Сейчас на сайте
Встречи Ребёнок.BY
Большая конференция для родителей и учителей пройдет в Минске 22 сентября "Свобода от воспитания. Глубокий личный разговор". Эксклюзивная встреча с Димой Зицером
Все о детях
"Хотите, чтобы он повзрослел? Cтановитесь взрослыми сами". О секретах общения с детьми Папа, не бей маму! Дети рассказывают, как пережили насилие в семье «Сама себя забирала из садика». Взрослые о травмах детства Как уберечь ребенка от трагедии? Мифы и правда о безопасном сне малышей
Здоровье
Офтальмолог, диетолог и шеф-повар представили рецепты самых полезных для зрения блюд История минчанки, которая потеряла ребенка на большом сроке
Женский мир
Отпуска, о которых белорусы вспоминают со слезами на глазах
Личный опыт
Стоит ли "переться" с детской коляской в общественный транспорт? Как воспитывают детей те, кого родители ставили в угол и грозились отдать в детдом?

5 дел, которыми не нужно заниматься на уроке (но все делают наоборот)

27 декабря 2017 года
10

Школьный урок длится 45 минут. Но редко все отведенное время тратится на обучение. Учитель рассказывает об основных пожирателях урочного времени.


Источник фото: vgolos.com.ua

1. Выставление отметок в дневники

Дневник- главный документ ученика, который всегда нужно держать в порядке и чистоте, писать в нем без ошибок и заполнять вовремя. 

В нормативных документах написано, что каждая поставленная в журнал отметка должна быть и в дневнике. Так было всегда и вряд ли что-то изменится в ближайшие десятилетия. Но эта простая учительская обязанность зачастую отнимает драгоценное время на уроке. Если в классе 28-30 учеников, то выставление отметок за контрольную работу (практическую, лабораторную и т.д.) – это потеря не менее как 4-6 минут урока. 



Многих учителей это смущает, они выставляют отметки на переменах.  Но тогда не всем хватает терпения дождаться своей очереди, дети спешат в столовую, переодеваться на физкультуру. И итог – вы в черном списке опасных школьных преступников, который непременно оглашается каждую четверть после результатов проверки дневников! 

К сожалению, здесь можно только констатировать факт впустую потраченного времени, ибо ничего изменить нельзя. Разве что убрать дневники и пользоваться только электронными. Но к этому наша страна еще не готова. Это уже для наших внуков.

2. Физкультминутки

Беречь здоровье детей –  задача №1 для учителя. Это нельзя оспаривать. Это не обсуждается. Это действительно должно определять весь учебный процесс. Физкультминутки здесь нам в помощь.

Но! Иногда физкультминутки превращаются в мини-концерт или мини-урок физической культуры - это абсурд. Музыка, танцы, хлопки, прискоки - подскоки, повороты с выпадами и т.д. Это отнимает уйму нужного времени. Не меньше 3 минут, а иногда и все пять.


Источник фото: giphy.com

 

А зачем? От чего можно вылечить или что предотвратить, толкаясь между рядами под «Танец маленьких утят»?

Как альтернативу мы c детьми в течение 1! минуты (по требованию детей, а не в положенные 25 минут) останавливаем работу и разминаем затекшие руки, плечи, шею. По сути, это тоже псевдотерапия, но по крайней мере мы не потратили время впустую. А для администрации я провожу тематические физкультминутки, подстраивая движения под тему урока. Так моей совести спокойнее.

3. «Разбор полётов!»

Как современный учитель ни старается быть уравновешенным и спокойным при любых обстоятельствах, какие успокоительные ни принимает, а зачастую часть урока уходит на так называемый «разбор полётов» после контрольной, самостоятельной или проверочной. Я помню свои школьные годы.

Поверьте, я не преувеличу, если скажу, что иногда и пол-урока уходило на комментарии по поводу сочинений. И сейчас ничего не изменилось. Иногда мы выпускаем «своего внутреннего педагога», задетого плохими результатами выполненной работы, наружу.

Но если каждую плохую работу комментировать, то уйдет весь урок. И следующая работа будет еще хуже. Важно беречь свои нервные клетки и драгоценные минуты урока.

4. Рефлексия

Урок должен иметь логичное завершение. Бесспорно. Поэтому рефлексия – важный момент.

Но в тематических планах некоторых учителей точно можно найти этот этап в таком виде: «Опишите одним словом ваше состояние на уроке» или «Что вам больше всего понравилось на уроке?». В итоге мы получаем никому ненужный набор слов и 5 минут впустую потраченного времени.

Зато знаем, что ваш урок можно описать словами «интерес», «знания», «успех». И? Куда это пришить? В таком случае лучше вообще не проводить этот этап, а просто грамотно спланировать подведение итогов. Пользы больше будет.

5. Когда заполнять журнал?

Прозвенел звонок на урок. Все сели. И ждут несколько минут, пока вы отметите отсутствующих, внесете тему  и домашнее задание. Некоторые повторяют параграф, некоторые шумят. Итого – 2-3 минуты потеряны навсегда.


Источник фото: giphy.com


Но ведь и без этого нельзя. Журнал – это документ. Нет записи – нет урока. Когда же его заполнять? Как вариант, перед звонком или во время самостоятельной работы учеников. Если начинать урок с журнала, то две минуты как ни бывало. Конечно, это немного. Но если добавить выставление отметок в дневники, физкультминутки, комментирование в состоянии аффекта после «заваленной» контрольной, то мы насобираем минут 10. А это уже много.

Естественно, никто не даст медаль за правильно использованные 45 минут урока. Но умение планировать учебное занятие зачастую определяет его эффективность.

А какие хронофаги есть у вас?

Учитель? Приглашаем в сообщество учителей Беларуси в Фейсбуке.



Обсуждают сейчас