Как курица лапой: нужен ли первокласснику красивый почерк?
Школьные тетрадки могли бы рассказать многое… Тут упала слеза, потому что больше страдать, идеально выводя буквы сил не было. Вот здесь черкали-исправляли ненавистную «Е», потому, что писать «З» шиворот-навыворот невозможно, эти петли, крючки… Кому ЭТО надо?
Учительница не экономит на красных чернилах, а родители первоклашек берутся за голову и пьют валерьянку… Нужно ли вообще «издеваться» над детьми и заставлять их выводить идеально круглые буквы, ровно наклоненные вправо по косым линейкам?
Что говорят…
«… Я считаю, что в современной жизни навык каллиграфии уходит в область хобби. Дети печатают огромные эссе на компьютере, и это не их лень, а требования школы, 99% бумаг просят заполнить печатными буквами…»
«Поколение моих детей не используют курсив вообще. Читают в основном книжки на компьютере, интернет… Менеджеры им шлют заметки по e-mail…»
«Порой мне кажется, что люди разучились писать, они только печатают. Стучат по клавиатуре, тыкают пальцами в экран телефона… А писать от руки уже не модно. Письма на бумаге уже никто никому не пишет. Зачем? Отправил SМS – и порядок. У детей почерки стали ужасные и непонятные, они даже забывают, как какая буква пишется. Сочувствую учителям, которые ночами пытаются разобрать эти каракули…»
Итак, современный мир диктует свои условия. Канули в лету уроки чистописания, позабыты-позаброшенны чернильницы и гусиные перья. Так может, не стоит «заморачиваться» по поводу почерка вообще?
Откуда берутся проблемы с почерком?
Большинство детей приходят в первый класс, не умея писать, этот навык формируется гораздо позже навыков чтения и счета. Как показывает практика, письмо – это самый сложный вид работы для первоклассников. Исследования показали, что на уроке письма маленький школьник испытывает нагрузки, как космонавт в момент старта!
Прежде чем что-то написать, ребенок должен услышать (!) в слове отдельные фонемы, представить, как они будут выглядеть на листе бумаги каждая по отдельности и целым словом…
Пока в голове у ребенка не сформируется образ буквы (т.е. то, КАК именно он будет ее писать), он не сможет выполнить конкретное движение (провести наклонную линию, например). Т.е. в процессе обучения письму тренируется в первую очередь не рука, а мозг!
За хороший почерк отвечает целый ряд факторов. В первую очередь, это мелкая моторика и понимание строения букв. У многих детей и даже взрослых мелкая моторика развита недостаточно хорошо, а осознанное понимание строения букв практически отсутствует. Отсюда и появляются проблемы с почерком: буквы неровные, соединения не те или вовсе отсутствуют, наклон «пляшет».
Чем грозит ребенку плохой почерк?
Во-первых, плохой почерк не дает возможности прочитать написанное (как самому «автору» текста, так и посторонним «читателям» каракулей). Это может повлечь за собой низкую скорость письма и плохие отметки.
«У нас в школе была учительница иностранного языка. Она очень серьезно относилась к почерку и могла порвать тетрадку, если там было нечитаемо. Говорила, что люди, которые пишут, как курица лапой – бесчувственные эгоисты, которым плевать на других…»
Взрослых, конечно же, плохими отметками не напугаешь (да и детей ими пугать бесполезно, тем более, учитывая, что до 3 класса отметки не ставятся), но хороший читаемый почерк – еще никому жизнь не испортил.
Не ругать, а тренировать!
Многие родители, видя «корявки» своего горе-первоклассника, сердятся, начинают в порыве гнева рвать тетради, а порой и бить (!) ребенка по рукам... Это в корне неправильное поведение! Негативные эмоции способны только ухудшить ситуацию: каракули станут еще безобразнее, а ребенок возненавидит занятия письмом.
Попробуйте в качестве эксперимента написать что-нибудь левой рукой (если вы правша). Красиво? Не очень-то отличается от почерка первоклассника, правда? А причина банальна… Не сформирован навык, не выработана привычка писать именно этой рукой! За что же тогда ругать? Надо тренировать!
Выработать красивый почерк помогут задания, развивающие мелкую моторику и зрительно-моторную координацию:
- Прочертить карандашом путь между двумя извилистыми линиями, не касаясь их.
- Обвести рисунок по пунктиру, рядом с контурной линией (с внутренней стороны или с наружной).
- Штриховка.
- Раскрасить рисунок с мелкими элементами.
- Дорисовать симметричную половинку незаконченного изображения.
- Рисовать по клеточкам под диктовку (одна клетка вправо, две вниз и т.д.).
Развитию мелкой моторики способствуют занятия лепкой, бисероплетением, вырезание ножницами по контуру, вязание, вышивка, сборка конструктора из мелких деталей (типа «Лего»), складывание пазлов, сборка головоломок, мозаик.
У мальчиков гораздо чаще возникают проблемы с почерком, они априори менее аккуратны и усидчивы. Поэтому не стоит игнорировать чисто «женские» виды рукоделия. Помогут и традиционные «мужские» занятия: забивание гвоздей, выпиливание, выжигание.
Иногда затруднения с письмом связаны с недостаточным развитием у ребенка координации движений в принципе. В таком случаеможно рекомендовать подвижные игры (например, с мячом), танцы, гимнастику.
В некоторых случаях (достаточно редко) может понадобиться помощь детского невропатолога.
Если ребенок левша, есть ли у него «шанс» выработать красивый почерк?
Конечно! Если у ребенка нормальная координация движений и достаточно развита моторика ведущей руки, проблем с почерком не будет. Прошли те времена, когда левшей поголовно переучивали писать правой рукой!
Грамотный учитель начальной школы знает, как нужно работать с такими детьми: с какой стороны парты посадить, как помочь правильно расположить тетрадь, чтобы наклон был в нужную сторону и т.д. Сейчас выпускают и специальные прописи для левшей.
А на последок я скажу…
Приведу пример… Мама, переехавшая в Штаты на ПМЖ, рассказывает:
… Приехали мы сюда, когда дочь закончила второй класс и должна была переходить в третий. У нее был великолепный красивый наклонный почерк. Учительница была в шоке, потому, что здесь только со второго полугодия третьего класса показывают детям как пишутся прописные буквы. А многие вообще до конца школы пишут печатными буквами, причем с наклоном влево или вообще ровно… Курсив, да еще в Штатах, становится ненужным навыком. Подавляющее большинство американских старшеклассников курсивом не владеют вообще.
Если, несмотря на все усилия (ваши и ребенка), не удается выработать красивый почерк – выдохните… Пусть ребенок пишет правильно и разборчиво, а красота… – на вкус и цвет, как говорится…
Ребенок в первом классе пишет как курица лапой? Это не самое страшное в жизни, успокойтесь… И вообще, у многих «умных и знаменитых» почерк был не ахти… Стоит ли изводить первоклассника? Специалисты утверждают, что окончательное формирование почерка, как и всего организма, заканчивается к 18-25 годам. Может, перерастем?
Уважаемые читатели! А у вашего ребенка красивый почерк? Как вы обучали ребенка писать? Ждем ваши комментарии!
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!
Обсуждаем на форуме



А вообще неразборчивый почерк это беда. Особенно это касается врачей. Доходит до смешного - в листе назначений или истории болезни доктор сам не понимает что он написал. Так как это например может разобрать медсестра, которая должна это назначение выполнить? Так ведь и ошибиться можно, дать не тот препарат или не в той дозе. Наблюдала такую картину лично в РД.


Сейчас в пятом классе обнаружила снова ужасно неаккуратные тетради. И просто объяснила, что таким образом дочка демонстрирует неуважение к преподавателям, и если хочет, чтобы к ней относились хорошо, то должна сама подумать о бедном, читающем ее тетради учителе. Ребенок понял все и снова стал писать нормально. Отмечу, что с каждым годом почерк становится все аккуратнее и красивее. Вспоминая себя, писала хорошо, но реально хорошего почерка добилась ближе к старшим классам.
Во всей системе обучения чистописанию больше всего угнетают требования точного повторения всех букв, все-таки, на мой взгляд, небольшие различия в написании вполне естественны. :-)