Сейчас на сайте
Акции и события
"На здоровье ребенка экономить нельзя". Как выбрать школьную обувь* Олимпийская чемпионка по фристайлу Алла Цупер откроет развивающий центр в Минске*
Все о детях
Почему ребенок не говорит? 10 причин, о которых вы не задумывались Как понять, что ребенок отстает в развитии. Красные флажки
Это интересно
«Ела килограммами». Многодетная мама открыто рассказывает, как стала «женщиной в теле» "Жили в доме с 15 родственниками мужа". Как белоруска уехала в Нигерию
Спорный вопрос
«У меня в планах отправить дочь на виноградники». Как не воспитать ребенка-нахлебника?
Готовимся к школе
Если 1 сентября навевает тоску. Как адаптировать себя и ребенка к школе Рейтинг школ по результатам ЦТ в 2019 году Продаем старое, покупаем новое. Большой детский маркет пройдет в Минске 24-25 августа
Личный опыт
Учитель, который растит гениальных программистов: "С работой в ИТ сам я опоздал" Как научить ребенка управлять своим временем

Читать или не читать? Белорусские учителя о списках литературы на лето

07 июня 2017 года
19

Начинается лето — и начинается очередной виток родительского раздражения по поводу летних списков для чтения.

Знаю родителей, которые даже в средней школе заставляют читать под контролем, постранично и «пока не прочитаешь гулять не пойдешь». Знаю родителей, которые считают, что ребенок летом должен отдыхать, а не читать всякую заумь. Есть те, кто уверен, что список безнадежно устарел, есть те, кто убежден, что «мы на этом списке выросли и вон какие умные» и ничего менять не нужно

 

Источник фото: pixabay.com

 

Аргументы «они же в этой классике ничего не понимают» перебиваются аргументами «а иначе они ее никогда не прочитают» и «да, это сложно, а кому сейчас легко?».

Но в любом случае от нас, родителей, мало что зависит, и я попросила очень хороших минских учителей ответить на несколько вопросов. Как они относятся к летним спискам?

Наталья Селецкая. Учитель начальных классов, классный руководитель будущего 3 класса

- Зачем вы даете список литературы на лето?

- Во-первых, это хорошая традиция (не нами придуманная), которую я с удовольствием поддерживаю. Это как подарок на день рождения. Ты знаешь, что он будет, а что именно подарят, знаешь не всегда. Я тоже в самый последний день торжественно вручила детям этот список, распечатанный на цветных листах, который состоит из трех блоков: программного материала на русском языке, на родном (белорусском), а также список современной литературы. К тому же в этот раз сюрпризным моментом был лист «Читательское время», идея которого — каждый день помечать сколько времени читал ребенок сам. Результаты мы обязательно обсудим, поощрим самых читающих.

Во-вторых, летнее чтение может помочь не растерять детям читательский навык, некоторым даже усилить техническую часть чтения. Кто мало, медленно читает, тому учиться местами труднее, нет вдумчивости, внимательности, осознанности. Думаю, летнее чтение интересных книг может помочь решить эти задачи.

Список чтения на лето не может иметь одну общую цель для всех детей. Список-то один, а задачи по нему для каждого ребенка можно выписать индивидуальные.

- А не было желания сделать индивидуальные списки?

Идея хорошая, но могут возникнуть трудности восприятия этих списков у родителей. Родители нередко «меряются» заданиями, если они у детей разные. Я думаю, что этот список в любом случае каждый индивидуально проработает – один прочитает всё, второй – половину. Каждый что-то своё выделит, каждый запомнит что-то своё, отреагирует, унесет с собой, кто-то дополнит своими книгами. По итогу, один учительский теоретический список-ориентир превратится в живых двадцать восемь детских.



- А как родители относятся к тому, что вы даете книги не по программе?

- В первый день, как только получили дети списки, в вайбере одна мама написала, что «хочется бросить работу, взять ваш список чтения на лето и залезть под плед с чашкой какао».

Мои родители просят список как ориентир. Дети ведут каждодневные читательские дневники в течение года и летом, которые иллюстрирует объем прочитанного. Дневник внутри лета детей организует, много выходных очень расслабляют.

- То есть чтение - это все-таки работа?

Для некоторых детей – да, это работа, труд. И влюбленности в чтение у них пока нет. Трудно любить то, что у тебя с трудом получается. Но я не озвучиваю вслух: «Так, ты и ты, летом вы не будете отдыхать, вот вам работа на лето в виде книг». Такого посыла нет – это отпугнет.

Есть и те, кто уже влюбились в чтение как в процесс. Для них это тоже труд, но уже в удовольствие.

Я хочу, чтобы дети читали  для удовольствия, для размышления, для расширения знания о мире, о себе. Когда говорю о чтении, стараюсь подчеркивать широту, глубину, интересные истории, которые могут подарить книги. Важно заинтересовать, заинтриговать книгой. Говорят, хочешь, чтобы подросток прочитал книгу, отложи при нем и скажи: «Это тебе ещё рано, не стоит!». В книге ничего такого запрещенного не будет, но он прочтет, находясь в интриге и поиске того, что ещё рано.

Мы, к примеру, с моими второклашками часто говорили о желании поспать на первом уроке, я вспомнила Чехова с его «Спать хочется», упомянула вскользь. Заинтриговала интересной историей, месяц просили – как называется рассказ, где взять, скачать, кто ещё раз автор, скажите. Принесла в класс, поставила стул посередине (они уже знают, значит, что-то буду им читать сама вслух) и в звенящей (!) тишине прочла им рассказ «Спать хочется». А если бы он был просто в списке, все ли дошли бы до него?..

 

Источник фото: pixabay.com


- Ваш список обязательный или рекомендательный?

- Список рекомендательный. Если кто-то не прочтет какие-то книги, то просто он сам себе не подарит столько книг. Вот и все.

- А хватает ли вам списка, который предлагает Минобр?

- Лично мне не хватает. Даже не так, хватает еды или воды. Он для меня немного суховат, классичен, форматен. Хочется чего-то более рафинированного.

- А вы как учитель имеете право расширить список? Формально вас могут наказать за несоответствие программе?

- Я рекомендую сверх почитать, иногда сверх порешать, на каникулы фильмы для просмотра задаю как «домашку». За это можно наказать? Внутри школы нет обязаловки по этому поводу.  Списки Министерства образования вывешиваются на сайте школы. Но и они рекомендательные (дословная формулировка с сайта Минобра: «Спіс твораў, рэкамендаваных для чытання летам. III класс (5–10 твораў на выбар вучня)).

- Многие учителя прикрываются тем, что у них программа и им нельзя от нее отступать.

- Если бы от списка нельзя было отступать, выдали бы единый. И много бы раз проговорили, что в сторону ни на шаг. Такого, к счастью, нет.

- А прочитали ли дети список, который вы им дали после первого класса? Им понравилось? Они делились потом друг с другом впечатлениями?

Были те, кто всё прочитал. Были и другие. В течение года иногда возвращались к некоторым прочитанным книгам и те, кто читали, оживали особенно, чувствовали свое ситуативное заслуженное превосходство, просвещенность в этом вопросе.

В третьем классе планирую сделать круглые столы по наиболее понравившимся книгам из летнего списка. Сделаем «Топ10» летнего чтения. Пригласим на эти круглые столы современных писателей. И вас, Евгения, пригласим!

Список для летнего чтения с родителями от Натальи Селецкой

 

Сергей Дубелевич, учитель русского языка и литературы, классный руководитель будущего 7 класса

- Зачем вы даете список литературы на лето?

- Как ни парадоксально, но в «информационном веке» дети (да и не только дети) часто испытывают затруднения с поиском информации. Вопросы «что бы почитать?» часто попадаются в лентах соцсетей, часто задаются учителю. И список на лето – хороший ответ на все подобные вопросы! Это касается читающих детей (которых, вопреки стереотипам, достаточно). А если чтение ребенка контролируют родители, то для них это тоже благо. Кстати, удачно подобранные книги могут помочь перевести ребёнка из второй категории в первую.

- Давали бы вы список литературы на лето, если бы это не предусматривалось программой?

- Да. Списки полезны в том числе для того, чтобы не утонуть в информационном море. Для того, чтобы отследить действительно достойные произведения. Конечно, для этого список должен быть максимально разнообразным. Признаюсь, что в своём детстве я никогда не пользовался школьными списками. Но я и без них читал очень много, хоть и очень бессистемно. Сейчас, тоже будучи активным читателям, составляю списки для себя самостоятельно.

- Ваш список обязательный или рекомендательный?

- Я включаю в список и произведения школьной программы, и вещи, рекомендованные для внеклассного чтения, и сам дополняю список – преимущественно современной литературой. То, что будет обязательно изучаться в следующем классе по программе, выделяю жирным шрифтом. Остальное носит рекомендательный характер. Хотя смотря что понимать под «обязательным». Меня не сильно интересует, прочитает школьник произведение летом или в течение года. Я не проверяю, как ученики читали летом. Единственное — на первом уроке литературы обязательно даю сочинение «Книга, которую я прочитал летом». Пишут о разном, из списка и не из списка. Особенно приятно читать о книге из «рекомендательной» части: о них, как правило, пишут наиболее эмоционально.

- Родители ваших учеников не возмущаются, что книги не по программе?

- Родители только благодарят.

- Что будет с ребенком, если он не будет летом читать рекомендованные вами книги?

- Он проведёт лето хуже, чем мог бы! На самом деле, практически все произведения школьной программы без проблем прочитываются и в учебном году. Более того, меня очень раздражает, когда ученик при обсуждении того или иного произведения говорит: «Я плохо помню, потому что читал только летом». Обязательно говорю ученикам, что если читали летом, то перед занятиями нужно перелистать произведение или даже прочитать краткое содержание. Кстати, именно для этого «краткое» и существует: когда-то прочитанная, но полузабытая книга вспоминается очень хорошо. А вот ограничиваться кратким совершенно бесполезно: всё забывается моментально и полностью. Словом, санкции за непрочитанные летом произведения я не практикую. Список должен восприниматься не как обязаловка, которую «попробуй только не прочитай!», а как помощник в подборе хороших книг.

Часть списка литературы от Сергея Дубелевича (7 класс):

Современная литература

  • А. Жвалевский, Е. Пастернак, «Я хочу в школу», «Типа смотри короче»
  • С. Востоков, «Не кормить и не дразнить», «Рябиновое солнце»
  • Л. Раскина, «Былое и думы собаки Диты»
  • Д. Вильке, «Грибной дождь для героя»
  • С. Лаврова, «Куда скачет петушиная лошадь»
  • В. Ледерман, «Календарь ма(й)я»
  • Н. Абгарян, «Манюня»
  • У. Старк «Пусть танцуют белые медведи»
  • Э. Файн, «Дневник кота-убийцы»
  • А. Тор, «Остров в море» (тетралогия)
  • К. Функе, «Чернильная трилогия»
  • Р. Паласио, «Чудо»
  • Й. Риэль, «Мальчик, который хотел стать человеком»
  • Д. Алмонд, «Скеллиг»

 

Источник фото: pixabay.com

 

Часть списка литературы от Сергея Дубелевича (8 класс):

«Литература конца XX-XXI века: книги о подростках». Прочитать произведение на выбор:

  • Д. Алмонд, «Мальчик, который плавал с пираньями»
  • Р. Буйе, «Всё из-за мистера Террапта»
  • С. Варфоломеева, «Машка как символ веры»
  • О. Громова, «Сахарный ребёнок»
  • К. Гудоните, «Дневник плохой девчонки»
  • А. Жвалевский, Е. Пастернак», «52-е февраля»
  • Ю. Кадзуми, «Друзья»
  • К. Киери, «Совсем не Аполлон»
  • Р. Кормье, «Шоколадная война»
  • И. Костевич, «Мне 14 уже два года»
  • Ю. Кузнецова, «Где папа?»
  • Л. Лоури, «Дающий»
  • Е. Мурашова, «Класс коррекции»
  • Ж.-К. Мурлева, «Дитя Океан»
  • М. Петросян, «Дом, в котором…»
  • Д. Сабитова, «Где нет зимы»
  • Л. Сашар, «Я не верю в монстров»
  • У. Старк, «Чудаки и зануды»
  • Г. Шмидт, «Пока нормально»

*Все перечисленные книги прекрасны. Читайте и наслаждайтесь! 

Анна Северинец, учитель русского и белорусского языка и литературы

- Зачем вы даете список литературы на лето?

- Причин две.

Первая не имеет отношения ни к программам, ни к Министерству, ни к чему вообще из Системы, а касается лично меня. Я с детства нежно люблю «список литературы на лето» как явление. Это словосочетание с детства означает для меня настоящий конец учебного года, финальную точку, последний аккорд. Учебники сданы, оценки выставлены, волнения и тревоги улеглись, в окне майское солнце, родители уже взяли билеты в деревню, с окон в классе сняты уже шторы и розданы по домам стирать – и вот в этом пустом, солнечном и праздничном классе тебе диктуют список литературы на лето. Ух! Как вспомню – просто океан счастья. Так что и я своим ученикам традиционно свое личное счастье тоже дарю: даю список литературы на лето. Его я обязательно диктую, не распечатываю, осознанно желая, чтобы записали руками (часть класса, конечно, не пишет, а потом фотографирует у одноклассников, но мне важен ритуал).  Диктую его со вкусом и подробностями, каждой книге даю короткую рекламную характеристику, предупреждаю о том, что где-то, может быть, придется себя преодолеть, прочитать первые десять скучных страниц, потому что потом начнется настоящее. Иногда советую: а это прочитайте в дождливый день, когда будет грустно. А это – в поезде. А это – впритык к первому сентября.

Вторая причина – уже имеющая отношение к урокам. Многие произведения в программе – объемные, в течение года прочитать будет сложно, хорошо иметь «фору» летнего чтения. Поскольку я – твердый и убежденный приверженец классики, прочитанной в школе (я, честно говоря, только так и мыслю школьную литературу – как предмет, дающий представление об отечественной и мировой классике и воспитывающий одновременно опытного читателя художественной литературы вообще), то я даю самый обычный традиционный список, добавляя туда от себя с пометкой «а если понравится, то прочитайте вот это» классические же произведения вроде «Пиковой дамы» Пушкина или «Цветов запоздалых» Чехова и так далее.

- Ваш список обязательный или рекомендательный?

- Обязательный. В том смысле, что если ты его не прочтешь – тебе будет смертельно скучно на уроках, ибо разговор будет крутиться вокруг именно этих произведений. Что касается современной литературы, то у нас есть традиционные уроки в начале и конце года, когда мы делимся друг с другом списками непрограммной литературы, устраиваем презентации любимых непрограммных книжек, формируем такие списки друг для друга (каждый ведь человек нуждается в своем собственном рекомендательном списке), так что у нас четко разделено: классика, обязательный список, «мастхэв» культурного человека – и чтение уже «для себя», рекомендательное. От меня – «мастхэв», от детей – всё, что сверх.

- Что будет с ребенком, если он не будет летом читать рекомендованные вами книги?

- Ну, ему будет просто сложнее в учебном году. Хотя есть такие дети, которые успевают читать и осенью, и зимой. Мои собственные дети, например, никогда не читают летом списки. Никаких санкций, разумеется, ни для кого нет – список литературы на лето должен быть радостью и счастьем, а не унылой обязаловкой. Для меня чтение школьной классики – всегда радость и счастье, так что иначе подойти к вопросу списков я попросту не могу.

Список литературы на лето для 7 класса от Анны Северинец:

  • В.Жуковский «Лесной царь», «Светлана»
  • Р.Стивенсон «Вересковый мед»
  • Н.Тихонов «Баллада о синем пакете»
  • М.Лермонтов «Песня про купца Калашникова», «Мцыри»
  • А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
  • Н.В.Гоголь. «Ревизор»
  • М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки (любые на выбор)
  • Л.Н.Толстой «После бала»
  • А.С.Грин «Алые паруса», «Бегущая по волнам»
  • А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц», «Планета людей»
  • К.Г.Паустовский «Телеграмма», «Золотая роза»
  • Д.Лондон. Рассказы (любые на выбор)
  • А.и Б.Стругацкие «Пикник на обочине», «Трудно быть богом»
  • Р.Бредбери «451 по Фаренгейту»
  • Дж.Оруэлл «Скотный двор»

Я не могла не спросить и у подростков, что они думают по поводу обязательного списка, читали ли, понравилось ли?

Спрашивала у будущих семиклассников.

Список книг, который понравились и запомнились из прошлогоднего списка:

  1. Рассказы Чехова
  2. Марк Твен «Принц и нищий»
  3. Марк Твен «Приключения Тома Сойера»
  4. Джеймс Крюс  «Тим Талер или проданный смех»
  5. Пушкин «Повести Белкина»
  6. Пушкин «Дубровский»
  7. Богомолов «Иван»

То есть, несмотря на то, что список в целом им не очень, читать они его все-таки собираются.

И, напоследок, информация для родителей. Если вы не хотите ограничиваться школьным списком или не знаете где достать книги.

Список Министерства образования РБ

Списки Гильдии словесников (Россия)

Список литературы от Жвалевского и Пастернак разбитый по возрастам

Исследование подросткового чтения. Списки книг, названных самими подростками

Где взять книги?

Национальная электронная детская библиотека. Архив оцифрованных материалов. Архивы Российской государственной детская библиотека

В Минске хороший выбор подростковой литературы в магазинах «Сундучок детских книг» и «Книжная нора». Причем «Книжная нора» теперь работает и в режиме библиотеки

Подросток.бел
специально для Ребенок.BY

А ваши дети будут читать летом?

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.


Обсуждают сейчас