Сейчас на сайте
Акции и события
"На здоровье ребенка экономить нельзя". Как выбрать школьную обувь* Олимпийская чемпионка по фристайлу Алла Цупер откроет развивающий центр в Минске*
Все о детях
Почему ребенок не говорит? 10 причин, о которых вы не задумывались Как понять, что ребенок отстает в развитии. Красные флажки
Это интересно
«Ела килограммами». Многодетная мама открыто рассказывает, как стала «женщиной в теле» "Жили в доме с 15 родственниками мужа". Как белоруска уехала в Нигерию
Спорный вопрос
«У меня в планах отправить дочь на виноградники». Как не воспитать ребенка-нахлебника?
Готовимся к школе
Если 1 сентября навевает тоску. Как адаптировать себя и ребенка к школе Рейтинг школ по результатам ЦТ в 2019 году Продаем старое, покупаем новое. Большой детский маркет пройдет в Минске 24-25 августа
Личный опыт
Учитель, который растит гениальных программистов: "С работой в ИТ сам я опоздал" Как научить ребенка управлять своим временем

97% гимназий в Минске переполнены. Сколько учеников по нормам должны учиться в классе и что происходит на самом деле?

01 августа 2019 года
60

Знаете ли вы, сколько детей будут учиться в одном классе с вашим ребенком? А сколько должно быть по закону, интересовались? Неравнодушные к школьному образованию люди подсчитали, как много в Беларуси переполненных классов, а родители рассказали, устраивает ли их такое положение дел и почему.

В Кодексе об образовании Республики Беларусь (пункт 13 статья 158 Кодекса) четко указано, какое количество учеников могут обучаться в разных классах:
 

Цифры выглядят достаточно комфортными, но как дела обстоят на самом деле?

Дмитрий Иванович, эксперт в области статистики и, как он себя называет, “неравнодушный родитель”, тщательно изучил вопрос и считает, что ситуация в Минске настолько критическая, что проблему надо решать комплексно со всех сторон.

— На то, что классы во многих минских школах переполнены, я обратил внимание достаточно давно, особенно мне было интересно посмотреть на наполняемость гимназий Минска. Никто и не знал, что эти цифры есть в открытом доступе. Я поехал в библиотеку, отсканировал документы и стал изучать информацию.

По нормативам в младших классах должно быть не более 20 учащихся, в средних и старших — максимум 25. Реальная ситуация по Минску с наполняемостью классов даже в начальной школе по 28-30 человек в корне отличается.

Ситуация с наполняемостью классов в средних школах Минска (без учета гимназий)
 

Я собрал полный датасет по наполняемости классов в целом по Беларуси, отдельно по каждой области и по г. Минску, по городской и сельской местности, с разбивкой на школы и гимназии плюс с дополнительной разбивкой по классам с 1-го по 11-й включительно. Плюс показал динамику с 2013 по 2018 год. Обработал порядка 150 страниц ГИАЦовских сборников (ГИАЦ — Главный информационно-аналитический центр - прим. Ред). Теперь можно изучить любой класс и любой год в динамике вдоль и поперек.

Пользоваться инфографикой легко, просто меняете нужные вам параметры: область, гимназия или школа, тип местности (город, сельская, отдельно город, отдельно сельская).

Среднее число учащихся в классе стремится к 30

По таблице видно, что средняя цифра по наполняемости классов стремится к 30 как в обычных школах, так и в гимназиях Минска. Особенно в тех районах, где строят новые дома.

Минск переполнен, это очевидно. И количество детей увеличивается из года в год. Соответственно количество классов и школ тоже должно увеличиваться. А что мы видим из статистики?

Количество классов и в школах, и в гимназиях либо уменьшалось, либо оставалось на одном уровне в течение 6 лет. И при этом росла наполняемость классов.



Почему так происходит? На мой взгляд, переполненность классов в школе — это результат многочисленных ошибок в планировании. Сначала строится микрорайон, люди заселяются, у многих уже есть дети, которым нужен детский сад или школа. Но детский сад и школу начинают строить только через несколько лет. Если вообще начинают. 

Из статистики видно, насколько актуальна проблема с наполняемостью классов в гимназиях (97% из них в Минске переполнены). Я поднимал этот вопрос, дозвонившись на горячую линию в Министерство образования. Ответ получил такой: все на усмотрение руководителей учреждения образования. А как же тогда Кодекс об образовании РБ, который является основополагающим документом в системе образования? Выходит, он не работает? Кому тогда нужен такой документ? Или придерживайтесь его или меняйте документ, я считаю.

Ситуация с наполняемостью классов в гимназиях Минска

Сейчас некоторые гимназии стали идти, на мой взгляд, правильным путем: начинают создавать элитные классы, специализирующиеся на определенных предметах, куда будут набирать по баллу аттестата. И мне кажется, что это оправданно.

Даже если численность учеников в классе будет выше, чем в обычной школе, этот класс будет тянуть всю школу. Уверен, что такие классы будут доминировать в будущем на различных олимпиадах и турнирах.

Поэтому однородность класса — спасение, на мой взгляд. Когда же полкласса середнячки, треть класса — отстающие, другие — отличники, учитель будет разрываться на части, чтоб качественно вести урок и быть понятным для всех.  И такому учителю надо давать медаль, большую зарплату и поставить памятник при жизни.

"В городах проблема носит массовый характер"

Сергей Ольшевский, руководитель проекта “Народный учебник”, говорит, что проблема переполненных классов волнует не только родителей, но и учителей.

— Для учителей —  это усложнение условий работы, увеличение объема при том же финансировании, а для родителей — это риск снижения качества образования. Когда мы посмотрели на данные в динамике, поняли, что проблема носит массовый характер в городской местности, и ее нужно было давно решать.

Без строительства школ, как минимум в Минске и областных центрах, не обойтись. Далее необходимы деление классов, дополнительное привлечение педагогов и реструктуризация учебного процесса.

Я озвучивал эту проблему для Министерства образования. И получил такой ответ:
 

То есть все сводится к тому, что "крайними" названы руководители учреждения образования. Такой ответ меня не устраивает, поэтому я подал жалобу в суд. 

А что говорят родители?

Анастасия живет в Кунцевщине, ее сын пошел в школу как раз в год открытия новой школы.

— Все радовались, что школа рядом с домом, о переполненных классах тогда особенно не задумывались. У нас было 10 первых классов, и в каждом классе по 30 учеников. Сейчас у нас в классе 29 человек.

Конечно, это много. Мой ребенок, думаю, поэтому многое и не успевает в учебе. Плюс очень много шума  с таким количеством детей. Когда меньше детей у учителя все-таки больше возможности обратить внимание на каждого, да и запомнить легче, у кого с чем проблема и как помочь.

На мой взгляд, 25 учеников в классе — это максимум, а лучше меньше, но кому же до нас дело? Как всегда скажут: нехватка учителей и классов. Да что говорить про школы, если в наших детских садах есть группы где 32 ребенка…

Дети Елены в этом году переходят в новую школу, семья переезжает в Октябрьский район. В прежней школе в классе было 27 учеников, в новой школе уже 30.

— Конечно, меня смущает такая цифра, но успокаивает то, что этот класс считается хорошим и сильным, и все хвалят учителя. С другой стороны, даже 27 детей много, на мой взгляд. В мою бытность у нас было 20-22 ученика, и все равно класс казался большим. Представляю, как трудно сейчас учителям, но что поделаешь, в Минске многие районы переполнены, и школ не хватает.

Дочка Анастасии идет в третий класс в школе в Заводском районе. Анастасия говорит, что в классе у них 29 человек, но эта цифра ее не пугает. Говорит, что привыкла, так много детей везде.

— Конечно, идеально, когда в классе человек 10-12. По сути даже в нашем классе выходит, что работают на уроке и получают оценки человек 10. Остальные просто высиживают время и мучаются на уроках, потому что уже где-то потерялись в объяснениях, что-то недопоняли и начали отставать. Поэтому хотелось бы, чтобы детей было меньше, но я понимаю, что это нереально.

А сколько учеников в классе у вашего ребенка?

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.


Обсуждают сейчас