Сейчас на сайте
Новости портала
Супруги решили усыновить четверых детей, а потом у них родились пятеро своих«У них не осталось ничего святого». Беременные белоруски выступили против насилия силовиков
Это интересно
Женщины с юмором показали, чем отличается мир соцсетей от реальной жизниВрач-сексолог назвал главные женские ошибки в сексе
Спорный вопрос
В школе-интернате требуют, чтобы дети плавали в бассейне без очков. И это не единственная странность«Дочь плакала, а класс смеялся». Конфликт с учителем привел к тому, что ребенок не хочет в школу
Здоровье
Осенью врачи рекомендуют давать детям витамин D. Узнали, как получить его бесплатно
Личный опыт
С помощью этих фото легко понять, готовы ли вы стать родителемВ семью пришла опека из-за участия отца в митинге. Родители: «Шантаж через детей не сработает»
Психология и воспитание
Как родители калечат детскую психику: примеры очень плохого воспитанияЧто говорить ребенку, если папу (маму) забрали на «сутки»

"Доля обязаловки в жизни неизбежна". Семья испытала на себе альтернативу госшколе и вот к каким выводам пришла

21 февраля 2018 года
164

Государственная школа, гимназия, лицей, частная школа, домашнее обучение - все эти разные формы образования Юлия испытала на себе со своими детьми. О плюсах и минусах каждой из них, а также о своих мыслях на тему образования Юлия поделилась с нами.
 

Источник фото: архив героини

Витя, 16 лет. 
Детский сад - гимназия - частная школа - лицей при ВУЗе. 
“Я сожалею, что все было именно так”

Моему старшему сыну Вите достались не очень осознанные родители. Когда он был маленьким, нам казалось, что есть только один путь обучения: сад - школа - университет. Об альтернативах мы не знали. Но даже если бы и знали, то вряд ли осмелились бы что-то изменить. Уж очень плотно сидели в нас советские установки.

Итак, по порядку.

Детский сад и гимназия. “Вынужденной необходимости в этом не было”

Когда Вите исполнилось 3 года, мы отдали его в детский сад. Теперь я искренне сожалею, что мы это сделали - вынужденной необходимости в этом не было! На тот момент я уже давно работала, с ребенком сидела моя свекровь. Она бы без проблем смотрела за ним и дальше.

Но внутри нас настолько плотно сидела убежденность, что ребенок в три года должен идти в детский сад, что что альтернатив мы просто не видели. Хоть обстановка в саду была ужасная, сын не хотел ходить  в сад, сопротивлялся, плакал, болел.

Через год мы додумались перевести его в другой сад, где обстановка была получше, но оставить его дома нам в голову не пришло.

В школу он пошел в 7 лет. И снова - все было “как положено”. Мы выбрали гимназию. После уроков и продленки с домашним заданием были еще кружки: как и многим родителя, нам казалось, что каждая минута ребенка должна быть заполнена важными делами.



После 4 классов сын успешно сдал экзамены и стал полноценным гимназистом. Сын у меня способный, нагрузку “тянул” вполне неплохо и в систему с большего вписывался.

Неудивительно, ведь с самого раннего детства он жил в атмосфере, где “надо” преобладает над “хочу”.  

К этому времени у меня родилась средняя дочь, у меня появился другой опыт отношений с ребенком, и мне стало проще быть более чуткой и к потребностям сына

Я чаще стала замечать, как он устает. И все больше понимала, что устаю сама: от этих "обязательных" мероприятий по субботам, от необходимости писать заявление или брать справку за каждый пропуск.  Я училась становиться на его сторону в конфликтах с учителями, хотя до сих пор это не самый простой для меня процесс.

К счастью, мне хватило ума не настаивать на посещении кружка, когда я обнаружила, что сын уже больше месяца его прогуливает. Только через 4 года у него появилось новое хобби.

Но мыслей про уход из школы у меня на тот момент еще не было: сын уже учился в средних классах, а я тогда была уверена, что при хоумскулинге именно мама, должна заниматься с детьми сама. А у меня точно не было внутреннего ресурса и желания брать на себя функции учителя. Да и муж активно не поддерживал мои такие идеи.

Поэтому у нас появился как бы компромиссный вариант для Вити и его младшей сестры в виде частной школы.

Частная школа. "Основное преимущество - маленькие классы"

Частная гимназия находилась недалеко от нашего дома и была самой дешевой в городе. Располагалась она в  здании бывшего детского сада. Обычный ремонт, те же учителя и администрация, что и в обычной школе. 

Основное преимущество той частной школы - маленькие классы. В классе сына было 11 человек против 30 в государственной школе. В таких условиях учителям было легче выстроить диалог с каждым ребенком и обеспечить индивидуальный подход. Но, тем не менее, были и такие педагоги, которым это удавалось с трудом.

Из дополнительных плюсов: лучшее питание, обязательной формы, чуть  больше свободы. Нам не нужно было писать заявление на каждый пропуск. Когда я видела, что ребенок устает - просто оставляла его дома. Он стал бодрее, пришел в себя. Выдохнула и я.


Источник фото: личный архив героини
 

Но  в целом это та же  система образования, никаких альтернативных подходов. Старший сын к этому привык. По-другому он уже не умел. И про домашнее обучение слышать не хотел, даже когда я уже решила, что дочка будет учиться дома и предложила ему этот вариант тоже.

Лицей. Жесткий контроль и запугивание

После 9 классов сын поступил в лицей при одном из ВУЗов. Для нас - родителей - это облегчало финансовую нагрузку. 

Но в лицее мы снова вспомнили все прелести советской системы. С наказанием за опоздание на минуту, бюллетенями по болезни. Некоторые учителя - и, кстати, именитые и заслуженные - детей просто унижают, хотя есть и вполне разумные и поддерживающие.

Но в целом работают, конечно, на результат. С одной стороны, все логично: это лицей, да и в таком возрасте ребенок должен уже думать о результатах. Но важно, чтобы это было желание и стремление ребенка, а не родителей. 

Моему сыну непросто, потому что в его истории принуждения было слишком много  с раннего возраста, и теперь ему трудно самому осознавать свои желания и делать выборы. Похоже, он все еще в раздумьях, чем ему хочется заниматься дальше, и что он готов или не готов для этого делать.

Пока наблюдаем. Я не исключаю вариантов возвращения в частную школу (хотя здесь встает еще и финансовый вопрос) или перевода в обычную школу и целенаправленной работы по нужным предметам с репетиторами. Радуюсь, когда у него самого возникают какие-то идеи о том, чего ему хотелось бы в будущем.

Мысли мамы. “Не надо всех тащить с одной скоростью”

С Витей мы, конечно, многое делали не так.  Слишком давили на него сначала, и это отразилось на его характере.  А сверху еще и наложились особенности нашей постсоветской системы образования.

Будь наша система более гибкой - проблем было бы меньше. Как в частной, так и в государственной школе по программе требуется, чтобы все дети по всем предметам учились в одинаковой объеме и с одинаковой скоростью. Почему?  Все же настолько разные!

У каждого ребенка свои интересы, способности и свой темп. А наша система это не учитывает. Нет дифференцированного подхода ни на одном из этапов обучения. А еще добавляются минусы оценочной системы, которая делает акцент не на успехах, а на ошибках и недочетах. 

Вся школьная программа - сугубо теоретическая с акцентом на развитие только интеллекта и очень сильно оторвана от реальной жизни и тех практических навыков и умений, которые в ней потребуются.  От этого страдают все. 

Средняя дочка Варя. 
Частная школа - домашнее обучение - государственная школа.
 “Это уже ее внутренний выбор”

Источник фото: архив героини


Варя - наш самый адаптированный ребенок. Она понимает, чего хочет, а чего нет. Конечно, порой она достает всех - уж очень эта девочка далека от образа “удобный ребенок”. Но я рада, что она может идти за своими желаниями. Это крайне важное качество для счастливой жизни.

Частная школа. “Я не понимала, во имя чего ломать дочку”

Варя практически не ходила в сад - полторы недели ей хватило, чтобы отказаться, а необходимости настаивать у меня не было - я уже была в отпуске по уходу за младшей дочкой.

Поэтому она сразу пошла в частную школу. Первую неделю она все-таки рыдала и отказывалась от ранних подъемов. Но поскольку это было наше решение на тот момент, я сказала, что других вариантов нет, и ходить туда надо. 

Постепенно дочка втянулась, нашла друзей, в принципе, все было неплохо. Но в третьем классе, когда ее лучшая подруга и любимая учительница одновременно ушли из школы, Варя устроила бунт. Полгода мы воевали: она рыдала, отказывалась идти в школу, принципиально не учила предмет, который вела новая учительница, я - уговаривала, настаивала.

Возможно, мне не хватило твердости. Но в тот период моя родительская осознанность подросла, и мне было дико ломать дочку. Я не понимала, во имя чего.

Домашнее обучение. “Полгода дочка вообще ничего не делала”

Я стала искать альтернативные возможности. Внутренне я уже дозрела до того, чтобы вырваться из рамок и побыть вне системы. Я думаю, в первую очередь это было нужно мне.

Я перевела дочку на дистанционное обучение в одну из российских школ. Нам выслали программу, в конце года Варя должна была написать итоговый тест. На этом контроль за нами заканчивался. Мы ушли в свободное плавание.

Первые полгода дочка практически ничего не делала - "расшколивалась". Есть такой термин. Ребенок привык делать все по указке, тогда, когда ему говорят другие и то, что ему говорят другие. В конце концов он просто перестает хотеть. И нужен пассивный период ничегонеделания, чтобы появилось свое желание делать хоть что-то.

Так было и у нас. Варя наслаждалась свободой: спала, гуляла, слонялась по квартире, много времени проводила в телефоне.

Мне, конечно, было непросто. Периодически накатывало ощущение, что я - ужасный родитель, ничем не занимаю ребенка, не развиваю.

Но внутренне я чувствовала, что мне хочется сделать этот шаг вместе с дочерью. Было важно пойти за этим решением.

Я не из тех родителей, которым нравится заниматься с детьми. Эту функцию я делегировала другому человеку - репетитору, после полугодового отдыха год Варя занималась индивидуально.

В общей сложности Варя провела дома полтора года. Сразу хочу сказать, что мы не зацикливались на учебе. Для меня было важно другое. Она  отдохнула, набралась сил, насладилась свободой. Но ближе к концу этого периода начала скучать. Все друзья и подруги ходили в школу, все разговоры и шутки у них - о школе, учителях и уроках. Ей захотелось быть к нем ближе. 

И она сама попросилась в школу!

В пятый класс мы оформили ее в обычную  переполненную государственную школу спального района.  Дочка сама встает по утрам, с большего сама учит уроки.

Я не настаиваю ни на чем: приноси двойки, если хочешь; сильно устала - прогуляй. Но в последнее время она стала меньше пропускать уроки. 

Появляется внутренняя мотивация. Я вижу, что ей важно найти способ себя показать - и учителям, и одноклассникам.

Появились и хобби: рисование и черлидерство. Она выбрала их сама и ходит с удовольствием. Даже перелом руки ее не остановил: едва успела восстановиться - полетела на тренировки и занятия.

Дочка стала чувствовать себя 

Я думаю, что те полтора года отдыха пошли дочке на пользу - она стала еще лучше чувствовать себя и теперь имеет в запасе опыт домашнего образования и знает о том, что есть и такая возможность. И она выбирает школу не потому что так надо, а потому что хочет. 

По сути, мы оказались в той же точке, к которой стремились сначала - в школе. Но не сломали ребенка, а наоборот, дали ему возможность внутреннее окрепнуть.
 

Источник фото: архив героини
 

И конечно, я не сбрасываю со счетов, что подошел такой возраст, когда хочется “тусоваться”, общаться с друзьями. А ее друзья все-таки все учатся в школах. 

Конечно,  без нытья о том, что трудно, не обходится. Я понимаю, что моя функция здесь - выслушать. Не более. Иногда я ей напоминаю, что альтернатива есть, и предлагаю вернуться на домашнее обучение. Мне кажется, важно, чтобы она знала, что выход есть.

На что слышу неизменный ответ:

Этот год я буду ходить в школу.

А недавно прозвучало:

А, может, и следующий.

Для нее школа - какая-то сложность, которую ей хочется преодолеть самой. Ей хочется вписаться, занять свое место в этой системе. 

Раньше мне казалось, что обучение должно строиться исключительно на интересе. Но с другой стороны, какая-то доля обязаловки в жизни неизбежна. Просто этот уровень “надо” должен быть подъемным. Варя, похоже, с ним готова справляться. А я буду с ней в ее решении.

Младшая дочка Ксюша.  
Частная школа.
 "Нужно быть просто чутким к ребенку"

Источник фото: архив героини


У Ксюши есть некоторые особенности развития - небольшое отставание и проблемы с чтением.

В первый класс она пошла только в этом году,  в ее восемь лет - в ту же частную школу, куда ходили старшие дети, потому что отдавать ее в класс из 30 человек точно не было бы никакого смысла.

Для меня основная задача в отношении младшей дочки - попытаться создать условия для того, чтобы выходить из семьи ей было комфортно и интересно. Я видела, что ей действительно уже очень тоскливо только в кругу семьи, не хватает возможностей проводить время со сверстниками.

Поэтому все-таки я решила попробовать школу, при этом помня про другие возможности. 

Я понимаю, что каждый ребенок  имеет свои особенности характера и как-будто так или иначе отражает и мои различные стороны. Еще несколько лет назад мне казалось, что внешний мир - только враждебен. И ребенок должен опираться практически только на семью и родителей. Теперь я понимаю, что важно иметь возможность и навык опираться и на других  людей - других взрослых, сверстников.

А живем мы среди людей, основная часть которых встроена в систему. Пусть и не самую лучшую, не самую бережную. И важно найти баланс, не став изгоем среди этих людей, но и не потеряв себя.

У Ксюши до сих пор было много вертикального контакта: все вокруг взрослые или старшие. И к окружению ровесников ей привыкать непросто. 

Вторую четверть она часто болела и много пропускала - возможно, вместе с гимнастикой и хореографией ей было многовато нагрузки. При этом она вполне справляется с программой. 

Сейчас я пытаюсь разумно отрегулировать нагрузку, благо, что в нашей школе такая возможность есть. Не исключаю, что  буду пробовать какие-то альтернативные варианты - я имею в виду родительские кооперации для обучения детей-хоумскулеров. Поживем-увидим.

На данный момент я думаю, что можно найти баланс между жестким подчинением системе и полным ее игнорированием. Возможно, через какое-то время моя точка зрения поменяется - мы же все учимся и развиваемся.

Невозможно быть идеальным и не делать ошибок, но  важно следовать своим внутренним потребностям, быть чутким к ребенку и его нуждам и находить способы учитывать и свои интересы, и интересы детей.

Записала Лариса Малахова

А какую форму обучения Вы считаете лучшей?

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!


Лучший комментарий
bellaswan21.02.2018 в 11:34
Рассказ ни о чем.
Такое впечатление, что родителям дети до одного места, как проще так и делают. Если денег у них "куры не клюют", будущее детей в любом случае обеспечено, то тогда ладно, пусть дети развлекаются, ищут себя, отдыхают и берегут свое эго. Если нет, то подобное отношение к образованию говорит о пофигизме и такой же пофигизм воспитывает в детях. Ну проскачут они до университета от частной школы/домашнего обучения/ничегонеделанья/обычн ой школы и что дальше? В универе тоже будете устраивать "выходные"? Устраивать на дому "поиски себя" на 6 месяцев? Прогуливать "когда сильно устал"? Экзамены сдавать на 2 и не париться? Ну и кто в итоге получится из такого студента? А на работе тоже можно будет "искать себя" и "не париться"? Наверное родители думают, что в 17-18 лет их дети из "что хочу то ворочу" превратятся в ответственных, добросовестных студентов? )))
Я не призываю муштровать детей и "пилить" их учебой. Но желательно что бы к 15-17 годам ребенок понимал, что от его учебы зависит его будущее.
______________________________ __________
Повторюсь, что статья ни о чем. Потому как бла-бла мы тут все прочли, а вот результата этих "каруселей" не увидели, и не факт, что увидим что-то замечательное.
Обсуждение
Ingeniosa21.02.2018 в 10:05
А у моих детей это" надо" уже встроено генетически - даже когда болеют, узнают уроки и делают. Если сильно устали, то одного дня передышки им достаточно, что спокойно доучиться до конца четверти. Пока не понимаю, хорошо это или плохо, но сама страдаю иногда от своей ответственности. По поводу эксперимента в статье - хорошо, что материальные возможности позволяют не париться об учёбе! О результатах говорить ещё рано, но то, что у героев статьи есть возможность выбора, это здорово
Лилит_zaraza21.02.2018 в 10:22
Есть такая фраза "Цыплят по осени считают!". Покуда дети не выросли и не пошли на собственные хлеба о правильности или не правильности того или иного метода обучения говорить рано.
bellaswan21.02.2018 в 11:34
Рассказ ни о чем.
Такое впечатление, что родителям дети до одного места, как проще так и делают. Если денег у них "куры не клюют", будущее детей в любом случае обеспечено, то тогда ладно, пусть дети развлекаются, ищут себя, отдыхают и берегут свое эго. Если нет, то подобное отношение к образованию говорит о пофигизме и такой же пофигизм воспитывает в детях. Ну проскачут они до университета от частной школы/домашнего обучения/ничегонеделанья/обычн ой школы и что дальше? В универе тоже будете устраивать "выходные"? Устраивать на дому "поиски себя" на 6 месяцев? Прогуливать "когда сильно устал"? Экзамены сдавать на 2 и не париться? Ну и кто в итоге получится из такого студента? А на работе тоже можно будет "искать себя" и "не париться"? Наверное родители думают, что в 17-18 лет их дети из "что хочу то ворочу" превратятся в ответственных, добросовестных студентов? )))
Я не призываю муштровать детей и "пилить" их учебой. Но желательно что бы к 15-17 годам ребенок понимал, что от его учебы зависит его будущее.
______________________________ __________
Повторюсь, что статья ни о чем. Потому как бла-бла мы тут все прочли, а вот результата этих "каруселей" не увидели, и не факт, что увидим что-то замечательное.
isot221.02.2018 в 11:37
Вот именно. Посмотрим, захотят ли дети пойти работать при таком свободном воспитании. Ведь надо будет принуждать себя, всегда приятной и развлекательной работы не бывает. Зачем такое насилие над свободной личностью. Гораздо легче сидеть на шее у папы и мамы до их смерти, тем более, что бабло есть, а потом квартиру сдавать.
Nataly55521.02.2018 в 12:08
Во взрослой жизни очень много «надо», а не только одну «хочу» -надо растить своих детей, надо давать им образование, надо решать конфликты на работе, надо улаживать отношения с соседями и т.д. Как ребёнок обученный только «хочу» сможет во взрослой жизни справляться с этим «надо»? или родители будут делать это все за ребёнка до пенсионного возраста? обеспечивать его хочу? Я попробовала такую методу, но быстро от этого отказалась, потому что не хочу чтоб во взрослой жизни необходимость что-то сделать в разрез с «хочу» не травмировала моих дочерей, и они не прятались от принятия решений
Обсуждают сейчас