Сейчас на сайте
Семейная афиша
Робо: новый фильм для семейного просмотра*
Это интересно
Дизайнер советует, как обустроить стильную детскую
Школьная жизнь
Как родители формируют нервное отношение детей к оценкам?
Здоровье
Как живет семья 9-летней Саши, у которой ДЦП 3 степени
Отношения взрослых
Как понять, что вы живете в созависимых отношениях
Женский мир
15 забавных картинок о беременности и материнстве, знакомые многим родителям Наращивание ресниц: а стоит ли? Развенчиваем распространенные мифы Как белоруска променяла карьеру финдиректора на психологию
Личный опыт
Белоруски рассказывают, как научиться любить свое тело после родов
Психология и воспитание
Узнали, какая модель воспитания научит ребенка противостоять любому стрессу Топ-10 "неудобных" детских вопросов с ответами
Дошколята
Удобно ли вам с коляской гулять по городу? Примите участие в опросе

Если тренер повышает голос, это повод задуматься. Как не ошибиться с выбором кружка для ребенка

16 октября 2019 года

Как выбирать тренера и учителя, который будет заниматься с вашим ребенком в кружке или спортивной секции? Как помочь ему адаптироваться в новом месте и нужно ли присутствовать на занятиях? На эти и другие вопросы ответила ведущая курсов Института Ньюфелда, семейный психолог и мама двоих сыновей Юлия Варлакова на ежегодном онлайн-фестивале Института.

К сожалению, в погоне за академическими результатами часто мы упускаем самое главное — контекст.

Мы учим детей красиво писать, быстро читать, правильно считать, плавать на время и так далее, но не так важны достижения тренера, как то, как ребенок ощущает себя рядом с ним. Достаточно ли ребенку надежно и безопасно, чтобы радоваться победам и грустить о проигрыше, пробовать что-то новое и не бояться ошибиться, можно ли рассчитывать на поддержку тренера?

Это не означает, что образование тренера неважно совсем, но я считаю, что кружки не должны превращаться в погоню за академическими знаниями в ущерб отношениям. Бывает, у педагога вся стена увешана дипломами, а найти контакт с ребенком он не может. 



На что обратить внимание, приводя ребенка в кружок?

Маленькие дети 3-4 лет первый год в секциях занимаются независимо от направления примерно одним и тем же — общей физической подготовкой. Это миф, что если ребенок в 3 года не научится заниматься каратэ, то он никогда не сможет заниматься каратэ. Поэтому в первую очередь обращайте внимание не на направление или деятельность, а на тренера. И чем младше ребенок, тем более это актуально. Здесь нет никаких четких правил.

Прислушайтесь к интуиции, обратите внимание на то, как вы ощущаете себя рядом с этим человеком. При этом не стоит сразу делать выводы, понаблюдайте, как педагог здоровается с вами и с ребенком, пытается ли он проявить искренний интерес, не слишком ли это наигранно. Проследите, о чем тренер спрашивает, интересен ли ему ребенок, как он реагирует на его поведение. 

Строгость и неуважение — разные вещи

Соблюдение правил особенно в травмоопасных видах спорта — очень важно, но дисциплина не противоречит уважительному отношению к детям. Некоторые педагоги на занятиях начинают повышать голос, взывать к совести, пытаются пристыдить детей или, наоборот, постоянно что-то обещают, поощряют наклейками или конфетками. Но есть и другие способы. Тренер, конечно, может устанавливать правила, но всегда нужно давать ребенку ощущение, что поведение ребенка не разрушит их отношения.

Поэтому тренер, который говорит, что детей надо воспитывать в строгости, поддерживает дисциплину криками и постоянными наказаниями, вызывает большие сомнения. Это сигнал о том, что на тренировках, возможно, будет происходить что-то не очень здоровое. 


Источник фото: unsplash.com

 

Известный канадский психолог и психотерапевт Гордон Ньюфелд говорит, что детям-дошкольникам для благополучного развития нужно находиться в отношениях привязанности с теми взрослыми, которые о нем заботятся и оказывают какое-либо влияние на него. 

Есть шесть уровней привязанности, которые при благоприятных условиях развиваются год за годом в отношениях с близкими взрослыми. В отношениях с тренером могут быть развиты не все шесть уровней, и это нормально. Если будет стремление быть похожим и чувствовать свою принадлежность, то ребенок будет гораздо лучше обучаться у своего тренера. 

Рано или поздно дети дозревают до способности учиться вне контекста привязанности, но это происходит гораздо позже (возраст средней и старшей школы). Со временем ребенок будет способен потерпеть, преодолеть себя, идти к своим целям, учиться ради знаний. Но даже в этом случае нельзя сказать, что привязанность больше не нужна. Отношения будут важны всегда.

Нужно ли присутствовать на первом занятии?

Мой ответ «да» по нескольким причинам:

1. Это нормально, когда взрослый, к которому ребенок привязан, знакомит ребенка с новым тренером. Есть стеснительные дети, и это тоже нормально. Ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к человеку, и начать доверять тренеру, чувствовать себя рядом с ним спокойно. И как раз мама или папа помогают ребенку освоиться и установить этот контакт.

2. Хорошему тренеру скрывать нечего. Иногда тренеры говорят, что если вы будете сидеть на тренировке, то ребенок не отойдет от мамы. Вполне естественно, что в незнакомой обстановке ребенок держится возле своей главной фигуры привязанности. И когда педагог говорит, что это ненормально, это тоже повод задуматься.

3. Маленькие дети не всегда способны рассказать о том, что происходило на тренировке по самым разным причинам. И с 4-летним ребенком единственный способ узнать это — поприсутствовать хотя бы на одном занятии.

Здесь можно встретить убеждение, что ребенок должен учиться справляться с трудностями сам, надо преодолевать свою стеснительность, и, кажется, что таким образом мы тренируем смелость и самостоятельность. Но смелый человек — это не тот, кто не испытывает страха, а тот, кто чувствует одновременно и свой страх, и что-то еще (например, интерес и желание попробовать).  Когда мы приводим дошкольника (и даже более взрослого ребенка) на тренировку, это нормально, когда он хочет, чтобы мама и папа пошли с ним хотя бы на первое  занятие.

 

Источник фото: unsplash.com

 

Кружки и секция — это та территория, где ребенок может научиться говорить «нет» эмоциональному и психическому насилию. Если тренер на занятиях позволяет ставить ребенка в угол, а родители это одобряют, маленький человек начинает принимать такое отношение как должное. Важно, чтобы у ребенка было право не ходить на кружок, если ему не нравится тренер. Ребенок не обязан терпеть, когда взрослый его обижает, ранит или как-то задевает. Необязательно бросать занятия моментально, но если ребенок жалуется на грубое обращение, то это повод взрослому обратить на это внимание.

Какие вопросы можно задать тренеру при первой встрече?

Очень часто педагоги любят рассказывать про методику обучения, про прописи, про международную систему и прочее. Я спрашиваю о том, что важно для меня. К примеру, я говорю:

Как вы относитесь к детским слезам, если ребенок упадет или у него что-то не получится? Он же мальчик.

Как вы решаете споры и конфликты между детьми и как вы поддерживаете дисциплину?

Как вы мотивируете детей, есть ли у вас какая-то система поощрений?

Тренер не всегда должен совпадать в своих взглядах моими представлениями. Например, то, что я разрешаю делать детям дома, на тренировке может быть запрещено, потому что в группе детей это может быть опасно. Но мне важно понимать, есть ли у тренера свое мнение на вопросы эмоциональной и психологической сферы.

Если тренер на вопросы о слезах говорит, что нытье не поддерживает, это же мальчик, я делаю для себя выводы. Если он говорит, что у него 10 детей и он не может сидеть с плачущим ребенком пол-тренировки, при этом педагог понимает, что плакать нормально и он постарается ребенка поддержать, насколько это возможно,  для меня это приемлемый вариант.  Часто можно услышать: 

Мальчики не должны плакать и мы здесь этому его будем учить.

Но проявление эмоций и слез — нормальная и важная часть жизни для всех, независимо от пола.

Вопрос про поощрения не означает, что они должны быть. Скорее, это попытка понять, чувствует ли тренер свою способность повлиять на детей без конфет и наклеек.

Есть тренеры и педагоги, которые теряются от моих вопросов. В таком случае есть вероятность, что в сложных ситуациях они будут действовать импульсивно и иногда не очень правильно. Но это не повод отказаться от кружка, нужно смотреть, что будет дальше. Возможно, тренер не может сформулировать ответ, но интуитивно окажется очень отзывчивым.

Как родители могут помочь ребенку привязаться к тренеру?

1. Постепенная адаптация. Есть смысл присутствовать на занятиях, дать отношениям ребенка и тренера постепенно развиться и углубиться.

2. Ритуал сватовства. Нужно стараться доброжелательно отзываться о педагоге, давая понять ребенку, что привязанность к тренеру вы одобряете. 
 

Источник фото: unsplash.com
 

3. Совместный отдых. Если есть возможность — общайтесь с педагогом вне тренировок, собирайтесь вместе с группой, организовывайте совместные семейные выезды, поздравляйте с праздниками. 

4. Диалог с тренером. Помогайте учителю увидеть особенности ребенка, чтобы он не принимал их на свой счет. Например, мой ребенок стеснительный, и некоторые тренеры могут принять стеснительность за нежелание заниматься или за отсутствие интереса. Поэтому я говорю, что в прошлый раз ребенок стеснялся, но дома был очень воодушевлен. Тренеру тоже важно это слышать и чувствовать, что родитель готов взаимодействовать и помогать адаптации ребенка.

Почему дети теряют интерес к занятиям?

Многим знакома ситуация, когда ребенок ходил на занятия, ему все нравилось, а потом надоело, и ходить он больше не хочет. Это может случиться если:

— Привязанность к тренеру не достаточно надежная или безопасная. 

— Погоня за результатом важнее удовольствия от процесса. Если ребенок видит, что нам очень важен его результат, тогда фокус смещается с самого процесса. В результате повышается тревожность у детей, появляется необходимость соответствовать ожиданиям взрослых, а если не получается, они чувствуют угрозу привязанности.

— Давление извне. Желание взрослого сильнее, чем мотивация ребенка.

— Незрелость мозга и психики, когда ребенок еще не способен работать на  результат и держать в голове перспективу. Для многих детей-дошкольников больше подходят кружки, где нет ориентира на результат и можно получать удовольствие от самого процесса.

 

Источник фото: unsplash.com
 

— Сложности с процессом адаптации, когда ребенку не дают возможность проявлять эмоции во время неудачи. Когда у ребенка что-то не получается, особенно важно дать ему "погрустить", поплакать, признать его переживания и при этом поддержать, дать понять, что это нормальные переживания и мы все часто их испытываем. Слезы и грусть помогают нам адаптироваться к сложным ситуациям. 

— Временные сложности, которые ребенок пока не способен преодолеть. Если ребенок не справляется, а мы просим его разбираться с проблемой самостоятельно. И когда эти сложности больше, чем возможности ребенка, он испытывает бессилие и теряет интерес.

—  Сложности в детском коллективе, когда тренер самоустраняется. Считается, что ребенок должен сам научиться взаимодействовать с окружающими, но примеры должны показывать взрослые. как можно решить конфликт в группе, какие есть варианты и не оставляет детей самих решать свои проблемы внутри группы, дает детям ощущение безопасности. 

—  Чрезмерная позитивная мотивация, когда ребенок остается один на один со своими сложными переживаниями. Когда поощряется только хорошее, у ребенка появляется страх: если он ошибется, он все потеряет. Ребенку сложно, он пытается об этом сказать, а мы говорим, что это ерунда, все получится. Важно, чтобы родители принимали ребенка не только, когда ему хорошо, но и когда ему плохо.

—  Действительно неинтересно и надоело. Ребенок должен иметь право отказаться от того, в чем он талантлив и от того, что он хорошо умеет делать. Иногда это очень сложно для родителей, но давайте помнить, что дети проживают свою жизнь, а не нашу. 

И напоследок. Ответьте на вопрос: зачем вы ведете ребенка в секцию?

Чаще всего мы ведем ребенка ради ребенка, но иногда ответы могут нас удивить. Мамы маленьких детей устают и просто хотят побыть в одиночестве, это нормально. Тут очень важно быть честным с самим собой.

Если вы привели ребенка в три года учить буквы, потому что устали, тогда можно найти другой способ, как удовлетворить одновременно потребности ребенка и мамы. Нанять няню или пойти на игровые встречи для мам. Или если вы отдали ребенка играть на пианино, потому что ему это важно или потому что вы не научились в детстве этому. Честность перед самим собой помогает расставить приоритеты. 

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.


Обсуждают сейчас