Сейчас на сайте
Акции и события
"На здоровье ребенка экономить нельзя". Как выбрать школьную обувь* Олимпийская чемпионка по фристайлу Алла Цупер откроет развивающий центр в Минске*
Все о детях
Почему ребенок не говорит? 10 причин, о которых вы не задумывались Как понять, что ребенок отстает в развитии. Красные флажки
Это интересно
«Ела килограммами». Многодетная мама открыто рассказывает, как стала «женщиной в теле» "Жили в доме с 15 родственниками мужа". Как белоруска уехала в Нигерию
Спорный вопрос
«У меня в планах отправить дочь на виноградники». Как не воспитать ребенка-нахлебника?
Готовимся к школе
Если 1 сентября навевает тоску. Как адаптировать себя и ребенка к школе Рейтинг школ по результатам ЦТ в 2019 году Продаем старое, покупаем новое. Большой детский маркет пройдет в Минске 24-25 августа
Личный опыт
Учитель, который растит гениальных программистов: "С работой в ИТ сам я опоздал" Как научить ребенка управлять своим временем

Работать учителем снова станет престижно? Как реформируют школу в Украине, Грузии и других странах

19 июля 2019 года
1

Про образовательный кризис сегодня говорят много — в стенах школ и в кулуарах, на сценах бизнес-конференций и за кухонными столами, в кабинетах госдеятелей, опен-спейсах айтишников и даже в самолетах олигархов. Директор частной школы Stembridge Наталья Искорцева за последний месяц побывала на 3 международных конференциях, посвященных образованию, и поделилась с нами некоторыми выводами. 

Главным в нынешних образовательных дискуссиях становятся компетенции, которые нужно формировать в детях для современного мира и мира будущего.

Чаще всего звучат такие понятия как межкультурная коммуникация, медиаграмотность, цифровые навыки, критическое мышление, инновационность, гибкость и адаптивность. И умение учиться и переучиваться, конечно, как базис life-long education, образования на протяжении всей жизни. 



Грузия: 6% ВВП тратится на образование

Любопытен кейс Грузии. Само министерство, в ведении которого находится национальное образование, называется Министерством образования, науки, культуры и спорта. То есть изначально не подразумевается конфликт между образованием и наукой, образованием и культурой, образованием и спортом.

 

Источник фото: сайта министерства образования Грузии
 

«Культура и образование — приоритет для правительства Грузии. Знания действительно ведут к свободе, образование — это будущее страны», — заявил Михаил Батиашвили, министр образования, науки, культуры и спорта Грузии на конференции стран-участниц Восточного партнерства в Тбилиси.

В последние 5 лет Грузия провела множество реформ, чтобы выстроить новую, отвечающую вызовам современного общества, систему образования. В 2017 года расходы на образование составляли 3% ВВП, в этом году уже звучат цифры в 6%. 

25% госбюджета выделяется на реформирование системы образования, чтобы синхронизировать ее со стандартами Евросоюза.

Описание запланированных реформ  вместе со статус-отчетом (что выполнено, что еще на пути, а что нет) доступно на сайте министерства — на грузинском и английском языках. На первой же странице можно увидеть ссылку на международный образовательный центр, статистику международных стажирантов, страницу национального центра профессионального развития учителей. Открытости и системности подхода можно позавидовать. 

Азербайджан: Быть учителем теперь снова престижно

Перемещаемся в Азербайджан. Траты на образование здесь находятся на втором месте после расходов на армию. Замминистра образования Азербайджана Фирудин Гурбанов заявил, что сегодня задача образования — не столько дать знания, сколько сформировать человека, который бы дал пользу обществу.

Для этого нужен фокус на преподавательском составе. Чтобы получить работу учителем, сегодня в Азербайджане нужно пройти ассесмент, состоящий из 4 этапов. Один из них — тест, содержащий вопросы по специальности, методике преподавания, стратегии обучения и логике.

Источник фото: edu.gov.az
 

Тем, кто прошел и подтвердил свою квалификацию, повышают зарплату (говорят, что в 2 раза). В течение двух лет этот человек может быть принят на работу учителем.

Начал возрастать престиж преподавательской профессии. На ЦТ при возможном максимуме в 700 баллов на педспециальности в прошлом году нужно было набрать 500 (раньше проходной был 200-300).

Внешкольные учебные заведения, в основном в сфере культуры и искусства — тоже в зоне фокуса. И конечно, в учебных программах нужны изменения — их диктует развитие технологий.

Магистратура на 2-3 года уже не актуальна. Неформальное образование, короткие курсы, дистанционное и виртуальное обучение, новые методы образования — вот современный путь. Опыт посещения Финляндии осенью прошлого года министром Джейхуном Байрамовым вместе с делегацией Министерства образования не прошел даром.
 

Источник фото: media.az

Армения: Школьная программа должна меняться

От лица Армении замминистра науки, образования, культуры и спорта Лусине Аракелян поделилась своим пониманием основных составляющих качественного образования: 

  • Учащихся активно включают в процессе обучения (задача студента — развивать свой потенциал на максимум);
  • На уровне страны идет работа над национальным стандартом учителя;
  • Инклюзия в широком смысле, а не только по физическому принципу, в том числе для талантливых детей или для детей из национальных меньшинств;
  • Все школьные программы пересматриваются и изменяются: вводятся курсы по медиаграмотности, «мягким» навыкам, критическому мышлению, steam-дисциплины в зоне повышенного внимания.
     

Источник фото: csee-etuce.org
 

Спикер признает, что пока в школьном образовании Армении больше вопросов, чем ответов и побед. И они нам очень понятны: школьное питание, качество подготовки учителей, содержание программы, слабая материально-техническая база, разрыв между сельскими и городскими школами и т.п. На сайте министерства нет ни цифр, ни отчетов, в разделе “интервью” — интервью 2016 года с предыдущим министром.

Украина: новый стандарт образования

А вот кто по-настоящему удивил — это Украина. Сейчас в стране разрабатывается новый национальный стандарт образования, описывающий компетенции, необходимые для жизни – его предстоит интегрировать в образовательные программы.
 

Источник фото: ukraina.ru
 

Министр образования Украины Лилия Гринкевич рассказала подробнее о реформах, которые внедряются уже 3 года и будут продолжаться «с инвестициями и без».

— Новое образование строится на принципах партнерства — с детьми, родителями, коллегами, разработан меморандум между учителями и родителями. В школе должен быть диалог. Дети не должны говорить: “Нас никто не хочет слышать”, надо слушать и слышать и учить тому, как высказать и отстоять свою позицию.

Министр ссылается на исследования, по которым при поступлении в Кембридж “мягкие навыки” значат 85%, в то время как знаниям по предметам остается 15%. По мнению министра, школа должна стать местом “для детей, которые будут счастливыми гражданами счастливой страны”. 
 

Источник фото: mon.gov.ua
 

И для этого предпринимаются конкретные шаги. Так, в 25 школах страны внедрена экспериментальная программа. То, что зарекомендует себя, будет расширено на всю страну. Lego-foundation официально приходит в школы: подписан договор для начальной школы, есть книга для 1 класса, готовится для 2 класса, ведутся дальнейшие переговоры.

Началась добровольная сертификация учителей — чтобы выявить «агентов изменений» — тех учителей-практиков, которые разделяют ценности новой украинской школы, владеют инструментами активного обучения, умеют взаимодействовать и обучать. По итогам успешного прохождения сертификации предусмотрена 20% надбавка и повышение квалификационной категории. Любопытно, что тем, кто не создаст электронное портфолио, сертификат не дадут.

Готовится цикл видеокурсов для учителей, растет качество учебников. Педвузы оборудуют физическими, химическими и биологическими  кабинетами, которые сейчас появляются в школах, чтобы будущие педагоги учились в реальных условиях.

Не запрещено домашнее образование, но работает аттестация на четвертной основе.

— Родители принимают такое решение, потому что недовольны тем, как школа форматирует их дитя. Поэтому нужно сделать школу, из которой не будут хотеть забирать.

Кроме того, в Украине активно развивается частное образование, с этого года утвержден принцип “деньги за ребенка”, когда в частные школы идет небольшое финансирование из бюджета.

К сожалению, представителей государства от Беларуси на конференциях не было. Некому было поделиться с соседями, как у нас с образованием обстоят дела, что в фокусе, какие проведены реформы, какие есть результаты. И за руку с министром (как это было в случае с министром образования Украины) негде поздороваться и побеседовать.

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.


Обсуждают сейчас