших занятиях впервые в жизни увидели микрофон (!).

Многие дети были из неблагополучных семей и часто выражали свой внутренний протест, не желая делать то, что им говорят. Я их ласково называла «мои маленькие чертятки». И хоть к каждому нужно было найти подход, я полюбила детей всей душой за то короткое время, что мы были вместе!
 

Источник фото: Фото предоставлены организаторами проекта
 

В этом году Кристина едет работать в небольшую школу в Жлобинском районе. Сначала она искала школу в Жлобине, где живет ее бабушка, но там ей ничего не приглянулось. А в небольшой сельской школе она сразу нашла контакт с директором и коллективом. Кроме того, ей понравилось, что там маленькие классы, поэтому каждому ребенку она сможет уделить внимание.

Увы, эта школа не является школой-партнером, поэтому Кристина не будет получать финансовую помощь. Но она будет участвовать во всех мероприятиях проекта, что тоже очень важно для героини.

Анастасия: «Учитель должен направлять детей, а не ставить в рамки». 

В прошлом году Анастасия окончила педагогический университет по специальности «Учитель химии и биологии» и начала работать в своей родной школе в агрогородке Поплавы Березинского района. В ней же она и останется по проекту на следующие два года.

О проекте я узнала от директора школы, именно он предложил мне поучаствовать. Я, не раздумывая, согласилась! 

У героини и до проекта было много идей, как по-новому работать с детьми, но после обучения она поняла, что все свои задумки вполне может претворять в жизнь. В частности, она хочет продвигать в школе принципы гуманной педагогики:

Я считаю, что нужно давать возможность раскрыться каждому ребенку, позволяя детям делать то, что они хотят. Учитель должен направлять детей, а не ставить их в рамки.
 

Источник фото: Фото предоставлены организаторами проекта

Людмила: «Я настолько хотела участвовать в проекте, что на неделю интенсива приехала с 2-летней дочкой»

Людмила 15 лет работает учителем информатики в Негорельской средней школе. Там же она и останется работать в ближайшие 2 года. У героини есть двухлетняя дочка, поэтому к переезду она не готова.

Для кого-то такой маленький ребенок стал бы помехой для участия в проекте, но не для Людмилы. Она даже неделю интенсива провела вместе с дочкой, правда, быстро поняла, что с ней не сможет полноценно окунуться в процесс обучения. Поэтому остальное время с малышкой находилась бабушка. 

С помощью проекта Людмила планирует внедрить в свои уроки инновационные методы обучения, в том числе, новинки IT-технологий. Кроме того, у героини появилась новая мечта:

Я бы хотела сотрудничать в будущем с организаторами проекта, чтобы развивать это направление в роли помощника или наставника.
 

Источник фото: Фото предоставлены организаторами проекта

Кадровый голод испытывают не только сельские школы, но и городские

Как выбирали учителей для проекта и почему не все из них переезжают в сельские школы, нам рассказали организаторы.

Среди 25 школ, которые подали заявки, было отобрано 5, поскольку по условиям проекта в каждой школе должны работать по два учителя, объясняет Вера Королева, руководитель проекта со стороны ОАО «БПС-Сбербанк»:

Главными критериями отбора для школ было наличие вакансий и расположение в небольшом городе или сельской местности. Кроме того, для нас важно, чтобы руководство школы было готово к модернизации и переменам, а не просто хотело «закрыть» вакансии.

Среди отобранных школ есть как относительно крупная дзержинская гимназия, так и небольшая лядзенская школа, в которой наблюдается буквально «кадровый» голод. В анкете от этой школы было указано, что вакансии есть почти по всем предметам.

В хорошем смысле слова организаторов впечатлила негорельская школа. Многие учителя, работающие в ней, сами учились в этой школе и после обучения в городских университетах вернулись домой.
 

Источник фото: Фото предоставлены организаторами проекта
 

В будущем для проекта будут принимать заявки не только от школ из небольших городков, но и из областных центров и даже из Минска. По мнению организаторов, в столице тоже есть школы с нехваткой кадров и непростой социальной обстановкой, например, в микрорайоне «Шабаны».

Отбор участников проходил в три этапа: анкетирование, телефонное интервью и собеседование. На участие в проекте подали анкеты 60 человек. Из них на последний тур было приглашено 22 участника, из которых отобрали 12. Увы, два участника не смогут полноценно участвовать в проекте по сложившимся обстоятельствам.

Критериями отбора для участников было как профильное образование, так и личностные и профессиональные качества. На отборах мы старались рассмотреть в каждом креативную личность и деятеля, поэтому давали самые разные задания: от дилемм до разыгрывания учебных ситуаций и проведения 7-минутного урока.



Алена Мельченко, участница команды проекта «Учитель для Беларуси», рассказала, что организаторы хотели не просто «закрыть» вакансии в сельских школах, а найти и поддержать талантливых учителей.

Не имело значения, останутся они в своих школах или отправятся на новое место работы. Главное, чтобы они смогли раскрыться и принести пользу детям и школе в целом.  Если в выбранной школе был учитель, который подавал заявку на участие и подходил нам, мы брали его в проект. А к нему уже «присоединяли» нового преподавателя по вакансии. Для нас было важно, чтобы в каждую школу отправились два учителя. Так будет проще самим участникам, ведь они смогут обсуждать свою работу с единомышленниками.

За два года работы учителя должны будут реализовать крупный социальный или образовательный проект. Каким он будет, решать каждому участнику самостоятельно. Организаторы планируют встречаться с ними раз в четверть для обсуждения возникающих вопросов, а также оказывать любую поддержку, если это будет необходимо.

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.


Обсуждают сейчас