Сейчас на сайте
Это интересно
35 идей, как сделать эту весну незабываемой для ребенка "Дети помнят все". Философские картинки о самом главном
Школьная жизнь
«Для современных детей урок в виде монолога учителя — настоящая пытка»
Здоровье
Как понять, что у ребенка не банальная простуда, а коварная болезнь? Вся правда о менингите
Отношения взрослых
"Родила ребенка от женатого мужчины". История с несчастливым концом «Мечтали о квартире и прибавлении в семье, а сейчас на грани развода»
Женский мир
5 советов от стилиста, как создать яркий весенний образ с минимальными затратами
Личный опыт
Как я ходила с дочкой в театр (и пожалела об этом) "Была мысль, что я ненормальная". Опыт минчанки, которая родила сама после кесарева
Добрые дела
Спортплощадка для детей-сирот: когда спорт – не прихоть, а возможность встать на ноги
Психология и воспитание
Cоло-родительство. Как вести себя, когда ты у ребенка одна Как сделать из ребенка 100%-алкоголика: 5 беспроигрышных стратегий

«Люди часто не знают своих сильных сторон, а гордятся слабыми». Как школьница искала свою профессию

31 января 2019 года
29

Настя - ученица 11-го класса обычной минской школы. В этом году девушка планирует поступать в БГУ на дизайнера, но прежде чем сделать этот выбор, она очень долго думала. Рассматривала варианты психолога, турагента и стюардессы…

Выбор профессии для многих выпускников и родителей - тема болезненная,  помочь им предлагают специалисты, которые занимаются профориентацией. Какой результат можно получить по итогу? Настя согласилась принять участие в эксперименте и пройти тест на склонности к разным профессиям. 
 

Попробовали помечтать

До встречи с психологом-профориентологом Анной Исаенко выпускнице предложили пройти 5 психологических тестов: на интеллектуальный потенциал, обучаемость, вектор интересов, тип характера и структуру творческих способностей. Тесты абсолютно разные - где-то приходилось решать задачки, где-то додумывать и дорисовывать картинку, а где-то выбирать утверждения, с которыми согласен.

Специалист пояснила, что тесты -  это как измерение температуры для врача-педиатра. Разговор с подростком - самое главное, поэтому особенно важно, чтобы все участники эксперимента встретились для обсуждения.

На встречу Настя пришла с папой. После короткого знакомства Анна предложила школьнице пофантазировать: представить, что ей уже 30, она молода, умна и имеет профессиональный опыт. Какая это будет работа, чтобы хотелось туда бежать со всех ног, потому что там здорово и классно?



Настя не смогла сходу ответить, поэтому Анна стала задавать наводящие вопросы.

  • Во сколько ты встаешь в жизни своей мечты?
  • Что делаешь дальше? Остаешься в любимых джинсах на кухне и работаешь дома или едешь в офис?
  • То, куда ты ездишь, где географически расположено в твоих мечтах? Представь, что здравый смысл вышел за дверь,  где это – Минск, Москва, Нью-Йорк?
  • Ты ездишь на работу в метро? На машине?
  • В какой организации ты работаешь: она крупная, средняя или маленькая? Государственная или частная?

Анна объясняет, для чего все это нужно: если не ставить себе амбициозных целей и не тащить себя, как Мюнхгаузен за волосы, можно не достичь вообще ничего.

Человек, который борется за место под солнцем, стремится превзойти самого себя, у него глаза горят, и он знает: если не сегодня, то завтра он сделает то, о чем мечтает. Он живет по принципу n+1, где n – число неудачных попыток, но он делает на одну-две больше. Нарабатывается опыт за эти неудачи.

Настя ответила, что не думала о том, где бы она хотела жить. Но уверена, что из-за работы сможет переехать в любое место.

Специалист направляла Настю, приводила примеры и аналогии:

В душе есть образ и по неволе ты к нему будешь идти. Давай применим такую аналогию: ты как бы сидишь в папиной машине на заднем сиденье, а родители впереди. Они между собой обсудили маршрут, прикинули ресурсы, а ты можешь просто иметь мнение по этому поводу, нравится тебе то, куда они едут или не нравится. Твой голос совещательный. Но это закончится рано или поздно. Рано или поздно ты сама начнешь ставить цели и поворачивать руль своей жизни по своему усмотрению. Мамин и папин голоса станут совещательными. И для этого, как минимум, надо знать, куда ты хочешь двигаться. Вот чем водитель отличается от пассажира – он знает цель, он прикидывает варианты маршрута, рассчитывает, хватит ли топлива и прочее. 

Настя уже выбрала вуз, но Анна об этом не знала до конца эксперимента. Она продолжала расспрашивать школьницу:

Ты узкий специалист-эксперт, и ты знаешь все об одной области? Ты работаешь в какой-то компании, но сама по себе?  Либо ты член команды: у вас какое-то количество человек в подразделении, и вы весело сражаетесь за достижение каких-то общих целей? Или ты руководитель этой команды, тебе подчиняются люди и ты кому-то подчиняешься? Либо ты генеральный директор: несешь ответственность за все перед учредителями? Либо это вообще твой бизнес: ты эту идею придумала, реализовала, всех наняла?

Настя решила, что она хочет быть узким специалистом в своей области.
 

Искали "область одаренности"

Тогда Анна предложила представить ситуацию, что Настя осталась на целый день одна дома, дел никаких нет, полная свобода.

Что бы ты делала? Что наполняет твою душу энергией, радостью, что ты можешь делать часами, не уставая, в удовольствие? Даже если кому-то это кажется глупостью. Что ты больше всего любишь?

Настя сказала, что она бы отдыхала. Под отдыхом школьница понимает общение в социальных сетях с друзьями, рисование и просмотр сериалов.

Эксперт пояснила, что сейчас она ищет область одаренности школьницы. Признаком одаренности является "наднормативная мотивация": человек проявляет повышенную активность в какой-то области, выходит за рамки требований, его мотивация ненасыщаема.

Если это физика-математическая одаренность, то все счастливы: ребенок приносит из школы «десятки», задачки просит. Наблюдаешь ли ты за собой такое по какому-то предмету? Где ты проявляешь сверхнормативную мотивацию? Не задали ничего, а ты все равно занимаешься.

Настя не смогла назвать такой предмет.

Значит, твоя область одаренности не в академической сфере. Это ни хорошо, ни плохо. Просто в академической сфере человек получает отметки и может отслеживать свой успех на фоне других. А в других видах одаренности отметок нет, и человеку кажется, что он не одаренный, но это не так. 

Специалист пояснила, что очень важно найти наднормативную мотивацию. В идеале, чтобы эти интересы были положены в основу работы, чтобы по пятницам не праздновать освобождение от «офисного рабства». Работа – это как минимум 40 часов в неделю, самое лучшее время, самые активные силы человека. Неправильно, чтобы работа истощала.

Где твоя энергетика? Где ты не устаешь? Все равно идешь туда – раз – и  прыгнула.

Разговор снова вернулся к компьютеру, социальным сетям и просмотру сериалов.

Какие сериалы ты смотришь? Название не надо, но если можешь, обобщи, что тебя к ним магнитом тянет? Что тебя интересует?

Настя поделилась, что любимого жанра у нее нет, просто интересно, "что там дальше будет". Анна Исаенко, в свою очередь, продолжала нащупывать «зону интересов»:

То есть тебе не важно: детектив это, драма или комедия? Но что-то общее есть?  Интересно ли, как микроскоп работает? Как детектив приходит к своим выводам?

Очень медленно, с помощью наводящих вопросов, Настя и Анна пришли к выводу, что школьнице нравится мыслительный процесс в детективах, кроме того во всех фильмах интересуют отношения между людьми.

Анна продолжила опрос:

Что ты делаешь в социальных сетях? Без деталей. Сколько ты можешь там просидеть?

Настя призналась, что в социальных сетях может провести весь день: общаться, слушать музыку, бродить по группам. В группах школьница любит красивые картинки и смешные записи, а общение у нее построено на обсуждении каких-то событий.

Многие родители сегодня с опаской относятся к чрезмерному, на их взгляд, увлечению соцсетями. На самом же деле им стоит доброжелательно проявить интерес к тому, ЧТО подросток ТАМ ДЕЛАЕТ. И тогда может стать яснее проблема выбора профессии. Подросток может таким образом проявлять свою коммуникативную одаренность.

Источник фото: pixabay.com
 

Вопросы продолжались:

Есть такая область, где друзья тебя считают экспертом? Спрашивают твое мнение?

Оказалось, к Насте обращаются за советом в ситуациях, связанных с отношениями между людьми. Психолог объяснила, что у слабаков совета не просят. Люди не спрашивают совета, что надеть у человека, который плохо одевается. И совета в отношениях не будут спрашивать у того, кто сам в этом не разбирается.

Это неосознанное признание твоей силы в этой области. Значит, ты в этом сильна.

Анна подвела итог: Настю в социальных сетях интересует общение с друзьями, где они помогают друг другу справиться с оценкой или переживаниями тех или иных ситуаций,  в фильмах ее также интересуют отношения между людьми. Вдобавок, друзья часто просят совета, что делать в той или иной ситуации. 

Ты говорила, что рисуешь. Что ты рисуешь по зову души, и много ли уходит на это времени?

Настя призналась, что хотела бы больше уделять времени рисованию, но у нее учеба, курсы и домашняя работа - почти не остается на это сил. 

Когда у человека одаренность в определенной области, домашние задания ему не важны, он берет и рисует. Так вот, ты без рисования можешь жить? Или запланировала порисовать, но нашла себя в Фейсбуке? Не надо этого стесняться.

Настя поделилась, что увиденная картинка может побудить девушку перерисовать ее, возможно – добавить что-то свое, а собственные сюжеты школьница рисует реже.

Что говорят тесты?

После 1,5-часового разговора участники перешли к результатам тестов, которые школьница прошла еще до встречи. Анна развернула ноутбук, чтобы все смогли видеть выводы.

Интеллектуальный потенциал у Насти оказался высоким.

Смысл такой: высокий интеллектуальный потенциал нуждается в реализации. И самой лучшей реализацией  могут стать высокие достижения в профессии. 

По результатам теста способностей у Насти хорошо развиты все интеллектуальные операции: анализ, сравнение, классификация и способность к обобщению.

Еще один тест показал, что у Насти есть конкурентное преимущество: она способна генерировать идеи, и оригинальность идей зашкаливает. По результатам теста у школьницы очень оригинальное мышление, она любопытна, умеет трудиться над воплощением идеи и знает, как рассказать об этом.

Люди часто не знают своих сильных сторон, а гордятся слабыми: где я потрудился, преодолел препятствия и трудности,  этим я горжусь и считаю, что это моя сильная сторона. На самом деле, это твоя слабая сторона, поэтому ты там пахал и трудился, а своей сильной стороной ты живешь, как дышишь, и думаешь, что все так умеют.

Тест интересов показал, что у Насти в равной степени сформирована тяга с к психологии и к изобразительному искусству.

Настя отказалась от мысли стать психологом, потому что, по ее мнению, в нашей стране к психологу не ходят, но Анна напомнила ей, у кого она сейчас, а также сказала, что психолог может быть специалистом по работе с персоналом, менеджером по персоналу. Психолог работает везде, где есть люди.

Анна подчеркнула, что не может знать, какое направление в психологии понравится школьнице, но привела пример: существует такое направление, как арт-терапия, где соединяются оба интереса Насти.

В этот момент отец школьницы, который старался минимально вмешиваться в разговор, рассказал, что дочь собирается поступать на дизайн интерьера.

Успешный дизайнер в глубине души успешный психолог. Ты будешь разрабатывать дизайн для людей, и твоя успешность будет зависеть от того, хорошо ли ты установила контакт с человеком, вникла ли в то, кто он, что любит, какой стиль предпочитает.


 

Анна считает, что даже будучи дизайнером Насте не стоит забрасывать интерес к психологии:

Дизайн - хорошо, но ты без рисунков можешь. Или больше уделяй этому внимания и рисуй для людей. Представляй, кто заказчик, какой образ жизни он ведет, какой стиль мебели ему подойдет, какой цвет.

Анна уверена, что интерес к психологи взаимоотношений людей, который проявляет Настя в соцсетях и в просмотре сериалов, поможет Насте стать успешным дизайнером. Надо только перевести этот интерес на более высокий уровень знаний в области психологии общения. Ведь интерьер наших жилых комнат - это продолжение нашего душевного мира.

Успешный дизайнер должен уметь проникнуться потребностями клиента. Понять, что он хочет получить от интерьера - активизацию, успокоение, подчеркнуть неповторимость его утонченного внутреннего мира...

В конце встречи эксперт предложила Насте попробовать свои силы сейчас: разработать дизайн для какой-нибудь комнаты дома, если разрешат родители. Папа Насти с радостью предложил дочке обустройство детской комнаты для младшего брата.

Что думают участники эксперимента?

Несмотря на длительность беседы, все участники были воодушевлены. Папа Насти сказал, что он считает психологию более перспективным направлением, чем дизайн. Он хотел бы, чтобы Настя выбрала именно психологию. Но уверен, что родители не должны указывать детям, какой вуз выбирать. Он готов поддержать любое решение дочери.

Настя была немного в смятении, так как она уже определилась с вузом и факультетом, конечно, отступать она уже не планирует:

Я решила связать свою жизнь с профессией дизайнера, и тесты подтвердили мои мысли. Интересно, что психология мне тоже подходит, хотя раньше я сомневалась в этом.

А вы знаете свои сильные стороны?



Обсуждают сейчас