Сейчас на сайте
Акции и события
С 31 мая по 2 июня пройдет Минский открытый роботурнир
Это интересно
Три вопроса, которые не стоит задавать молодой матери Пары рассказали, какие «имена» они придумывают друг другу
Фотофакт
23 фотографии из семейных архивов, которые приведут в ужас современных родителей 30 лучших идей для романтичных фото
Школьная жизнь
"Это то, что приносит мне настоящее удовольствие". Молодой педагог о том, что держит его в профессии
Отношения взрослых
"А что мне будет, если я жену зеленкой оболью?". Обратная сторона домашнего насилия 5 вещей, которые помогут укрепить семью
Отдых и путешествие
Как упаковать чемодан в отпуск, чтобы все поместилось Как выбрать чемодан для путешествия мечты
Личный опыт
«Три дня не ела ничего, кроме хлеба и воды». Каким бывает домашнее насилие От чего зависит размер и форма груди после родов и кормления?
Новости компаний
Лучшие детские лагеря на летних каникулах 2019

Чему на самом деле учит школа: подчинение, бесправие, эйджизм

19 апреля 2019 года
20

«Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь / Учат в школе, учат в школе, учат в школе» — чему ещё учат в школе? Ученица одиннадцатого класса Анастасия Харитонова рассказывает, какие навыки, кроме решения уравнений и написания сочинений, прививает современная школа.
 

Источник фото: @charlotte.ager
 

В обществе принято говорить о том, что школа — важнейший институт социализации, что она готовит ребёнка к «настоящей жизни». Попробуем взглянуть на этот этап образования с другой стороны: какие установки мы несём с собой в жизнь, покидая школьные коридоры? Вот некоторые жизненные уроки, которые лично я вынесла за 11 лет обучения в школе.



Ошибки недопустимы

В начальной школе мне и моим одноклассникам, бывало, ставили четыре за абсолютно безошибочную работу. Учительница аргументировала это тем, что в работе «слишком много исправлений». Логика такова: исправляешь — значит, сомневаешься. Сомневаешься — значит, не знаешь.

Уважать за возраст, а не за личные качества

Я никогда не забуду, как однажды школьный завуч кричала на мою одноклассницу и не давала ей возразить со словами:

Сначала окончи школу хотя бы и доживи до моих лет, а потом, может быть, я тебя и послушаю.

Вот вам, школьники, жизненный урок: уважения можно добиться цифрами в паспорте. Да что там, элементарного права говорить можно добиться исключительно цифрами в паспорте! Ещё с начальной школы мы слышим постоянный призыв: «Взрослых надо уважать». Не умных, добрых, смелых и честных людей. Взрослых. И точка.
 

Источник фото: @charlotte.ager

Проще — лучше

Школьное образование практически не предусматривает творчества. Вписаться в формат — вот что часто становится единственной целью при выполнении какого-либо задания. Особенно это чувствуется в старших классах, когда приближаются экзамены. Всё чаще начинает звучать фраза «Не заморачивайся, на тестировании такого не спросят», а то, что принято называть школьным сочинением, неизбежно превращается в набор клише и вымученных неискренних фраз про любовь к родине и белым берёзкам. Зачем размышлять, если это никак не поможет попасть в критерии оценивания?

Выученное бесправие

Конкурс военно-патриотической песни, конкурс сочинений, сбор макулатуры, олимпиада по экологии… Как много в школе проходит мероприятий, в которых должен поучаствовать именно ты! Чувствуешь, что не имеешь права сказать «нет», потому что, по сути, не принадлежишь себе, пока находишься в школьных застенках. К словам, что участие добровольное, всегда неизбежно прибавляется «добровольно-принудительное».

Учителя почти никогда не объясняют, какой вообще прок во всём этом участвовать, но часто манипулируют фразами вроде «не заставляй меня разочаровываться в тебе», которые неизбежно заставляют чувствовать себя виноватым. За что? Стоишь на сцене и с обречённым видом поёшь вместе со всеми что-то про великую войну, так и не успев разобраться. Терзаешься из раза в раз довольно противным чувством, которое не даёт спокойно жить. Имя этому чувству — беспомощность.

В бесконечном круговороте нет возможности задаться простым вопросом: кто я вообще — человек или ресурс для выполнения ежегодных школьных планов?
 

Источник фото: @charlotte.ager

Подчинение

Школа неизбежно учит подчиняться неестественным для человека правилам:

  • Коллективное выше личного. Сколько раз за школьную жизнь вы слышали фразу „Я“ — последняя буква алфавита»?
  • Учитель важнее ученика. Формально все, конечно, равны, но некоторые равнее, иначе не существовало бы ужасной фразы «звонок для учителя».
  • Никто не ценит человеческую индивидуальность. Не выделяться в условиях школьной системы — гарант успеха. Если ты «слишком умный», вероятно, тебя будут недолюбливать одноклассники. Если «слишком глупый» — учителя. Всё, что остаётся, — существовать в условиях жёстких рамок и ярлыков, найти своё место в этой странной иерархии.
     

Источник фото: @charlotte.ager
 

Школа учит не задаваться «лишними» вопросами. Не думать, действительно ли все полученные знания пригодятся в жизни и как розовые волосы помешают хорошо учиться. Ребёнок учится молчать, когда хочется говорить, сидеть смирно, когда хочется бегать, и наоборот — по той же схеме.

Ситуация, когда главной мерой успеха становится одобрение взрослого, неизбежно приведёт либо к активному бунту, либо к трусливому смирению и постоянному ожиданию конца, если со школой не повезло.

Источник: mel.fm



Обсуждают сейчас