«Ему тут не место!» Родители не хотят, чтобы с их детьми занимался отстающий ребенок

27 сентября 2017 года
216

На горячую линию Ребенок.BY обратилась мама с криком души о том, насколько нетолерантны бывают родители к детям с особенностями развития. Ее неприятно шокировало последнее собрание в детском саду, где обсуждали обучение мальчика с нарушением речи. Родители говорили, что «ему не место» со здоровыми детьми.

 

Источник фото: rebenok.by


В последнее время в Беларуси много говорят об инклюзивном образовании, когда дети с особенностями развития занимаются в одной среде с обычными. Оказывается, на практике все складывается не так просто.

Марина живет в небольшом поселке Бешенковичи в Витебской области. В саду с ее дочерью уже 2 года занимается мальчик, который плохо говорит. Он неагрессивен, отлично ладит с другими детьми, выполняет те же задания, что и они.

Дочка на него никогда не жаловалась. Наоборот, говорит, что он «хороший» и «мы с детками учим его говорить». В общем-то, 2 года никаких не было проблем, пока в саду не решили создать так называемую «интегрированную группу».

Вся шумиха – из-за нового статуса

Специальная комиссия в этом году мальчику дала заключение – «тяжелое нарушение речи». Ребенку рекомендовали дополнительную работу с логопедом и дефектологом. Чтобы эта помощь оказывалась ему бесплатно, нужно придать группе новый статус, передает слова воспитателя Марина.



В интегрированной группе мальчик сможет дополнительно 2,5 часа заниматься со специалистами. Родителей собрали вместе, чтобы обсудить новый статус группы.

То, что было дальше, настолько меня шокировало, что я просто не могу молчать! Родители начали возмущаться, мол, из-за этого статуса их детям будут меньше уделять внимания, что на них поставят «клеймо неполноценных», не возьмут в класс с сильным детьми в школе. Говорили даже, что из-за общения с мальчиком их ребенок приходит домой и начинает "бэкать" и "мэкать". В итоге закончилось все тем, что ребенка начали выгонять из группы – пусть идет в младшую, куда он ближе по интеллектуальному развитию. Или в другой садик, потому что «ему тут не место».

Со мной такого не случится?

Родители мальчика, в свою очередь, хотят, чтобы ребенок остался в группе, потому что к ней он уже адаптировался и перемены могут принести еще больший стресс. Недовольным родителям воспитатель предложила перевести своих детей в другие группы, где есть свободные места.

Я единственная защищала мальчика, остальные либо были «против», либо молчали. Честно говоря, я в шоке: как люди могут быть уверены, что их детям-внукам такое заключение комиссии никогда не поставят? И мы раньше в школе учились с разными детьми – некоторые сильно отставали, но это не помешало мне, например, получить золотую медаль.

Оправданы ли опасения родителей в случаях, описанных нашей читательницей? Комментирует главный специалист управления дошкольного образования Елена Мулица.


Источник фото: tvc.ru

1. Что такое интегрированная группа?

Это группа, в которой вместе с обычными детьми обучается ребенок с особенностями психофизического развития. Учится он по специальному учебному плану и программе.

Никаких ограничений для других детей в случае создания интегрированной группы не будет.

2. Зачем такую группу создавать?

Интегрированное обучение и воспитание не является обязательным. В каждом конкретном случае такая форма получения специального образования организуется по желанию родителей и исходя из интересов ребенка. 

Практика показывает, что обучение ребенка с особенностями совместно с другими детьми помогает преодолевать социальную изоляцию, а также формирует толерантное отношение со стороны обычных детей. 

Сегодня в Беларуси интегрированное обучение и воспитание организовано более чем в 1000 детских садах.

3. А без создания интегрированной группы никак?

Традиционно ребенок проходит психолого-медико-педагогическую комиссию в центре коррекционно-развивающего обучения – и ему дают рекомендации, где лучше продолжить учебу. Выбор остается за родителями.

Ребенок может получить образование и в специальном дошкольном учреждении.


Источник фото: rebenok.by

4. Как относятся к «интеграции» родители обычных детей?

Проблема отношения к детям с особенностями сегодня очень актуальна. Иногда дети и их родители с удовольствием принимают ребенка, а иногда нет. 

Многие, когда слышат о ребенке с особенностями, представляют себе сразу некий  негативный образ. Над этой проблемой мы  работаем.  Прежде всего, разъясняем родителям, что такое интегрированное обучение и воспитание, информируем об особенностях и возможностях "особых" детей. 

Важно то, что без согласия всех родителей интегрированная группа в саду или интегрированный класс в школе не создается

5. Часто родители не согласны?

Педагогам приходится сталкиваться с разными мнениями родителей. При этом сегодня около 70% детей с особенностями психофизического развития  получают образование в условиях интегрированного обучения и воспитания, либо в школе, либо в учреждении дошкольного образования. Это отличный результат.

Хотите поделиться своей историей с читателями? Пишите на горячую линию editor@rebenok.by