Сейчас на сайте
Все о детях
Известный в Минске стоматолог рассказывает о родительских ошибках
Это интересно
Во что можно превратить палочки от мороженого? 15 идей для летних занятий с детьми Детские рисунки, которые заставляют взрослых краснеть
Школьная жизнь
Рейтинг школ по итогам ЦТ в 2018 году (сплошные гимназии и лицеи)
Отношения взрослых
"Мне скоро в гроб, ничего нам не надо". Когда родители себя похоронили Какой видят семейную жизнь молодые ребята
Женский мир
Прочитала с детьми сотни книг и открыла свой бизнес. Мама троих сыновей делится вдохновением Удивляем свекровь французским пирогом всего за 15 рублей (свекру тоже понравится) Неприглядная сторона материнства, которую принято замалчивать
Личный опыт
Выросла с мамой, которая всю жизнь болела шизофренией Как научить ребенка любить свое тело? Советы от мамы, которая прошла через анорексию и булимию
Психология и воспитание
В анонимном центре для подростков нам рассказали о случаях, про которые должны знать все родители
Новости компаний
Лучшие детские лагеря на летних каникулах 2019

Эксперимент: стала ли школьная программа сложнее?

22 января 2019 года
5

Говорят, современным школьникам стало учиться сложнее, чем нам. Даже президент недавно не удержался от критики: "Неужели так жизнь ускорилась? Неужели всех их математиками готовим?". Мы решили провести собственный эксперимент. Ученики 5-го и 10-го классов протестировали старые учебники. Что из этого вышло? И что говорят эксперты о современной школьной программе?

 

Часть 1. Сравниваем программу 5-го класса
Математика

Пятиклассник Рома учится в обычной столичной школе. По математике у него твердая "девятка". Рома щелкает школьные задачки из современных учебников как орешки, значит, ли это что книжка для пятиклассников 1978 года ему покажется совсем детским лепетом? 

Для начала мы сравнили содержание учебников, которые были изданы с разницей больше 40 лет. 
 

Современный и старый учебник по математике для 5 класса
 

Понятия "множество" и "подмножество" в пятом классе еще не проходили, но полагаясь на логику, Роман справился с задачами на первых страницах.

Задачи на повторение он назвал «легкотней», и на 5 задач с дробями и процентами в условии у Ромы ушло не больше 5 минут. Правда, он сделал ошибки в двух задачах из-за невнимательности, но тут же нашел их и исправил.



Этот результат можно назвать отличным, поскольку проценты современные пятиклассники еще не проходили, а дроби только начинают изучать. То есть изначально задачи в книге 1978 года уровнем сложности повыше, нежели сейчас. Но здесь надо учитывать, что раньше дети учились всего 10 лет, а сейчас - 11. Возможно, поэтому программа по темам была более насыщенной. 
 

Современный и старый учебник по математике для 5 класса
 

Пролистываем еще несколько страниц вперед. Роме предлагают решить пример, который мальчик называет "слишком сложным" и пасует перед ним. 

Английский язык

Для эксперимента мы взяли учебник по английскому языку 1966 года. В тексте Рома встретил всего два незнакомых слова, но перевел все без сложностей и ответил на вопросы. Можно предположить, что сложность программы английского языка не изменилась. 
 

Современный и старый учебник по английскому языку для 5 класса

История

Мы сравнили современный учебник по истории древнего мира и учебник по истории 1962 года для 5 класса. Темы в обоих случаях  примерно совпадают, но Рома сказал, что в старом учебнике больше фактов. 
 

Современный и старый учебник по истории для 5 класса

В старом учебнике меньше лишней информации для красоты и больше фактов.  Мне это нравится больше. Воспринимать информацию несложно. 

Часть 2. Сравниваем программу 10 класса
Алгебра

Тимур учится в 10 классе обычной минской школы. Для эксперимента мы взяли учебник по алгебре для 10 класса 1967 года.

Молодой человек сказал, что темы, изложенные в старом учебнике, они в школе еще не проходили. Но некоторые вещи ему знакомы - он их изучал самостоятельно, некоторые дополнительные материалы давала учитель.

Современный и старый учебник по алгебре для 10 класса
 

Тимур показал содержание своего учебника – то, что выделено карандашом, в 10 классе не изучают. Эти темы не входят в школьную программу обычных средних школ, их изучают только в лицеях и гимназиях с математическим уклоном. 

Геометрия

Учебник по геометрии удалось найти только для 9-10 класса 1978 года. Но и тут современная программа школьнику показалась легче. 
 

Современный и старый учебник по геометрии

Доказательства теорем мы не учим, но выводим с учительской помощью. В принципе, если знать все, что мы прошли, то это не трудно… Но мне кажется, наш учебник легче. 

Физика 

Взглянув на содержание учебника по физике для 10 класса 1982 года, Тимур сказал:

Такие темы мы еще не изучали. Задачи смотреть бесполезно, в идеале такое надо давать учащимся 11 класса, так как это их темы.

Современный и старый учебник по физике для 10 класса

Что говорят эксперты?

Евгений Ливянт, учитель математики и физики, репетитор, соучредитель образовательного центра «100 баллов»:

- Не стоит напрямую сравнивать учебники для 5 класса 70-х годов с современными, так как до середины 80-х годов в школе была «десятилетка». Поэтому данный учебник и по темам, и по сложности больше соответствует нашему современному учебнику для 6 класса. Если же сравнивать программу по математике для 4 - 5 классов советских школ и 5 - 6 классов белорусских школ, то существенных изменений не произошло.

Если говорить о старших классах, то есть несколько серьезных тем, которые убрали из курса математики и физики в старших классах. Из математики убрали темы – производные, вектора и интегралы, иррациональные неравенства и тригонометрические неравенства. Из физики убрали важнейшую тему - статику, нигде в мире не убирают эту тему, можно убрать, что угодно, только не эту тему. Это наука о равновесии. Также убрали переменный ток и ток в разных средах.

С этой точки зрения программа стала проще, а по сложности решения задач – наоборот. Если сравнивать с тем временем, когда я поступал, сложность задач по математике и физике возросла неимоверно. По сложности мои задачи на вступительных экзаменах в 1983 году – это детский сад по сравнению с тем, какие задачи должны решать абитуриенты в этом году, в прошлом году. Особенно тяжелые задачи на вступительных экзаменах были с 2004 по 2008 годы.

Количество часов все время пляшет. Но все равно количество часов по физике и математике по сравнению с cоветским периодом уменьшилось. По физике и математике было гораздо больше часов в обычной сельской школе, чем сейчас.

В итоге, на мой взгляд, программы по многим предметам получились перегруженными. Задачи по математике, физике, химии стали намного сложнее тех, что нам приходилось решать в школе. Просто несравнимо. Сложность материала и перегрузка количества материала возросла в том числе по гуманитарным предметам - по языкам, по литературе, по истории, по географии. Количество и сложность материала возросло не соответствует сегодня ни возможностям учеников, ни их потребностям, ни потребностям времени. Какая-то неимоверная перегрузка всего материала.

Андрей Григорьев, репетитор, член общественно-консультативного совета по вопросам образования при Министерстве образования Беларуси:

- Не думаю, что школьная программа по иностранному языку  стала сложнее или проще. По счастью, иностранный язык такая категория, в которой трудно что-то добавить, убавить или трактовать иначе, чем было, скажем, десять лет назад. Можно только передвигать те или иные темы из одного класса в другой и обратно. Основные изменения коснулись целей и задач процесса изучения.

В наши дни цель не научить читать и переводить, а научить говорить и понимать, другими словами – коммуникации. Вот поэтому, как мне видится, программа может показаться сложнее, хотя это не так. Коммуникативный подход требует большей работы ума, большего запоминания, умения оперировать речевыми моделями и способности переносить их из знакомой среды в не знакомую.

Для современных детей это довольно сложная задача. У них хорошо развиты кратковременная память и интуиция, но абсолютно нет желания тратить время на заучивание слов или выполнение грамматических упражнений. 

Основной недостаток программы по иностранному, как и многих других, на мой взгляд, это чрезмерное наполнение темами и конструкциями, которые по большому счету нужны тем, кто собирается становиться профессиональными лингвистами, и совершенно не нужны для повседневного общения. Отдельно стоит упомянуть и то, что между школьной программой и ЦТ лежит огромная пропасть. Подготовка к выпускному экзамену и подготовка к тестированию две диаметрально противоположные задачи. 

Сергей Ольшевский, бывший преподаватель и чиновник из системы образования:

Думаю, что в этом вопросе нельзя объективно сравнить программу. Во-первых, изменился сам подход к "производству, передаче, хранению и воспроизведению информации". Например, я до сих пор помню цветную книгу про бабочек, которую у нас в поселке выдавали только в читальном зале. И для того, чтобы на улице определить, что это за бабочка, мне нужно было запомнить ее образ. А сейчас с этой задачей можно справиться каждый второй школьник, сфотографировав бабочку и задав поиск в гугле или в мобильном приложении. 

Во-вторых, происходит смена технологических укладов, что также сказывается на образовании. Если раньше, освоив одну специальность, можно было спокойно работать всю жизнь, то сейчас раз 5 нужно будет осваивать разные специальности. Что также сказывается на объеме знаний, который необходим для усвоения.

Поэтому можно сказать, что учиться современным детям стало интереснее, но точно не сложнее. 

Сергей Корнилов, родитель:

Мое субъективное мнение: в школе стало учиться сложнее.

Во-первых, не было понятия среднего балла, который нужен для поступления в университет; это абсолютно коррупционный и необъективный показатель, оценки теперь вгоняют в школьников постоянное чувство вины (источник будущих комплексов), а  родителей - постоянную зависимость от отдельных учителей.

Во-вторых, у педагогов было больше самостоятельности и совсем мало отчетности (нынешняя отчетность - это просто праздник лицемерия), больше возможностей проявить свой педагогический талант.

В-третьих, учебники были более понятными и выдерживали много изданий; большинство нынешних школьных учебников написаны с целью заработать, главное условие при этом, чтобы они были не похожи на предыдущие. 

В-четвертых, было меньше институтов образования всех степеней, а значит меньше оторванных от жизни методик; теперь пройти педагогической, родительской и ученической инициативе "от жизни" через их частокол практически невозможно.

В-пятых, нет практического самоуправления от слова совсем, учиться стало неинтересно (пример - прошлые стенгазеты педагогов и школьников и нынешние школьные сайты, в которых нет места школьникам, родителям и педагогам, они существуют для вышестоящих органов).

И наконец, уроков было меньше, домашних заданий - тоже; это позволяло всем школьникам заниматься в многочисленных кружках, спортивных секциях.

А как вы считаете, стала ли современная школьная программа сложнее?

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.


Обсуждают сейчас