Сейчас на сайте
Конкурсы и проекты
Голосуйте за лучший детский рисунок — победитель выиграет велосипед!
Все о детях
«Привыкаешь, становишься озлобленным». Повзрослевшие детдомовцы вспоминают детство Дети в живописи: как раньше мыли и купали детей
Это интересно
"Я бы и четвертого-пятого родила". Тамара Лисицкая о семейных ценностях "Даже уроки они делают вместе!". Как дети радуются домашним животным
Школьная жизнь
Если ребенок учится плохо, это не показатель тупости Шаг вперед или формальность? Родители и учителя об электронных дневниках
Спорный вопрос
Родителям все должны. О неуважении к чужому труду Мужчина с багажом. Белоруски рассказывают, как строят отношения с неродными детьми
Здоровье
9 симптомов менингита, о которых важно знать родителям
Личный опыт
"Оставляем ребенка бабушке и путешествуем". Как сохранить романтику в браке История большой любви в стихах, которые супруг посвятил своей жене

Накипело. Учитель об антишкольной пропаганде и родительском стремлении «не перегрузить детей»

01 октября 2018 года
111

Сегодня часто традиционным методам обучения противопоставляют новые - когда вместо «зубрежки» дети счастливо играют и вообще не напрягаются. Учитель должен быть товарищем, а можно вообще обойтись без него. Своим мнением о такой тенденции в образовании поделилась известный белорусский педагог и мама троих детей Анна Северинец. 

 

Источник фото: facebook.comАнна Северинец

 

Не скрываю, что я - убежденный противник домашнего обучения, особенно - организованного доморощенно, "на коленке". Однако никто не вправе указывать родителям, как им учить своих детей, поэтому просто пару советов.

1. По поводу игры как основы образовательного процесса 

Далеко не любая игра, о-о-о-очень не любая игра может быть эффективна в обучении. Хорошие, по-настоящему действенные игры продумываются днями, месяцами, отрабатываются и корректируются, меняются в зависимости от уровня детей и обстановки, шлифуются годами и, что важно, растут вместе с детьми.

Инфантильное представление об игре как о чудесном времяпрепровождении, когда все радостно дуреют на ковре без цели и без границ, не имеет ничего общего с учёбой и учением.

Даже в животном мире в процессе обучения детенышей основным навыкам существуют строгие правила игр и внимательный надзор взрослых за этими играми. Что уж говорить о людях.

2. По поводу стремления не перегрузить детей и избежать любого напряжения с их стороны

Такого попросту не бывает. Учение - это труд, и чем быстрее дети это поймут, тем счастливее они будут в своей дальнейшей познавательной деятельности.



Умение сосредоточиться, взять контроль над собой и своими сиюминутными "хочу", умение ставить цели и достигать их, побеждая страх и неуверенность, умение унять собственные инстинкты, умение слушать других и расцикливаться с себя - это очень счастливые умения культурного человека. Пусть иной раз они и приживаются через здравый и разумный диктат взрослого человека - например, учителя.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда, ничего в мире, между прочим, по этому поводу не поменялось.

3. По поводу антишкольной пропаганды

Прямо слышу взрослые слова, сказанные детьми:

Учить наизусть?! Мы что, в школе?! Я не буду учить наизусть! Писать?! Как в школе?! Я не буду ничего писать!

Возможно, каким-то конкретным родителям не повезло со школой в детстве. Не сомневаюсь, что немалому количеству детей не везет со школой сейчас. Но в целом школа, наполненная адекватными взрослыми - это чудесное место, и человечество шло к нему веками, и слава Богу, дошло.

В школе есть масса положительного, хотя об этом сегодня не принято говорить. Из школы дети выносят большое количество по-настоящему прекрасных навыков.

Учение наизусть - базовое упражнение для развития памяти и речи. Письмо рукой (именно рукой, и чем больше) - вообще основной инструмент развития интеллектуальных способностей. И так далее.

4. И про учителей

Между учителем и учеником обязательно должна быть дистанция. Между взрослым и ребенком вообще должна быть дистанция.

Дети обязательно должны понимать, что в образовательном процессе есть человек, на котором лежит ответственность - и значит, он обладает бОльшей полнотой принятия решений.

Нечестно со стороны родителей нагружать этой ответственностью и полнотой детей. Мы же не даем детям в руки спичек, понимая, что для свободного пользования спичками должен случиться определенный возраст и определенный навык. Так же и со знанием.

Дети без внутренних границ - это очень грустное зрелище. Накипело у меня. 

Из комментариев:

"Если бы люди приходили за знаниями сами в школу, универ, на курсы - то кучи проблем не было бы. А так в условиях, когда в очень большом количестве случаев школа родителями и детьми воспринимается как место дневного пребывания, даже если всё правильно организовано... Тюрьма и есть. Извините".

"Могу сказать о себе: ушла из школы с неврозом и до сих пор "комплекс задней парты". Вижу первокурсников. Заставить их открыть рот и высказать свою мысль - подвиг. Любая письменная работа воспринимается как оценочная. Не тренировка, не возможность попробовать. У дочери - прекрасные учителя, опыт трех разных школ, в том числе белорусской гимназии. Но когда она перешла в Лицей БГУ, я увидела очень серьезную разницу. Начиная с того, что она сама встает и не опаздывает, рассказывает об учебе, учителях и одноклассниках. Увы, "не все школы одинаково полезны".

"Я очень хочу, чтобы мой ребенок ходил в школу. И пока мы ходим. Мне нравится наша учительница, но когда я иду по школе, мне становится не по себе от того, что все взрослые кричат на детей... Никто не говорит спокойно... Не думаю, что это хорошо влияет на обучение".

"Все чаще в практике своей встречаю детей "без внутренних границ" и навыков социально приемлемого общения. Из последнего: мальчик 8-ми лет (7 из них прожил с родителями на берегу океана) на домашнем обучении не читает, не считает. Познавательный интерес узко направлен на космос. Позиция мамы: "Мы с мужем не хотим настаивать, хотим подождать , когда он сам захочет читать. Он у нас через силу не может учиться". Как вы думаете, он когда в итоге захочет читать?"

"А меня ужасают огромные ранцы за плечами у детей, да ещё и с мешком с физкультурной формой, и согнувшийся при этом в три погибели ребёнок. Представляете, если бы мы ходили на работу каждый день с такими ранцами, а потом бы ещё домашнюю работу делали?"

"В наших школах очень много принуждения и очень мало выбора. В условиях принуждения очень трудно понять, а что ты хочешь вообще, что тебе нравится. Плюсов в школе столько же, сколько и минусов.  Если бы мне позволяли финансовые возможности, я бы взяла репетиторов для детей по всем предметам - и не нужна школа.

А что вы думаете по поводу новых методов обучения? 



Обсуждают сейчас