Сейчас на сайте
Новости портала
Есть проблема? Жалуйтесь. На портале Ребенок.BY работает Горячая линия
Mama-LIVE
Фотофакт. Детские позы для сна, которые не оставляют равнодушными Все о купании грудничков: нужно ли кипятить воду и какой делать температуру
Конкурсы и проекты
"Сколько стоит собраться в школу?" Конкурс рассказов
Все о детях
Работа няней изнутри: сколько родители платят и что требуют Как остановить детскую истерику, задав всего один вопрос
Это интересно
Если ребенок не ходит в сад в Израиле, родителей ждет повестка в суд
Школьная жизнь
Педагоги и родители о возврате к 5-балльной системе
Спорный вопрос
Как белоруски объясняют решение идти на аборт?
Здоровье
"Как это… с гинекологом?". Мужчина-акушер – о работе и личном Как родители лечат детей народными средствами
Активный отдых
"Адаптация, жара, вирусы..." Брать ли с собой ребенка в отпуск?
Новости компаний
Все о купании грудничков: какой должна быть температура воды и стоит ли ее кипятить

Чему нужно учить детей, чтобы никакие национальные экзамены были не страшны?

28 октября 2016 года
12

Евгения Пастернак о новых веяниях в системе образования - национальном экзамене - и о том, какими должны быть современные подходы к обучению


Источник фото: vsluh.ru


Прочитав  новость про очередные реформы образования, я на сутки онемела. У меня дочка в шестом классе, и если вдруг до 2019 года ветер опять не переменится, она попадает под удар в первую очередь.

TUT.BY:

Министр отметил, что к 2021-му году в Беларуси школы перейдут полностью на профильное обучение, и те дети, которые учатся в 5−6-м классе, уже сейчас должны знать правила игры, по которым они будут поступать в вузы.

Поскольку никакой конкретной информации министр не выдал, а то, что выдал, так туманно, что комментировать невозможно, я напишу о другом.

О том, что опять в комментариях вздыхают о советской школе (как она была прекрасна), и о советской системе поступления в ВУЗы (как она была справедлива).



Да, советская школа была сильной. У нее были неоспоримые достоинства и куча недостатков, но она выдавала вполне приемлемый средний уровень, а продвинутым давала возможность учиться в спецклассах и спецшколах. Но… Прошло время.

На самом деле не так много времени прошло, просто человечество изобрело интернет. И этот самый интернет изменил мир. Улучшил, или, наоборот, сломал, это уж каждый решает для себя, но суть в том, что теперь у человечества проблема диаметрально противоположная проблеме среднего советского школьника.

У нас было слишком мало информаци.

Мы жадно слушали польское радио, переснимали подпольно фотографии из импортных журналов, читали книги, перепечатанные на машинке, смотрели по телевизору хоть что-нибудь, если это не программа «Время».

Человек считался эрудированным, если он много помнил.

Мы работали на запоминание. Учили стихи, учили даты, учили фамилии. На экзамене нужно было вспомнить из головы биографию писателя, в жизни «клево» было процитировать чью-нибудь умную мысль. Мы шпиговали мозг фактами, чтобы быть умными.

У теперешних школьников ситуация абсолютно другая ― информации слишком много

Я сама ловлю себя на том, что не запоминаю факт, который мне нужен, я запоминаю место, где его можно найти. А чаще всего просто сохраняю вкладку в браузере. Все запоминать не хватит никакого мозга.

Помните, как нас в школе учили работать с текстом?

  1. Прочитали.
  2. Выделили главную мысль.

Сейчас список модернизировался.

  1. Накачали информацию.
  2. Отфильтровали.
  3. Выделили главное.
  4. Проверили информацию

В современном мире не нужно ничего запоминать, это безумие.

Работать сейчас на запоминание ― это все равно что предлагать жителю блокадного Ленинграда посидеть на диете для лучшего самочувствия. У него другая проблема!

Сейчас информации переизбыток, ее в сотни тысяч (а может быть и миллионы) раз больше, чем может пропустить через себя человек.
 

Источник фото: infinica.ru

Чему нужно учить детей сейчас?

1. Работать с информацией. Аккумулировать, отсеивать ненужное. Фильтровать. Не загружать мозг лишним, чтобы остались силы на важное.

Взрослые часто ужасаются, мол, я в его годы всего Пушкина наизусть, а он три строчки запомнить не может. Это не потому что он тупой, просто мозг уже под завязку. Сто каналов в телевизоре круглосуточно, реклама из каждого столба, звуковой фон везде, включая машину и магазины, сто пабликов Вконтакте, которые ребенок с утра уже прочитал. Пушкин не лезет. Ничего не лезет. Лезет только то, что для него жизненно необходимо, что ценно. Не для мамы ценно, не для учительницы, а для самого ребенка. Любимую компьютерную игрушку он будет помнить досконально, до самого крохотного закоулка.

2. Проверять информацию.

Любая информация нуждается в проверке. Включая школьные учебники. Учитывая их качество, последние нуждаются в проверке особо. Никому и ничему нельзя верить на слово, особенно на печатное слово. Говорят, у нынешних детей уже встроен в мозг антиспам фильтр, это прекрасно, но с этим еще работать и работать.

Эти два пункта полностью отсутствовали в советской школе, а второй так полностью ей противоречит, так что на данный момент ни о каком возвращению к «старой доброй системе образования» речь идти не может.

В идеале нужен абсолютно новый подход, стоящий на старой базе

Я бы забрала из СССР добротные, апробированные годами учебники, согласованные программы по разным предметам, профильные классы… Но как раз это все уже разрушено и утрачено, так что теперь нам оттуда брать нечего.

Возвращаясь к началу статьи, хочется задать массу вопросов, попросить озвучить таки правила игры, поругаться, выпустить пар. Но на самом деле, какая разница, что они там опять придумают, какой экзамен, в какой форме.


Источник фото: audioveda.info

Жизнь будет расставлять все по местам, независимо от оценок и дипломов

И каждый ребенок останется не с оценками, а со знаниями. С реальными знаниями. С умением (или неумением) грамотно писать на родном языке, со знанием (или незнанием) математики, с пониманием (или непониманием) законов природы.

Так что, дорогие родители, будущее наших детей в наших руках. Только в наших. Школа нам, похоже, совсем не помощник. В ближайшие пять лет они будут очень заняты, в очередной раз будут реанимировать труп нашего образования.

С другой стороны, может быть, это и неплохо? Никто не помешает вам (только вам!) учить своих детей анализировать и проверять информацию.

И заодно самим научиться.

Подросток.бел 
специально для Ребенок BY

А как вы относитесь к идее национального экзамена? Что, на ваш взгляд, должен вынести ребенок из школы - знания или умение их найти?