Ребенок в 4 месяца начал садиться, а в шесть — ходить. Какие ранние навыки должны насторожить родителей?
Родители особенно гордятся достижениями своего ребенка, если он в чем-то опережает других детей: например, начинает самостоятельно садиться в 4 месяца, а ходить — в шесть. Но всегда ли следует радоваться ранним успехам малыша? Или это может быть тревожным признаком? Узнали у врача-невролога.
Мы решили обратить внимание на эту тему благодаря «вирусным» видео в социальных сетях. В последнее время то и дело появляются новости, где родители рассказывают о ранних достижениях своих детей, а комментаторы делятся на два лагеря: одни восхищаются умениями не по годам, а другие тревожатся за здоровье малышей и считают, что ранние «подвиги» — это не норма.
Маленькая Фрейя Минтер из Англии как раз стала героиней таких дискуссий в сети. Недавно ее родители выложили в интернет видеоролик, на котором видно, как девочка в 6,5 месяцев далет свои первые шаги (обычно дети начинают ходить в 9−12 месяцев). По словам близких, малышка могла сидеть без посторонней помощи уже в 4 месяца. И примерно в это же время она начала ходить, держась за руки взрослых. А в самостоятельный «поход» отправилась спустя 2,5 месяца.
Посмотрев видео, некоторые люди посоветовали внести Фрейю в книгу рекордов Гиннеса. Другие же высказали опасение по поводу такого раннего хождения.
А в следующем ролике — девочка Лула, она тоже из Англии. По словам родителей, малышка начала вставать на ноги уже в 8 недель. В 3,5 месяца ее мама Эмили Деррик сняла видео, где Лула уже стоит без посторонней помощи.
Это видео также быстро разлетелось по сети и вызвало много комментариев. Снова люди начали высказывать противоречивые мнения: кто-то восхищался Лулой, а кто утверждал, что у нее проблемы со здоровьем.
Мы постарались разобраться в спорном вопросе: это все-таки плохо или хорошо, когда ребенок начинает рано сидеть, становиться на ноги и ходить?
Навыки детей «по стандарту»
Детский невролог высшей категории медицинского центра «ЛОДЭ» Ирина Шевченко рассказывает, что большинство детей развивается согласно определенному стандарту. Обычно ребенок до года осваивает навыки в такой последовательности:
— к 2 месяцам кратковременно удерживает голову;
— к 3 месяцам поднимает голову, лежа на животе, и несколько минут рассматривает все вокруг, а также пытается достать висящие над ним игрушки, поскольку в 3−4 месяца начинает развиваться хватание;
— в 4 месяца переворачивается на бок, а к 5 — на живот, а также делает первые попытки ползания (чаще всего назад или вокруг себя);
— к 6 месяцам хватает и удерживает предметы;
— к 7−8 месяцам сам садится, а также начинает ползать, пытаясь достать то, что его привлекает;
— к 9−10 месяцам передвигается, держась за опору, и делает первые попытки стоять, а к 10−11 месяцам может самостоятельно стоять и пытается делать первые шаги. К концу первого года жизни большинство детей уже ходит.
Говоря о нормах, детский невролог подчеркивает, что в формировании двигательных навыков допустима разбежка в пределах 2−3 месяцев:
— Кто-то сядет в 6 месяцев, а кто-то — только к 9. И то, и другое — норма, так как учитывается допустимый временной промежуток (так называемый календарный минимум и календарный максимум). Кроме того, иногда наблюдается «путаница» в формировании моторных навыков: кто-то пробует встать, толком не научившись ползать и сидеть. А бывают малыши, которые предпочитают быстро-быстро ползать и вставать, не умея даже сидеть. Чаще всего такой вариант тоже говорит о нормальном развитии. Равно как и тот случай, когда малыш пропускает этап ползания, а сразу начинает ходить. Это не отразится на его будущем становлении, в том числе, на обучении в школе или почерке. Обратные утверждения — просто миф. Но в любом случае, если у родителей есть какие-то сомнения, то лучше проконсультироваться с педиатром или детским неврологом.
Отличия в физическом развитии детей появляются из-за многих факторов. Во-первых, имеет значение конституция и темперамент ребенка:
— Часто преуспевают в моторном развитии «мелкие» малыши, потому что им легче двигаться в пространстве. Рослым и худеньким деткам проще ползать и вставать, но сидеть неудобно, поэтому данный навык у них формируется позже. Пухленьким и коренастым легче и удобнее сидеть, а значит они не торопятся ползать и тем более вставать. Что касается темперамента ребенка, то холерики и сангвиники чаще всего опережают флегматиков и меланхоликов в физическом развитии.
Роль также играет опека над ребенком: насколько родители дают ему свободу в проявлении активности, что непосредственно влияет на освоение новых навыков.
Ранние навыки — повод для радости или тревожный признак?
Большинство родителей считает: если ребенок делает что-то сам, без активного вмешательства со стороны, то это норма. Чаще всего такое утверждение действительно является верным.
— Среди стандартно развивающихся детей встречается небольшое количество малышей с опережающим развитием: они рано начинают садиться, ползать, вставать и ходить. У некоторых детей рост и развитие может происходить «скачками»: они долго ничего не умеют, а потом в один день могут сесть, поползти и встать раньше времени. То же самое часто касается малышей, которые носили с рождения ортопедические приспособления из-за дисплазии тазобедренных суставов: как только травматолог-ортопед назначает им свободный режим, малыши стараются освоить буквально все подряд, опережая нормы.
Но бывает так, что раннее развитие навыков у ребенка связано с отклонениями в состоянии здоровья или заболеваниями. Поэтому врач-невролог в любом случае рекомендует обратиться к специалисту, чтобы исключить возможный риск развития патологий.
Ребенок рано держит голову: хорошо или плохо?
Есть случаи, когда ребенок в 1−1,5 месяца уже достаточно высоко держит голову в положении лежа на животе, при этом напрягает руки и зажимает кулаки. Мама радуется таким «достижениям», но это опасный звоночек, предостерегает врач:
— Это может быть признаком повышенного внутричерепного давления, при котором почти всегда возникает гипертонус в плечевом поясе. Он и заставляет ребенка высоко держать голову, нарушает процесс захвата игрушек ручками и затрудняет повороты на живот. Разобраться в такой ситуации поможет детский невролог, который назначит УЗИ головного мозга. Если данное исследование покажет признаки внутричерепной гипертензии, то нужно будет пройти лечение. Оно поможет своевременно устранить внутричерепное давление, чтобы в дальнейшем у малыша не возникли другие проблемы со здоровьем: мышечная дистония, гидроцефально-гипертензионный синдром, задержка моторного развития.
Ребенок рано сел и встал: хорошо ли это?
Если ребенок не пытается сесть или встать согласно принятым нормам, то родители обычно бьют тревогу. Если же он рано осваивает эти навыки, то радуются и не беспокоятся ни о чем. Но здесь также стоит быть внимательными, поскольку к раннему формированию навыков у детей может приводить синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости:
— Это состояние почти постоянного перевозбуждения, требующее обязательного обследования и лечения у детского невролога. Оно может возникать у детей из-за проблем во время внутриутробного развития или при рождении из-за гипоксии, недоношенности или инфекции. Если у ребенка были подобные проблемы, и он сел в 5,5 месяцев, пополз и встал в 5,5−6 месяцев, то это не следует считать хорошим знаком, а стоит обратиться к специалисту. В будущем у такого ребенка могут быть проблемы с усидчивостью и концентрацией внимания, поскольку такие малыши чаще других страдают СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).
Чем опасно раннее присаживание?
Часто мам интересует вопрос: «Когда можно присаживать ребенка?» Невролог предостерегает от ранних попыток, поскольку это может привести к ряду проблем в будущем.
— Сначала нужно убедиться, что с мышечным тонусом и степенью созревания тазобедренных суставов все в порядке. Если есть отклонения, то раннее усаживание нарушает своевременное созревание этих суставов. А это в будущем способно вызвать осложнения: нарушение осанки и искривление позвоночника (в том числе, ранний сколиоз), деформацию тазовых костей. В будущем может даже понадобиться оперативное вмешательство. По статистике, такие трудности чаще бывают у девочек. Неокрепший в детстве опорно-двигательный аппарат в будущем может обернуться проблемами во время беременности и родов.
Невролог приводит такой простой тест, с помощью которого можно определить, готов ли уже ребенок сидеть:
— Посадите малыша на стол и посмотрите на его спину сбоку. Если вы увидите русскую букву С, то сидеть ему еще рано. А если латинскую букву S, то можете пробовать присаживать ребенка, поскольку у него уже образуются физиологические изгибы позвоночника — лордоз и кифоз.
Чем плохо, если ребенок рано встанет на ноги?
Если это происходит в 6−8 месяцев, то может привести к деформации нижних конечностей по варусному (0-образному) или вальгусному (Х-образному) типу. Насильно удержать ребенка в сидячем положении вряд ли выйдет, но можно предупредить искривление ног с помощью таких рекомендаций:
— Обязательно следует давать ему витамин Д в возрастной дозировке и вовремя ввести прикорм для обеспечения организма всеми полезными веществами. Рекомендуется провести ребенку курс массажа. Он укрепит мышцы, что поможет предотвратить искривление ножек, предупредить частые падения и возможные травмы. Не лишним будет курс из 10 ванночек с экстрактом хвои и морской соли, который укрепит мышцы и улучшит обменные процессы. Но стоит быть осторожными, поскольку возможны аллергические реакции.
А как рано ваши дети начали ползать, сидеть, ходить? И сказалось ли это на здоровье малышей? Поделитесь личным опытом с нами.
