Сейчас на сайте
Все о детях
"Дочь заставляют проходить медосмотр второй раз за год". Правомерно ли это? "Света выложила такооое!". Чем наши дети заняты в интернете?
Это интересно
Как семейные женщины ходили на сексуальные тренинги и что из этого вышло «Дома меня ждал полный бардак». Выясняем, как отправить бабушку в декрет? И стоит ли?
Здоровье
Где сделать УЗИ молочной железы в Минске бесплатно или со скидкой Любой выход из дома для Маргариты таит угрозу жизни. Но девочке можно помочь
Женский мир
Берем мужа в охапку - и с собой на роды. Куда - читайте наш обзор Нет сексуальному насилию: как не воспитать девочку типичной «жертвой»? Как не сойти с ума работающей маме. Советы известного психолога
Личный опыт
Белоруски с детьми, которые обходятся без «больничных». Как им это удается? Истории мам, которым пришлось отказаться от своих детей

«Зачем в 8 утра дети тащат свои невинные тела в школу?». Лицом к лицу: родители и учителя поделились наболевшим

25 сентября 2018 года
9

На таком большом родительском собрании вы еще не были! Около 300 человек собрались вместе, чтобы обсудить проблемы современной школы. Это и практикующие учителя, и неравнодушные родители, и представители администрации, правда, только частных школ. По некоторым вопросам у спикеров было прямо противоположное мнение – тем интереснее было слушать дискуссию в зале. 

Мы собрали для вас самые интересные вопросы, которые прозвучали на Большой конференции в Минске 22 сентября.

ВАЖНОЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Нужно ли родителям помогать ребенку учиться? 

Наталья Селецкая, заместитель директора по воспитательной работе СШ №1 г. Минска, учитель начальных классов.



 

- Помогайте там, где реально нужна помощь. Если ребенок собирает портфель сам, значит, передавайте ему эту ответственность. Если он не справляется с математикой, помогайте. Но делать это тоже можно по-разному: решить задачу за него или посидеть рядом и послушать ход его мыслей.

Оставаться в стороне в любом случае не стоит. Вы должны всегда идти за руку со своим ребенком, чтобы он чувствовал поддержку родителей. 



Что делать, если ребенок в классе «белая ворона», и его дразнят?

- В руках учителя изменить эту ситуацию. Если у вас нет возможности как-то повлиять на конфликт, поговорить откровенно с учителем, чтобы он поменял свое отношение. Если этого сделать не получается, вы можете укреплять только силу ребенка и веру в себя. Кардинальные перемены возможны только, когда действуешь сообща (Н. Селецкая). 

Надо ли ребенка хвалить?

Юлия Скрыт, учитель русского языка и литературы CШ №36 г. Минска.



 

- Я за то, что ребенка надо хвалить, причем хвалить часто, баловать, но и спрашивать с него, конечно. Мы как-то готовились к выпускному вечеру и украсили класс, я собрала все наши грамоты-дипломы с 5 по 11 класс. И заклеили ими всю доску. Поверьте, не было ни одной семьи, которая бы перед этим «иконостасом» не сфотографировались. Я видела на их лицах невероятное чувство гордости за детей, и это было очень приятно.

Как быть, если у ребенка не складываются отношения с учителем?

«Нам пришлось перевести старшего ребенка в частную школу, чтобы его «спасти», хотя финансово нам это тянуть нелегко».

- Я всегда за детей. Уже давно перенесла модель общения с собственными сыновьями на весь класс. Рассуждаю так: вы как мама будете своего сына защищать? И я буду защищать. Если вы видите, что защита вашего ребенка только в частной школе – это ваше полное право.  А на месте классного руководителя, конечно, нужно идти в бой. (Ю. Скрыт). 

Есть ли польза от родительских чатов? Это проклятие современной школы или помощник в учебе?

- Мы в своей школе очень стараемся не превращать социальное сообщество в «проклятие». Знаю, что многие учителя этот способ общения просто игнорируют. А я, например, в чате главный администратор, выкладываю почти ежедневно фото, чтобы родители не только со слов видели, что происходит в школе, чтобы считывали эмоции детей (Н. Селецкая). 

Как общаться с ребенком после школы?

- Попробуйте поговорить с ребенком не как все. Спросить: не  «что ты сегодня получил»? А что вы сегодня интересного узнали на уроке истории? А какое произведение вы изучали на литературе? А что из математики тебе нравится больше: алгебра или геометрия? Он поначалу опешит, а потом начнет с вами разговор, и начнется живое общение (Ю. Скрыт). 

Как вы относитесь к гаджетам?  Стоит ли разрешать детям ими пользоваться?

Дима Зицер, автор книг по педагогике, известный блогер и создатель частной школы «Апельсин» (г. Санкт-Петербург).



 

- А вы вообще знаете, что такое детство с гаджетами? Передо мной сидит аудитория, которой в детстве родители говорили:

Будешь смотреть телевизор больше 2 часов в день, и у тебя вытекут глаза!

Значит ли это, что предыдущее поколение учителей и родителей были против нас? Нет, они  просто боялись так же, как боимся мы.

По поводу гаджетов могу сказать, что  только сейчас начинают проводить исследования об их воздействии на детей. И есть доказательства того, что видеоигры безусловно положительно влияют на развитие интеллекта.

Какова роль родителей в школе? 

- Я считаю, что любая школа по определению является частной. Существует заказчик и заказ - это, конечно, очень грубое сравнение, но именно такими взаимоотношениями определяется то, что я делаю.  Любая школа сегодня организовывается  по вашему с детьми заказу, на ваши деньги, государством или Васей Пупкиным. Причем заказчики - это не значит, хамы, которые открывают дверь ногой. Заказчики – это люди, которые ведут диалог.

И основная проблема в том, что большинство из нас не пробовало формулировать этот заказ.  Я никогда не швырну камень в государство, потому что пианист играет, как умеет. Тут надо понять, какой у нас – родителей – запрос? Вы задумывались о том, чем ваш любимый человек занимается там, где он проводит большую часть жизни? (Д. Зицер).

ВАЖНОЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Как учителям стать современными? 

Евгения Гущина, заместитель директора по информатизации в частной школе Stembridge, учитель информатики


- Я считаю, что тут важна командная работа. И на мой взгляд, складывается она не только из сотрудничества внутри методического объединения. Командная работа может быть и со внешними специалистами, например, я пошла в компанию EPAM, чтобы у программистов узнать, как преподавать для современных детей.

Нас же часто обвиняют в том, что мы устарели, что мы что-то не то преподаем, а мир уже ушел далеко вперед. Хорошо, давайте сходим в этот мир и посмотрим, как должно быть! Я учила их педагогике, они меня учили программированию и новому взгляду на мир. 

Я не призываю всех идти за опытом в IT-компании, каждый из нас может найти место, где удастся почерпнуть новое вдохновение и новые грани для развития. Здорово, если есть возможность найти учителей-единомышленников из других учебных заведений. Мой личный рост, например, начался не внутри, а снаружи учебного заведения.

Каким должно быть родительское собрание?

- Вслух я стараюсь подсвечивать сильные стороны учащихся. На родительских собраниях нет фамилий трудного, плохого. Сложные моменты озвучиваю, но без «тыканья пальцами», ведь собрания нужны,  чтобы приумножить наши силы, чтобы родители не боялись приходить и озвучивать самые разные проблемы (Н. Селецкая). 

- Я не люблю родительские собрания и предпочитаю говорить  с родителями индивидуально, с глазу на глаз. И никогда в жизни я на родительском собрании не раскритиковала ни одного ребенка. Я просто представила… вот я сижу на собрании, и моего любимца чихвостят и в хвост, и в гриву…. Это же некрасиво, мне плохо, другим неудобно, и ребенку некомфортно (Ю. Скрыт).

Как учителю выстроить доверительные отношения  с родителями?

- У меня нет такой цели – установить доверительные отношения, это происходит фоново и проявляется в том, что я делаю. А я каждый день чувствую, что делаю что-то важное, что это нужно людям, и такое отношение к моей профессии обеспечивает доверие ко мне как к профессионалу.

С  родителями я стараюсь быть честной, говорить не то, что человек хочет услышать, а в корректной форме рассказывать об успехах и проблемах ребенка, проявлять заинтересованность, быть активным участником того, что происходит в процессе учебы (Н. Селецкая). 


Как полюбить классное руководство?             

Вопрос от коллеги. «Мне очень тяжело нести груз мероприятий и бумаг, поэтому я уже много лет работаю только как предметник».

- Много лет назад, когда я начинала свою работу, моя мама-учитель сказала:

На школьном крыльце ты должна оставить все свои болячки, плохое настроение, семейные проблемы-неурядицы, потому что ребенок в этом не виноват. 

Да, я максималистка, и поэтому по-прежнему пытаюсь доказать себе и всему миру, что в школе может быть интересно, здорово и замечательно. Почти девиз жизни: «Кто если не я?». Я так живу, правда. И держусь этого (Ю. Скрыт). 

Что объединяет учителей и родителей?

- У меня есть традиция: каждый раз в свой ДР я приношу детям конфеты и угощаю всех. Когда я сделала это в первый раз, я не думала, что произведу такой ошеломительный эффект. Я объяснила, что их очень люблю, и поэтому захотела угостить. Как оказалось, не было ни одного ребенка, который бы не рассказал дома про шоколадку, которую ему подарила учительница в день своего рождения.

И мальчишка в классе потом произнес такую фразу:

А мы знаем, что вы нас любите.

И добавил:

Мне иногда кажется, что вы нас любите больше, чем наши собственные родители.

Вот с этого начался наш разговор с детьми о любви. Я считаю, что тема – быть любимым (учителем, родителем) – очень важна для наших детей.

Однажды я составила для себя небольшой опросник, на который  предложила ребятам ответить анонимно. Я спросила, любят ли их родители и в каких ситуациях об этом говорят?  Ответы меня удивили: 

Я не помню, когда мне говорили, что любят.

Мне говорят, что меня любят, когда я болею или когда получу хорошую отметку. 

Встав перед родителями на родительском собрании, я озвучила наши проблемы. Так начался этот большой и сложный, не всегда безболезненный путь любви друг к другу (Ю. Скрыт). 

Какое  главное качество учителя? 

- Это сомнения, это неуверенность в себе. Мы живем с вами в мире, в котором наши учителя не жили. Мы живем в мире, в котором каждую минуту что-то происходит. Мы ничего не знаем с вами, ребята. И я не могу узнать все, но я могу понимать, что учить можно не только таблице умножения, а можно учиться вместе чему-то другому, что вы считаете нужным (Д. Зицер). 

Как учителям стать свободнее?

- Хочется спросить: а вы пробовали вести себя так, как вы хотите, а не так, как вам говорят? Что самое страшное с вами могут сделать? 

Уволить?  Я должен сказать: никого не уволят! Дело в том, что большинство директоров не идиоты, они тоже готовы идти на эксперименты. Я не имею в виду что-то радикальное, но провести урок, сидя в кругу, а не затылком друг к другу, потому что так удобнее – вам точно разрешат!

 


Мы можем и имеем право взять обучение в свои руки, мы - последнее звено, никого нет между нами. Вы скажете: обманывать? Нет, я говорю – быть честными. Ведь когда мы закрываем двери кабинета, мы там остаемся одни. И это не про революцию, это про честность.

Вы только подумайте: в 8 утра, по морозу, в темноте дети тащат свои невинные детские тела неизвестно куда и почему. А у нас единственный ответ:

Все терпели – и ты терпи.

В наших силах сделать так, чтобы детям было понятно, зачем они ходят в школу (Д. Зицер).

Зачем учителю ходить в школу?

Реплика из зала: «Для меня это призвание, я пробовала без этого, но не могу».

- Послушайте, дети ведь не виноваты, что у вас призвание! Всегда, на всех педагогических форумах звучит идея «Я люблю детей», а я всегда отвечаю: «Не надо любить детей». У нас другая профессия.

Чувственное и эмоциональное – это мина замедленного действия. Я не слышал ни одного учителя, который не сказал бы, что любит детей, а знаете, сколько садистов среди них я видел?  

Пописать надо было дома до начала уроков! 

Это что – любовь так проявляется? 

Или это:

В классе должна быть мертвая тишина! 

Когда урок проходит интересно, дети болтают без умолку.

Поэтому я считаю, что любить детей необязательно, важно получать удовольствие от того, что ты делаешь.

Да, я точно знаю, что круче школы ничего нет. Но только при одном условии, если ты там «тусуешься» по полной программе! Потому что мы эксгибиционисты, у нас очень странная профессия, где ты постоянно на виду. Так получите же от этого удовольствие! (Д. Зицер). 



Обсуждают сейчас