"КПД нашей школы - 20%”. Писательница Евгения Пастернак о воспитании детей и проблемах в образовании

29 марта 2019 года
50

Евгения Пастернак пишет в дуэте с Андреем Жвалевским книги для подростков. А еще она мама двух дочерей, создательница интернет-платформы для подростков и их родителей, а также ярый борец с недоразумениями в системе образования. Мы узнали, как Евгения воспитывает собственных дочерей и почему не боится восставать против проблем в школе.


Источник фото: архив героини

"Сейчас бы наслаждалась материнством и ничем не заморачивалась"

Дочки Евгении уже взрослые (старшей – 22, младшей – 14), но собеседница все равно в красках помнит свой первый опыт материнства. Это сейчас она здраво рассуждает про необоснованные страхи молодых мам. А тогда, больше 20 лет назад, все казалось очень важным.

Мы постоянно что-то стирали, кипятили, утюжили и делали много других лишних телодвижений. Сегодня, кажется, я бы просто наслаждалась материнством, ничем лишним не заморачивалась. Но тогда много страхов и огромная ответственность все заслоняли. Немного жаль, если честно, потерянного времени.

В садик старшую дочь Евгения отправила только в 4 года, ведь тогда она пыталась все делать "правильно". Оглядываясь назад, героиня удивляется, как она, настолько активный и деятельный человек, смогла просидеть дома четыре года.

Позиция жертвы, когда мама приносит себя и свои интересы в жертву ради ребенка, глобально неверная. Мама наступает себе на горло, а ребенок это чувствует.

“Ребенок никому ничего не должен"

Младшая дочка в семье Пастернак появилась спустя 7,5 лет. И к ней у родителей было уже совсем другое отношение. Ребенок ел и спал по удобному ему графику, а родители продолжали вести активную жизнь без всяких «жертвоприношений».



То, что казалось невозможным с маленьким ребенком на руках в первый раз, стало реальным во второй. Например, путешествия, которых в этот раз было в избытке. А маленькая дочка спокойно могла поспать в нужное ей время на заднем сиденье автомобиля.

Когда ребенок живет по чужому графику

Как и многие родители, Евгения очень хотела дать своим детям максимум знаний, поэтому со старшей дочкой перебарщивала с дополнительным обучением.

Сейчас мама убеждена: если английский ребенку не нужен, можно нанимать толпы репетиторов, но не получить результата. А когда самому ребенку эти знания понадобятся, он получит их намного быстрее и эффективнее.

Эта внешняя попытка создать вокруг ребенка активность, скакать вокруг него с кучей преподавателей, на самом деле, идет во вред. И проблема наших детей чаще всего в том, что они настолько привыкают все делать под давлением, что когда его убирают из повседневной жизни, вообще не понимают, чем им заняться.

Муштра с домашним заданием или подготовкой к контрольным – из той же "оперы". Писательница утверждает: это поможет получить хорошую отметку один раз, но в следующий раз без указки ребенок не сделает ничего. И уж тем более не полюбит предмет, по которому его "муштруют".

Важно думать, что давать своему ребенку: рыбу или удочку.

Существует заблуждение, что если постоянно составлять ребенку график,  это научит его в будущем ценить время и жить по расписанию. Ничего подобного! Это научит его жить по чужому графику. И потом, когда он женится или выйдет замуж, диктовать ему условия будет муж или жена. Или старший брат. Или начальник на работе. Вы изначально настраиваете ребенка на то, что кто-то будет планировать его жизнь.

Безделье иногда бывает на пользу

Писательница советует не бояться "отпускать" детей в безделье. Будет лежать на диване и ничего не делать? Прекрасно. Ведь  вряд ли он когда-нибудь захочет рисовать, если перед этим не поскучает и не задумается, чем бы ему заняться.


Источник фото: архив героини


Угрозой может быть только интернет. Если ребенок круглосуточно пользуется планшетом и телефоном с доступом в интернет, безусловно, он может так и остаться лежать на диване. В этом случае родителям стоит вмешаться и сократить время пребывания ребенка в виртуальном мире. Чтобы тот научился слушать себя и свои желания, а не только выполнять распоряжения старших.

"Что должен ребенок? Не умереть с голоду"

Отвечая на вопрос, что ребенок должен уметь делать в определенном возрасте и какие у него должны быть домашние обязанности, Евгения уверенно заявляет: "Ребенок должен не умереть с голоду при полном холодильнике".

Мама  уверена, что при отсутствии еды ее 14-летняя дочь возьмет деньги или карточку, купит в магазине все необходимое и приготовит из продуктов самые простые блюда. А захочет готовить что-то сложное – всегда пожалуйста!

В вопросе домашних обязанностей Евгения опять же против жесткого принуждения.

Если все время заставлять ребенка убирать, он не научится убирать сам. А будет ждать, что его заставят все сделать. У меня в квартире чисто, это норма. И мне кажется, что когда дети вырастут, они эту норму перенесут в свою взрослую жизнь. И не надо никого заставлять.

Нельзя делать за ребенка домашние задания!

Евгения Пастернак категорически против активного участия родителей в учебе детей. Мы сами формируем порочный круг, делая за ребенка домашние задания и поделки. Вместо этого лучше просто пообщаться с детьми и вместе получить незабываемые эмоции. Например, погулять вместе по лесу, собрать листья, послушать птиц.

У нас часто наблюдается одна и та же проблема: сначала родители жалуются на то, что ребенок непослушный, а потом на то, что он инфантильный. И почти никто не понимает, что это две стороны одной и той же медали, и одно вытекает из другого.  Чаще, по моим наблюдениям, этим грешат мамы мальчиков.

"КПД нашей школы 20%"

Евгения имеет очень активную позицию относительно школьных лже-активностей. Ее высказывания против насильственной подписки на газеты и журналы, сбора  макулатуры и "добровольно-принудительных" мероприятий по субботам хорошо известны в соцсетях и многих СМИ.

А около полутора лет назад писательница написала открытое письмо в адрес Министерства образования, высказав вслух все, что накипело.

Последней каплей для меня стали разговоры о возвращении к 5-балльной системе. Я четко видела, что за те 15 лет, что наблюдаю за школой, ситуация в нашем образовании только ухудшается.

По мнению Евгении, учебники с каждым годом становятся все хуже, а новые пишут «наспех». Условия пребывания детей в школе вызывают вопросы - классы переполнены.

Никакой вариабельности в образовании, а закрытие гимназий - последний гвоздь в крышку гроба. А самое страшное, что нашу систему образования не интересуют реальные знания, интересуют только мнимые оценки. То, что сделали в этом году с подсчетом баллов на ЦТ, это преступление. Если можно случайным образом "натыкать" на 50 баллов из 100, зачем вообще учиться?

Камера хранения для детей?

По словам героини, школа сегодня служит скорее “камерой хранения” для детей. КПД школьных знаний и умений, которые получают дети, составляет  около 20%. В подтверждение своих слов Евгения приводит простой пример.

Когда старшая дочка решила изучать физику и попробовала сдать тестирование, опираясь на школьные знания, она получила 30 баллов. В течение одного учебного года она занималась с репетитором, и следующее тестирование сдала уже на 90 баллов.

Репетитор 2 часа в неделю – и все! И больше ничего. Внимание, вопрос! Зачем она все эти годы ходила в школу на уроки физики? Вот такая у нас школа. Что мы можем сделать? Не молчать. Называть вещи своими именами. Это тоже крайне важно – искоренять из себя традиционный белорусский страх "если я что-нибудь скажу, то отыграются на моем ребенка, сделают ему хуже". Не сделают!

Личный опыт: когда молчать не стоит

Евгения вспоминает случай с дочкой, когда она как мама позволила себе громко высказаться о проблеме.

Старшая дочь заболела ветрянкой во время вступительных экзаменов в гимназию. Один из экзаменов был перенесен на конец августа. А когда мама и дочка пришли в гимназию в назначенное время, услышали ответ: "Мест нет".


Источник фото: архив героини


Евгения не была согласна с тем, чтобы ее дочь с отличными знаниями и оценками распределили в одну из школ района по "остаточному принципу". Ведь экзамены она пропустила не по собственному желанию, школьница болела. К ужасу родственников, писательница пошла на открытый конфликт со школой.

Не буду подробно описывать свое состояние и свои действия в тот момент, но через 3 дня мой ребенок был зачислен в гимназию. Мне многие кричали: "Дура! Что ты делаешь?! Ей все равно не дадут там учиться!" Но реально ни разу никто не "припомнил" ни ей, ни мне эту ситуацию.

Евгения уверена: если педагог отыгрывается каким-то способом на ребенке, это перечеркивает все его положительные качества. Нужно ставить вопрос профпригодности учителя.

"Почему дети совершают суицид? Потому что не уверены, что их любят"

Главное же, что требуется от родителей, по мнению писательницы, это любить ребенка, всей душой, без остатка. Безусловное принятие – главный фактор счастливого родительства и гармоничного детства.

Мы с Андреем Жвалевским написали много книг, где главные герои -  подростки. Две из них про очень сложные проблемы - наркотики и суицид. Почему дети в это вовлекаются? Потому что не уверены, что их любят. Или, к примеру, девочка беременеет в 9 классе и жутко боится прийти к маме и все рассказать. Я хочу быть такой мамой, с которой не страшно поделиться даже такими проблемами.

Индикатором хороших взаимоотношений в семье Евгения считает как раз готовность ребенка прийти к родителю и признаться, что он "накосячил". И неважно – плохая это отметка, украденный у подруги телефон или что-то еще. Важно, чтобы рядом был взрослый человек, который всегда поможет найти правильное решение.

Ирина Латыш

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.


Обсуждают сейчас